СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. Второй квартал 2015 г.

222СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Второй квартал 2015 г.
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)

Одним из главных событий в ЕС во втором квартале 2015 года стал саммит Восточного партнерства, прошедший 21-22 мая в Риге. Как и предсказывали многие специалисты, встреча завершилась без каких-либо сенсаций. Даже опубликованное накануне открытое письмо 95 депутатов Европарламента к лидерам ЕС с призывом дать европейскую перспективу ассоциированным членам — Украине, Грузии и Молдове, — не смогло повлиять на вполне заурядный формат данной встречи. В отношении столь желанных для некоторых стран планов дальнейшего расширения такие «тяжеловесы» европейской политики как Ангела Меркель, Жан-Клод Юнкер и Дональд Туск четко дали понять, что ничего подобного в ближайшее время не предвидится. Обращаясь к депутатам Бундестага перед отъездом в Ригу, Ангела Меркель заявила, что Восточное партнерство является не инструментом расширения Евросоюза, а лишь инструментом сближения, и не следует давать партнерам напрасных надежд, которые впоследствии тяжело будет реализовать. Жан-Клод Юнкер отметил, что формат данного саммита не подразумевает переговоров о присоединении к ЕС, т.к. страны-партнеры еще не готовы к вступлению, а страны-члены – к расширению. Дональд Туск, подводя итоги саммита констатировал, что странам Восточного партнерства никто не гарантировал автоматического вступления в Евросоюз после подписания договоров об ассоциации, это будет долгий процесс. Молдавский президент Николай Тимофти принял решение, что из-за украинского кризиса его страна пока не станет подавать заявку на вступление в ЕС, несмотря на то, что летом  прошлого года он официально объявил о намерении это сделать в 2015 году. Впрочем, лидеры ЕС все же немного самортизировали ситуацию, в очередной раз пообещав Грузии и Украине безвизовый режим. При этом Жан-Клод Юнкер сообщил, что перечень проблем, над которыми этим странам предстоит работать перед отменой виз, уже передан их правительствам, и Еврокомиссия будет готова оценить качество выполнения этого «домашнего задания» к 15 декабря 2015 года. Если результат будет удовлетворительным, Украина и Грузия смогут пользоваться безвизовым режимом уже с начала 2016 г.  По итогам Рижского саммита была принята совместная 13-ти страничная декларация, состоящая из 30 пунктов, где подробно перечисляются планы и сферы взаимодействия между странами ЕС и восточными партнерами.  Что касается отношений с Россией, то в итоговой декларации ЕС подтвердил свою позицию по «нелегальной аннексии» Крыма и Севастополя, а также относительно территориальной целостности Украины. Одновременно с этим, на полях саммита вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис, министр финансов Украины Наталья Яресько и глава Национального банка Украины, Валерия Гонтарева, подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении третьего пакета макрофинансовой помощи ЕС Украине в размере 1,8 млрд. евро. Данный документ посвящен важным экономическим и структурным реформам в шести следующих областях: государственные финансы, управление и прозрачность, деловой климат, энергетический сектор, система социальной безопасности и финансовый сектор. Помимо этого на саммите в Риге министрами иностранных дел Словакии, Венгрии, Болгарии и Румынии была подписана декларация, поддерживающая идею строительства газопровода, который свяжет Центральную и Юго-Восточную Европу. Название Eastring не упомянуто в документе, но скорее всего речь идет именно об этом проекте, предложенным ранее Словакией. Также эти четыре страны обещали приложить общие усилия по диверсификации источников поставки природного газа и развитию транзитных маршрутов.

Весна не принесла  каких-либо существенных изменений в отношении общей негативной риторики или политики санкций, направленных против России. Притом, что лидеры ЕС практически единодушно проигнорировали приглашения на празднование Парада Победы 9 мая в Москве, три страны Вишеградской четверки все же приняли участие в торжествах. В Москву прибыл президент Чехии Милош Земан, премьер-министр Словакии Роберт Фицо и министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.

С весны в Европе обострилась проблема африканских беженцев. После трагических событий с крушениями паромов в Средиземном море, Еврокомиссия обратилась к странам Центральной и Северной Европы с просьбой принять у себя часть беженцев в рамках программы переселения в ЕС лиц из третьих стран, чтобы помочь «разгрузить» южную часть Евросоюза от их наплыва. Положительно откликнулись только две страны из четырех – Чехия и Польша. Венгрия начала строительство стены на границе с Сербией в зыбкой надежде затруднить приток в страну нелегалов из стран «Южного соседства».

Весной 2015 г. экономическая ситуация в странах ЦВЕ в целом была довольно стабильной. Несколько стран отметились в апреле отрицательной инфляцией: в Польше она составила -0.9%, в Словении -0.7%, Литве -0.6%, в Хорватии и Словакии -0.1%.  В мае цифры несколько изменились: инфляция в  Словении теперь составила -0.8%, в Польше -0.6%, Литве и Словакии -0.1%. Также весной Еврокомиссия представила прогноз экономического роста на 2015 год, согласно которому самое существенное улучшение экономических показателей ожидалось в Польше (3.3%) и Словакии (3.0%). Чешская Республика, как ожидалось, сможет возглавить список европейских стран с самой низкой безработицей. В этой стране она составит 5.6%. Согласно данным Евростата, за последний год цены на электроэнергию снизились в Чехии на 10.2%, в Венгрии на 9.9%, в Словакии на 9.2%. Цены на газ упали в Литве на 18.6%, Венгрии на 13.0% и Словении на 10.7%.  Евробарометр провел опрос жителей в государствах-членах, не входящих в еврозону, интересуясь их мнением о том, выиграет ли их страна от принятия евро или нет. Статистика показала, что 60% респондентов в Венгрии, 55% в Болгарии и 53%  в Хорватии считают, что их страна, присоединившись к евро, извлечет выгоду, а вот 70% опрошенных в Чешской Республике  и 53% в Польше убеждены скорее в противоположном. Более чем 25% рабочих мест в Словакии, Чешской Республике, Эстонии и Польше обеспечиваются экспортом из других государств-членов, — об этом говорится в большом докладе Европейской комиссии, опубликованном в июне.

В апреле Европейская комиссия временно приостановила  финансирование оперативных программ экономического развития Венгрии из средств Европейского фонда регионального развития (ERDF) после того, как аудит в мае 2014 г. выявил “системно слабые места” в способах отбора этих проектов. Общая сумма их финансирования составляет 451 млн.евро.  Гораздо больше повезло весной с финансированием Польше: ЕИБ выделил 231 млн.евро ее энергетической компании ENEA S.A. для  модернизации и расширения сетей электричества в северо-западных регионах. В рамках интеграционной программы INTERREG V, принятой Европейской комиссией в период с 2014 по 2020 годы, Чехия и Польша получат финансирование в размере 226 млн. евро, в целях уменьшения социально-экономического различия между соседними областями. Программа нацелена на строительство и модернизацию более 100 километров приграничных дорог, поддержит 24-спасательные команды,  службы безопасности и кризисного урегулирования, а также поможет организовать международные программы обучения для 4,000 молодых людей. Регионы, затронутые этой трансграничной программой, страдают от высокого уровня безработицы среди молодежи, поэтому главная цель данного проекта заключается в том, чтобы помочь молодым людям в поиске работы путем повышения их профессиональных и языковых навыков. Еще один большой проект финансирования региональной интеграционной оперативной программы для Чешской Республики в размере 5.4 млрд. евро (на период 2014-2020гг.)  Еврокомиссия одобрила в июне. Большая часть этих средств (4.6 млрд.) будет выделена из Европейского фонда регионального развития (ERDF) с целью исправить региональную социально-экономическую неустойчивость в стране. Программа разделена на пять секций (доступность регионов, эффективность государственной службы, региональная администрация и государственные учреждения, развитие местного общества и технологическая оснащенность) и направлена на улучшение системы начального и среднего образования, медицинского обслуживания, а также должна помочь развитию 320 социальных предприятий. Помимо этого в проект включено развитие дорожной сети (прокладка новых 146 км региональных дорог, ремонт более чем 729 км старых, и создание 225 км велосипедных дорожек), модернизация инфраструктуры общественного транспорта и улучшение качества интерактивных государственных услуг. В дополнение к развитию и реконструкции приблизительно 40 национальных культурных памятников, из тех же источников будет продолжено осуществление программы интеграции т.н. маргинальных слоев общества, таких как цыгане. Это будет сделано при поддержке развития социального жилья (5,000 зданий) и создании приблизительно 30 мобильных медицинских команд помощи.

В июне словацкое правительство подтвердило, что два ее инвестиционных банка внесут 400 млн.евро в Инвестиционный План ещё до начала функционирования EFSI (Европейский фонд стратегических инициатив), насчитывающий 315 млрд евро, которые можно будет инвестировать в экономику ЕС до конца 2017 года. Таким образом, Словакия стала седьмым государством-членом, сделавшей вклад через свои инвестиционные банки. Ранее Польша также разместила в Фонде 8 млрд.евро. В июне Совет министров финансов и экономики, наконец, закрыл дело о чрезмерном дефиците в этой стране. Польский дефицит  достиг 3.2% ВВП в 2014 г., но, как ожидают, снизится до 2.8% (ниже 3%-го предела) в 2015 г.

Непросто складывались отношения с Еврокомиссией этой весной у Венгрии и Польши: первая была вызвана в суд за отказ предоставить доступ к профессии нотариуса лицам,  не являющимся гражданином данной страны, а вторая — из-за несоблюдения Директивы 2009/28/EC о возобновляемых источниках энергии. Комиссия полагает, что, вопреки тому, что предусматривает директива, польское правительство неоправданно расходует экологическое биотопливо и сырье иного географического происхождения.  Комиссия также просит Чешскую Республику привести ее законодательство в соответствие с телекоммуникационными нормами ЕС. Чешская правовая система требует от телекоммуникационных операторов, чтобы те  запрашивали регистрацию в коммерческом регистре, а также обязывает их иметь офис в Чешской Республике, что идет в разрез с соответствующей директивной ЕС и делает затруднительным для иностранных операторов предоставление телекоммуникационных услуг в стране. Очередной скандал разразился вокруг венгерского премьер-министр Виктора Орбана, на этот раз из-за его предложения возобновить дебаты о введении смертной казни в Венгрии. На подобные заявления незамедлительно отреагировал президент Комиссии Жан-Клод Юнкер, заявив, что данные высказывания противоречат Хартии о правах человека и, введя смертную казнь, Венгрия вынуждена будет покинуть Евросоюз. В конце мая во время своего визита в Страсбург Виктор Орбан, отстаивая свое мнение перед европейскими депутатами он заявил, что национальные парламенты ЕС должны иметь право самостоятельно обсуждать такие вопросы, а лично он видит большую проблему вовсе не в смертной казни, но в ограничении свободы выражения и свободы мысли.

Составила: Мария Русакова