Дрыночкин А.В. Экономика Чехии и Словакии. М.: МГИМО Университет, 2016. — 144 с.

arrXT_croper_ru

TmISJ_croper_ru


 

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕХИИ  
1.1 Общие сведения о Чехии 7
1.2 Эволюция социально-экономической модели Чехии 9
1.3 Развитие чешской экономики в трансформационный период (с 1993 г.) 23
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ЧЕХИИ  
2.1 Общая характеристика аграрного сектора 35
2.2 Общая характеристика промышленного сектора 44
2.3 Отрасли сферы услуг 58
2.4 Наука и образование 63
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЧЕХИИ  
3.1 Налогово-бюджетная система 68
3.2 Банковско-кредитная система 72
ГЛАВА 4. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧЕХИИ  
4.1 Внешняя торговля 79
4.2 Иностранные инвестиции 85
4.3 Российско-чешские экономические отношения 91
ГЛАВА 5. ЭКОНОМИКА СЛОВАКИИ  
5.1 Общие сведения о Словакии 102
5.2 Экономическое развитие Словакии в дотрансформационный период 104
5.3 Экономическое развитие Словакии с 1993 г. 111
5.4 Отраслевая структура экономики Словакии 123
5.5 Внешние факторы развития экономики Словакии 129
Заключение 144
Список использованной литературы 146

ВВЕДЕНИЕ

Чехия и Словакия — две страны, которые длительное время не воспринимались отдельно друг от друга. Нельзя было упоминать Чехию без упоминания Словакии, и наоборот. Нахождение их в рамках одного  государства обусловили тесное взаимопереплетение культурных, политических, экономических связей. Можно даже говорить о существовании единого  хозяйственного комплекса.

С конца 80-х годов XX века, а после цивилизованного распада Чехословакии и начала самостоятельного функционирования, обе страны прошли сложный путь политической и социально-экономической трансформации от социалистической централизованно-распределяемой системы к рыночной экономике. В настоящее время обе страны относятся к категории стран с развитой экономикой и демократического общественно-политического устройства.

Начиная с 90-х годов в экономике обеих стран происходят серьезные изменения:  преодоление структурных диспропорций, сформировавшихся в социалистический период (в частности, избыточная милитаризованность и развитие тяжёлой промышленности), снижение завышенной энерго-, материало- и импортоёмкости выпускаемой продукции, переориентация внешнеэкономических связей на новых партнёров и т.п.

Положительные итоги социально-экономического развития в Чехии и Словакии обусловлены созданием благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса и притоком иностранного капитала, в первую очередь, из Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов. И Чехия, и Словакия включены в производственные цепочки европейских транснациональных компаний, результатом чего и явились инвестиционные потоки в них извне. Новые технологии и новые формы менеджмента, привносимые этими компаниями, способствуют росту производительности труда, снижению издержек производства, повышению конкурентоспособности производимых товаров.

Вместе с тем, рост издержек по содержанию рабочей силы в этих странах снижает их инвестиционную привлекательность, что усиливает неопределенность их развития в будущем.

Реформы в обеих странах имели (а по мнению многих исследователей, до сих пор имеют) нелинейный вектор развития, сопровождавшийся девиациями от абсолютизации либерально-монетаристских подходов до опоры на социал-демократические рецепты. Опыт прежнего сосуществования Чехии и Словакии также выдвинул проблему ревностного отношения к используемым моделям, инструментам, концепциям и т.п. Ни одна из  стран не хотела оказаться хоть в чём-то хуже соседа, будь то сроки вступления в ЕС или степень похвалы со стороны западных инициаторов трансформации.

Безусловно, отправные точки рыночных реформ в Чехии и Словакии были различны: Чехия была несомненно более развитой в экономическом отношении нежели Словакия. Но опыт трансформации показал, что этот фактор не является определяющим при оценке итогов переходного периода. Формально считается, что переходный период завершился вступлением обеих стран в ЕС. Но функционирование экономик Чехии и Словакии в условиях членства в ЕС не было поступательным и безоблачным. Не наблюдается заметного сближения уровней жизни в Чехии и Словакии со средним по ЕС уровнем, причём вероятность это ничтожно мала. Проводимые в последнее время социологические опросы также показывают, что население обеих стран рассчитывало на значительно лучшие последствия трансформации.

Тем не менее, среди стран, которые начали трансформацию в конце 80-х годов XX веке, и Чехия, и Словакия не относятся к числу маргиналов. Более того, Словакию в середине 2000-х годов даже называли «татранским тигром» за показанные макроэкономические показатели. Чехия, хотя и не удостаивалась такого неформального титула, среди стран Восточной Европы постоянно находится на лидирующих местах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цивилизованный «развод» Чехии и Словакии в 1993 г. начал новую главу в истории этих славянских стран. Самой большой опасностью было бы именовать последовавшие вслед за этим шагом события как необратимые. По крайней мере, неоднократные периоды совместного сосуществования чехов и словаков в рамках одной политической и экономической системы доказывают незавершённость раздельного развития обеих государств. Вполне возможно, что в будущем снова появится некое институциональное образование, объединившее бы эти два славянских народа. Впрочем, нам не дано видеть будущее, и потому возможные любые варианты развития событий.

Пока же можно с большей или меньшей степенью объективности оценивать итоги трансформационных процессов в Чехии и Словакии. Также напрашивается сравнительный анализ хода трансформации.

Следует констатировать, что и Чехия, и Словакия заметно приблизились к конечной цели переходного процесса — построению рыночной экономики и демократического общества. Автор не случайно говорит о неполной завершённости этого процесса, поскольку представления и о демократии, и о рыночной экономике постоянно эволюционируют, в результате чего поставленные в начале трансформационного процесса цели могут постоянно отдаляться, подобно тому, как это происходит при приближении к линии горизонта.

Также можно отметить, что в обеих странах была выбрана линия на т.н. «реформаторский эволюционизм», т.е. на неспешное, но последовательное продвижение к поставленной цели. Это позволило избежать некоторых ошибок и снизить градус социального недовольства при проведении реформ.

Дополнительные возможности для достаточно успешной трансформации в Чехии и Словакии были предоставлены высоким потенциалом индустриального развития, сформированным, однако, в период  функционирования социалистической модели. Именно этот потенциал позволил обеим странам быстро перейти к стадии постиндустриального развития.

Вместе с тем, проблемность экономического развития в этих двух странах не исчезает. Это связано, как ни парадоксально, со вступлением в ЕС, а точнее с ориентацией на ту модель социально-экономического развития, которая проповедуется в Евросоюзе. Как показали события последнего времени либерально-рыночная модель хорошо работает в условиях постоянного возникновения новых рынков, но в случае замедления этого процесса начинаются определённые проблемы, тем серьёзнее, чем медленнее создаются новые рынки. Кризис 2008-2009 гг., и последовавшие за ним «волны» 2012, 2014-2015 гг. фактически формируют цепочку событий, крайне негативно воздействующих на европейскую экономику, и в том числе на экономику Чехии и Словакии. И здесь многое зависит от грамотных шагов властей обеих стран по определению приоритетов экономической политики и от горизонтов стратегического видения контуров будущего мировой экономики.