XII Конференция «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях» / Russia and Central Europe in the New Geopolitical Realities Conference

ОТНОШЕНИЯ СТРАН ВИШЕГРАДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ И РОССИИ В НОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ РЕАЛЬНОСТЯХ

30 ноября 2017 г. в Венгерском культурном центре прошла конференция «Отношения стран Вишеградской четверки и России в новых европейских реальностях», которая стала совместным проектом Посольства Венгрии в Москве в рамках председательства Будапешта в Вишеградской группе и 12-ой международной научной конференции «Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях» Вишеградского центра Института Европы РАН. На одной площадке удалось собрать ведущих специалистов из Венгрии, Польши, Словакии, Чехии и России, занимающихся исследованием политических, экономических и социально-культурных особенностей развития Центральноевропейского региона.

В начале конференции с приветственным словом к собравшимся обратился Посол Венгрии Янош Балла, который рассказал об основных направлениях деятельности его страны в качестве председателя V4. Он отметил, что венгерское председательство, опираясь на достижения предшественников по группе, фокусируется на тех проблемах, решение которых может принести ощутимые результаты для всех членов объединения. Указывая на девиз председательства «V4 объединяет» (V4 connects), Посол сказал, что перед Венгрией стоит задача укрепить сотрудничество между четырьмя странами в области политики, экономики и культуры. Говоря о конкретных мерах, он указал на необходимость расширения экономических, энергетических и транспортных связей в регионе. Посол подчеркнул и значение установления открытого диалога между V4 и его партнерами в ЕС и по всему миру.

Посол Польши Влодзимеж Марчиняк в своей речи обозначил V4 как необходимый элемент европейской архитектуры, который отражает и представляет интересы региона и благодаря которому голос стран в европейских коридорах власти звучит сильнее и убедительнее. Условием продолжительного существования V4, по мнению Посла, стала изначальная общность интересов, общее понимание солидарности, культурная идентичность и взаимное уважение. Между тем, он отметил, что общность интересов не означает их гомогенность. Для укрепления взаимодействия между членами V4 В. Марчиняк призвал усилить сотрудничество между общественными и неправительственными организациями. Также он высказался в пользу укрепления сплоченности региона за счёт расширения транспортной инфраструктуры и активизации бизнес сотрудничества. Он остановился также на вопросе преодоления «отсталости региона».

Посол Словакии Петер Припутен сказал, что участие в V4 является одним из важнейших внешнеполитических направлений его страны. За 26 лет существования четверки она стала символом успешной экономической и политической трансформации, постоянно демонстрировавшей все признаки жизнеспособности. В своем выступлении посол уделил большое внимание словацко-российским отношениям, отметив, что РФ является одним из самых значимых торговых партнеров Словакии. После трех лет падения товарооборота в этом году наметился рост. Словацкая сторона придает значение также сотрудничеству с Россией в сфере образования, культуры, спорта.

Посол Чехии Владимир Ремек поделился итогами визита президента Чехии М. Земана в Россию. Он обратил внимание на внушительность делегации представителей чешского бизнеса, сопровождавших главу государства, и на заключение ими договоров на сумму около 20 млрд. чешских крон (около 750 млн евро). Он рассказал об основании чешско-российского дискуссионного форума, в рамках которого должен выстраиваться и налаживаться диалог между сторонами. Первое заседание намечено на лето 2018 г. в Праге, на котором центральной темой дискуссии станут чешские и словацкие годовщины исторических событий (100-летний юбилей независимого Чехословацкого государства, 80 лет с событий Мюнхенского сговора, 50 лет – Пражской весны, 25 лет – распада Чехословакии). Ответное заседание дискуссионного клуба пройдет уже в Москве. Заявленная тема для обсуждения – развитие научных и образовательных контактов между странами.

Научная часть мероприятия была разделена на четыре круглых стола. Первая дискуссия была посвящена общим вопросам вишеградского сотрудничества, самой вишеградской идее, особенностям функционирования V4, перспективам его взаимодействия с Россией. Руководитель Центра Вишеградских исследований ИЕ РАН Л.Н. Шишелина выступила с вводным докладом, в котором охарактеризовала путь пройденный странами Вишеграда за 26 лет существования объединения. Она отметила, что противоречия V4 с Брюсселем, которые активно тиражируются в СМИ как «новости», таковыми не являются. Отношения всегда были непростыми. Центральноевропейские страны со времени вступления в ЕС последовательно отстаивали свои интересы, что приводило к постепенному замедлению конвергенционного процесса и его большей сбалансированности одновременно. В этой связи с особой осторожностью стоит говорить о неком «третьем пути» политического развития региона. В условиях кризиса европейской идеи, когда она подвергается новому осмыслению, по мнению Л. Шишелиной, поднимается дискуссия о возрождении исторической роли региона, о взаимовлиянии Востока и Запада. Более четкое осмысление нынешнего положения V4 возможно при тщательном изучении прошлого региона.  2018 год, как год, ознаменованный юбилеями значимых исторических событий в истории стран V4, предлагает обратиться к рассмотрению исторических предпосылок современных тенденций в вишеградской политике.

Директор по международным связям фонда Századvég Давид Сабо в своем выступлении рассказал о факторах, которые обеспечили длительное существование V4. Прежде всего, он указал на то, что с самого начала формат объединения не подвергался изменениям, не допускалось увеличение группы за счет привлечения новых членов. Далее он отметил, что взаимодействие между странами всегда было ограничено в объеме и уровне его институционализации. Все 4 страны-участницы не рассматривали V4 как платформу для решения всех возникающих перед ними вопросов, что в свою очередь привело к отказу от создания организационных структур объединения. В-третьих, четверка всегда находила общую повестку дня, которая обеспечивала интересы всех её членов (энергетическая, миграционная политика; вишеградская боевая группа; сфера инноваций и технологий; структурный фонд ЕС). Также взаимодействие в рамках V4 никогда не задевало основные интересы стран-участниц.

Сотрудник Центра Изучения Восточной Европы Варшавского университета Витольд Родкевич предпринял попытку выделить особенности исторического и политического развития стран V4, которые позволили бы говорить о существовании некой центральноевропейской общности. Прежде всего, он указал на глубокую взаимосвязь культурного развития Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Далее, он обозначил такой фактор как опыт нахождения народов этих стран в рамках многонациональных империй. Пребывание в этих структурах привело к осознанию необходимости построения национальной государственности, борьба за которую прошла красной нитью через весь XIX и начало XX вв. В. Родкевич также отметил, что для народов V4 характерно проживание на границах разных систем, по которым проходит социально-экономический, политический и религиозный (цивилизационный) разлом. Таким образом, неоднородное соседство приводит к диалектическому противостоянию внутри этих обществ.

Заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков рассказал о мерах, которые, по его мнению, страны Вишеграда должны принять для того, чтобы повысить уровень своего позиционирования в рамках ЕС. Он отметил, что значение стран V4 за последние 15 лет сильно изменилось; теперь они один из главных центров экономической активности в ЕС. Так, например, уже несколько лет Вишеград – крупнейший торговый партнер Германии (около 12% в 2016 году). Между тем, странам не удалось конвертировать свою возросшую экономическую роль в политическое влияние в ЕС. Это происходит из-за того, что стороны не координируют свои усилия, в сложных ситуациях не объединяются. В свою очередь, по мнению М. Саморукова, выступление единым фронтом привело бы к появлению в ЕС нового центра влияния.

В вопросе выстраивания взаимоотношений между V4 и Россией М. Саморуков подчеркнул, что Москве необходимо заняться собственным позиционированием, поскольку она стала заложником собственной репутации глобального спойлера. Ей необходимо бороться с образом страны, которая больше всего стремится внести разлад в ЕС. Возможно на данном этапе наиболее выигрышно демонстрировать себя Вишеграду в качестве огромного и плохоосвоенного рынка, где конкуренция намного ниже, чем в Европе.

Дискутанты второго круглого стола обсуждали проблематику участия России и Вишеградских стран в общеевропейском энергетическом диалоге. Директор Фонда энергетической безопасности К. Симонов рассказал о современном состоянии отношений России и европейских стран на газовом рынке. Он отметил, что меры ЕС, направленные на недопущение российского газа в Европу, лишают европейскую экономику конкурентных преимуществ и наносят ей ущерб за счет необходимости покупки более дорого СПГ, постройки мало эксплуатируемых трубопроводов и т.п. Он заявил о недопустимости дискриминации поставщиков по политическим мотивам, что, несомненно, противоречит принципам честной конкуренции. Более того, он отметил, что российская сторона не требует исключений для себя и готова к честному состязанию с другими игроками на рынке.

Старший научный сотрудник Института мировой экономики Венгерской академии наук Ч. Вейнер выступил с докладом об особенностях политики ЕС на газовом рынке. Он отметил, что неверно полагать, что ресурсный либерализм ЕС придерживается рыночно ориентированной модели. Для него свойственно выделение субсидий, нарушение рыночного равновесия, в особенности из-за необходимости поддержки мер по обеспечению безопасности и устойчивости поставок. Для ЕС характерен высокий уровень интервенционизма и дирижизма посредством использования регулятивных и технократических инструментов. Он подчеркнул, что постепенный отказ ЕС от российского газа не обусловлен российским фактором. Этот курс исходит из общей политики ЕС, нацеленной на поддержание стабильности в области поставок газа, и постепенным сокращением применения газа на европейском рынке как небезопасного топлива.

Доцент кафедры политических наук Краковского экономического университета Р. Лисякевич представил доклад на тему возможности энерго-диалога в отношениях России и Польши. В ходе выступления была предпринята попытка ответить на вопрос о перспективах деполитизации энергетических вопросов между двумя странами. Р. Лисякевич приходит к следующим выводам: 1) участие политической компоненты неизбежно, когда в деловых отношениях участвуют государственные компании; 2) отношения в области энергетики априори ведут к их неизбежной политизации; 3) обеспечение и поддержка энергетической безопасности также являются политизированными сферами государственных отношений; 4) ограничение напряженности между Польшей и Россией возможно при либерализации энергетического рынка и диверсификации поставок энергоресурсов и их поставщиков.

Также в дискуссии принял участие ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности И. Юшков.

В ходе третьего круглого стола поднимались вопросы, касающиеся экономических, научных и культурных контактов между Россией и странами региона. В этой секции мнением о состоянии и перспективах современного сотрудничества между сторонами поделились зав. Отделом экономических исследований ИЕ РАН А.И. Бажан, ведущий научный сотрудник А.А. Габарта и научный сотрудник М.В. Ведерников Центра Вишеградских исследований ИЕ РАН, аспирант и преподаватель МГИМО Е.А. Сергеев и генеральный директор Международного центра научной и технической информации Е. Угринович.

Завершающая часть конференции была отведена теме «Вишеградские страны, Россия и наше «Общее соседство»: пути к преодолению кризиса». Доцент МГИМО МИД РФ И. Болгова рассказала о современном состоянии программы Восточное партнерство. Она отметила, что ЕС находится в поиске новых оснований для развития данного проекта, предпринимает попытки для его обновления и придания ему нового звучания. Состоявшийся 24 ноября 2017 г. пятый саммит Восточного партнерства приобрел символическое значение, что не в последнюю очередь проявилось в месте его проведения, а именно в Брюсселе. Тем самым европейские чиновники хотели обозначить наличие консенсуса между сторонами и желания продолжать сотрудничество в этом формате.

Научный сотрудник Института славяноведения РАН А. Пивоваренко остановился на теме интересов вишеградской четверки на Балканах. Он отметил, что данная тема обсуждается впервые на подобном мероприятии, что свидетельствует о возросшем интересе центральноевропейских стран к данному региону. Он объясняет это тем, что сказывается исторически сложившееся транзитное значение Балканского полуострова, по пути на Ближний Восток и в Азию. Немаловажное значение Пивоваренко отвел буферному характеру данной территории.

С чешской точкой зрения на проблему ознакомил присутствующих сотрудник аналитического центра EUROPEUM М. Вит. Он отметил, что политические события, которые сегодня имеют место на Балканах, являются прямым свидетельством развернувшегося соревнования между Европейским союзом и Россией в борьбе за влияние.

С заключительным словом к участникам конференции обратилась её организатор Л.Н. Шишелина. Она высказала слова благодарности коллегам из российских научных институтов, иностранным гостям, сумевшим посетить данное мероприятие. Она отметила, что, несмотря на сложные отношения между странами, подобные встречи позволяют установить диалог, дают почву для научных дискуссий. Отдельной благодарности были удостоены посольства вишеградских стран в России, благодаря координационной деятельности которых удается поддерживать и налаживать контакт с представителями научного сообщества. Своеобразность вишеградского образования, расположившегося на пространстве между ЕС и Россией, дает все основания полагать, что оно будет привлекать внимание все большего количества исследователей. Активное участие в работе конференции представителей молодого поколения дает надежду верить в это.

Программа конференции на русском языке