Страны Вишеградской группы в Европейском союзе. Первый квартал 2015 г.

111СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Первый квартал 2015 г.
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)

Первая половина 2015 года прошла в ЕС под председательством Латвии в Совете ЕС. Как следовало из представленной руководством Латвии программы, ставка делалась на ускорение прогресса в переговорах ЕС по созданию зоны свободной торговли с США, Канадой и рядом азиатских стран. Однако наибольшего внимания удостоились предложения по продолжению программы «Восточного партнерства». В рамках данного проекта Латвия заявила о стремлении к налаживанию политического диалога, экономического сотрудничества и развитию отношений между ЕС и Белоруссией, считая роль этой страны очень важной в урегулировании украинского кризиса. По мнению министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича, ЕС мог бы оказать Минску большую поддержку в подготовке присоединения к ВТО, модернизации страны, а также в решении проблем окружающей среды. Однако, как подчеркнул министр, возможный прогресс в данном случае не означает, что ЕС откажется от своей точки зрения в отношении ущемления прав меньшинств в Белоруссии, необходимости освобождения всех политических заключенных и не перестанет оказывать давления в этих вопросах на белорусское правительство. Другим приоритетом Восточного партнерства Латвия назвала Армению, рассчитывая, что майский саммит Восточного партнерства может стать идеальным поводом для запуска переговоров относительно нового соглашения ЕС-Армения. Не менее важным направлением для Латвии стала заявленная готовность к развитию всестороннего сотрудничества с не входящим в программу Восточного партнерства ЕС Казахстаном. 20 января 2015 г. в Брюсселе был парафирован текст нового соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве, которое должно заменить предыдущий договор 1999 года. Как полагали в ЕС, новое содержание соглашения в большей степени могло бы способствовать политическому и социальному развитию Казахстана по пути демократизации и проведения реформ. В марте 2015 г. состоялось последнее перед майским саммитом Партнерства заседание глав государств и правительств ЕС, посвященное непосредственно всем этим вопросам. После завершения встречи, Совет ЕС сделал заявление о намерении Евросоюза усилить дифференциацию в отношениях с каждым из его шести партнеров: Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Как это формулировалось в коммюнике по результатам встречи, особые усилия должны быть направлены на продвижение сотрудничества в построении государства и усиление демократических институтов на востоке Европы. Европейский совет также с нетерпением ожидал скорейшей ратификации всеми государствами-членами договоров о Глубокой и всесторонней зоне свободной торговли (DCFTA) с Грузией, Молдавией и Украиной.  В рамках DCFTA Евросоюз декларировал намерения инвестировать порядка 1.5 млрд.евро в малые и средние предприятия этих государств.

В первом квартале Польша и страны Прибалтики продолжили выступать в авангарде политики антироссийских санкций. В конце января, в связи с эскалацией ситуации на Донбассе, председательствующая Латвия созвала внеочередное экстренное заседание глав МИД Евросоюза. На этом собрании Литва предложила дальнейшее усиление и расширение антироссийских санкций, а также углубление дипломатической изоляции России. Литву в этом вопросе поддержала Польша. Во время своего визита в Вильнюс, польский министр обороны Т.Семоняк заявил, что первые учения совместной литовско-польско-украинской бригады могут пройти уже осенью 2015 г., а в дальнейшем планируется проводить их регулярно во всех трех странах, включая Украину. Депутат Европарламента от Польши Яцек Сариуш-Вольский, также выступил с предложением  оказания военной помощи Украине.  По словам Сариуша-Вольского, Донецк и Луганск следует вообще отнести к разряду террористических группировок наравне с Исламским государством и бороться с ними не менее жестко. Комментируя обстрел «пророссийскими сепаратистами» жилых кварталов Мариуполя, Дональд Туск также не скупился на суровость в выражениях, призывая усилить европейскую политику в контексте российской агрессии в Украине. По его словам, «в очередной раз умиротворение поощряет агрессора к большим актам насилия» и пришло время для ЕС ужесточить политику на основании «холодных фактов», а не иллюзий. Польша и Прибалтика, выступают не только за продолжение экономической войны с РФ, но и за развертывание крупномасштабного наступления в информационном пространстве.

В польском городе Лодзь 15-17 февраля состоялся восьмой форум Европа — Украина 2015, где основными темами дискуссий стали такие вопросы, как модернизация и развитие экономического потенциала Украины, а также всестороннее использование собственных природных ресурсов и возможностей региональных центров в сотрудничестве с партнерами из Польши и других стран ЕС.

В январе, как обычно, все главные европейские статистические агентства подвели итоги за 2014 г. Несмотря на напряженную экономическую обстановку, порождённую украинским кризисом, впервые начиная с 2007 года европейский автомобильный рынок продемонстрировал рост, при этом самый сильный скачок был зафиксирован в Венгрии, где покупки автомобилей выросли на 20.2%, в Литве на 19%, Латвии на 17%, Чехии на 16.7%, в Польше на 12.9%, в Эстонии на 7%, в Словакии на 9.5%.

В 2014 году Польша снизила свою зависимость от импорта потребляемой энергии на 25,8%, Чешская Республика на 27.9%, а Эстония на 11%.  Самые высокие по ЕС показатели выработки энергии из возобновляемых источников были зарегистрированы снова в Латвии (99.7%) и Литве (91.1%), в то время как твердое топливо было в основном преобладающим в Польше (80.5%) и Эстонии (78.3%).  В то время как Чехия и Словакия улучшили свои показатели занятости населения на  0.7%  и 0.6% соответственно, Польша, наоборот, ухудшила их  на 0.3%. Эстония также вошла в число стран, где было зафиксировано самое большое снижение безработицы за год (с 9,0% в 2013 г до 6,6% в конце 2014 года).

Наиболее драматичная ситуация сложилась в аграрном секторе. Во втором полугодии 2014г., в Польше и Словакии был зафиксирован большой упадок экспорта — около 10%. Рынок этих стран наиболее пострадал от российского эмбарго. В то время как потери Литвы составили порядка 41%, Польши — 19%. В стоимостном выражении потери Литвы и Польши составляют 922 млн. евро и 840 млн. евро соответственно.

За тот же период Инфляция в Венгрии и Литве снизилась в 2014 году на 1.4%, в Польше на 1.0% и в Словении на 0,7%. В первом квартале 2015г. показатели инфляции продемонстрировали дальнейшую динамику: в Польше сокращение достигло 1.3%,  в Венгрии  — 1.0%, Словакии — 0.6%, в Эстонии — 0,2% и в Чешской Республике — 0.1%.

С другой стороны, все страны Центральной и Восточной Европы продолжили отставание по уровню заработной платы на фоне ЕС. В Чехии средняя заработная плата в 2014 году составила 332 евро, в Венгрии 333 евро, в Словакии 360 евро, в Польше 410 евро. Таким образом, во всех этих странах средняя заработная плата является самой низкой в Евросоюзе. Однако следует заметить, что сравнительная таблица изменений в минимальной заработной плате с 2008 г. до 2015 г. показывает значительные улучшения в Словакии например, на 58%, а в Латвии на 57%.

В феврале Европейская комиссия одобрила 18 новых программ по развитию сельского хозяйства на период до 2020 г. Из средств, направляемых  ЕС через европейский Сельскохозяйственный Фонд Развития (EAFRD), в Литву поступят 1.6131 млрд.,  в Латвию 1.0756 млрд., Словакию 1.5453 млрд., в Словению 837.8 млрд. и в Эстонию 823.3 млн. В начале года была также одобрена региональная инвестиционная помощь в размере 58 млн.евро для Duslo a.s, являющейся одной из самых крупных компаний химической промышленности в Словакии. Завод компании расположен в области с высокой безработицей и прожиточным уровнем ниже среднего, поэтому подобный проект инвестиций поможет сохранить 1,800 рабочих мест. Польша в очередной раз стала лидером среди стран-членов ЕС в использовании финансирования в рамках Оперативной программы развития инфраструктуры и окружающей среды Европейского фонда регионального развития  (ERDF). Полная сумма субсидий превысила 2.25 млрд.злотых, в то время как общая стоимость всех проектов составила почти 4 млрд.злотых. В новом году Европейская комиссия также приняла решение об обеспечении детей фруктами и овощами в школах Польши и Чехии, выделив на это финансовую помощь в размере 18 млн. и  4.8 миллионов евро соответственно. Помимо этого Польша получит финансирование трех специальных программ, направленных на улучшение транспортной сети. Для этого будет выделено 221 млн.евро из Фонда слияния.

Составила: Мария Русакова