Дрыночкин А.В. ЭКОНОМИКА ВЕНГРИИ. М.: МГИМО-Университет, 2014.- 106 с.

венгрия обложка

 

венгрия тит


Оглавление:

Введение

Глава 1. Краткая характеристика экономического развития Венгрии
1.1 Общие сведения о Венгрии
1.2 Эволюция социально-экономической модели Венгрии
1.3 Периодизация развития венгерской экономики в трансформационный период (1990-2012 гг.)

Глава 2. Отраслевая структура экономики Венгрии
2.1 Общая характеристика аграрного сектора
2.2 Общая характеристика промышленного сектора
2.3 Общая характеристика сферы услуг
2.4 Развитие науки и образования

Глава 3. Финансовая система Венгрии
3.1 Основные институты венгерской финансовой системы
3.2 Налогово-бюджетная система
3.3 Денежно-кредитная система

Глава 4. Внешние факторы развития экономики Венгрии
4.1 Внешняя торговля
4.2 Иностранный капитал в экономике Венгрии
4.3 Торгово-экономические отношения Венгрии и России

Заключение

Краткий обзор литературы, затрагивающей экономические аспекты развития Венгрии


ВВЕДЕНИЕ

Многим известна фраза «Венгрия — самый весёлый барак социалистического лагеря». И пусть российский интернет ошибочно приписывает это качество и Польше, всё-таки впервые эта фраза была произнесена на венгерском и самими венграми.

Появление в конце 60-х годов ХХ века этой лестной характеристики и её длительная жизнь все последующие годы социализма связаны не только с особенностями венгерской культуры или их менталитета, но и со своеобразием венгерской экономической модели, заметно отличной от моделей других соцстран. Для неё были характерны децентрализация (естественно, не полная, а до определенного уровня) процесса принятия экономических решений, параллельное развитие государственной и частной собственности, а также кооперации. Провозглашенный в 1970-х годах курс на интенсификацию производства, разгосударствление его основных составляющих, расширение сети частных хозяйств предопределили существенный подъем экономики, переход к рынку, становление мелких и средних предприятий — всё это способствовало росту уровня жизни населения.

Эти особенности венгерской экономической модели вкупе с готовностью общества к политическими реформам к концу 80-х годов ХХ века, т.е. к самому началу трансформации, привели к тому, что острота трансформационных процессов, ярко проявившая в соседних странах региона, первоначально не казалась избыточной. Среди научной общественности господствовало убеждение, что проводившаяся, пусть и с различным успехом, с 1968 года длительная и довольно радикальная для своего времени реформа административно-командной системы управления экономикой в направлении внедрения экономических рычагов (или, как их называли в Венгрии, экономических регуляторов): цен, прибыли, заработной платы, отчислений в госбюджет и т.д., позволит относительно безболезненно перейти к рыночной экономике.

Эти ожидания оказались напрасными — Венгрия не смогла избежать трансформационного спада в в начале 90-х годов, обусловленного как переходом к рыночной экономике, так и потерей традиционных рынков. Однако, уже во второй половине 90-х годов начинается период экономического роста. И хотя темпы развития не были столь уж впечатляющими (показатели варьировались в пределах 3-5%), Венгрия удостоилась неофициального лидерского звания «паннонского тигра», а во многих рейтингах эффективности трансформации занимала стабильно ведущие позиции.

Причиной этого, по всей видимости, стало довольно строгое следование венгерскими властями чуть ли не всем рекомендациям международных организаций и советников. Здесь и либерализация цен, валютной политики и внешнеэкономической деятельности, здесь и приватизация и связанное с ней развитие частного сектора, здесь и антимонопольная политика и т.п. Особую роль в этот период играл иностранный капитал, который с удовольствием направлялся именно в Венгрию. В результате были созданы некоторые новые для страны отрасли (производство легковых автомобилей, бытовой электроники и мобильных телефонов), коренным образом модернизированы фармацевтическая и пищевая промышленность. Однако, следствием такого внимания иноинвесторов к Венгрии стало практически полная утрата страной национальной промышленности: под контроль иностранных инвесторов попало более 50% оптовой торговли, около 70% обрабатывающей промышленности, 84% банковского сектора, 90% телекоммуникационного сектора. К негативным явлениям можно отнести и прогрессировавший дуализм венгерской экономики, характеризовавшийся наличием двух обособленных друг от друга секторов, различающихся основными показателями эффективности и направлениями развития (ориентация на экспорт или на внутренний рынок).

В конце концов венгерская экономика не выдержала бремени лидерства, «запыхалась» и с начала 2000-х годов стала постепенно и постоянно замедляться. На некоторый период помогло вступление в Евросоюз, благодаря чему экономика получила необходимые для развития средства, но мировой финансово-экономический кризис 2009-2012 гг. снова нивелировал все успехи.

И вот в этот период Венгрия перестала «быть как все», и вновь пошла собственным путём. Однако, если в социалистический период это принесло определённые дивиденды для экономики, то в период разгула маркетизации последствия такой стратегии пока не выглядят достаточно позитивными. Произошедшая за последние несколько лет радикализация венгерского общества и рост право-консервативных и порою националистических настроений привели к смене направлений макроэкономической политики. Впрочем, в силу сильной неопределённости критериев либеральности экономической политики, принимаемые венгерскими властями меры по оздоровлению экономики можно охарактеризовать и положительно, и негативно. Естественно, сторонники экономического мейнстрима и представители альтернативных теорий по разному оценивают сами эти меры и последствия от их применения. Поскольку мейнстримщики находятся в явном большинстве, их оценки доминируют. Хотя порою складывается впечатление, что критика мер венгерских властей носит чересчур догматический характер, заставляя проводить аналогии с апологетикой марксизма в советский период (вспомним: Учение Маркса всесильно потому, что оно верно!). Если отбросить зачастую излишнюю эмоциональность оценок («Венгрия — изгой», «Орбан — диктатор» и т.п.), то следует признать, что многие, хотя и не все, антикризисные и модернизационные меры правительства В.Орбана носят сугубо прагматический характер, а в ряде случаев — и единственно возможны в условиях Венгрии.

Но в любом случае в настоящее время мы наблюдаем достаточно интересную ситуацию: Венгрия, как и в прежние годы позднего, кадаровского социализма, занимается поиском собственного пути развития. Также как и в те годы, этим поискам активно противодействуют, как внутри, так во вне страны. Также как и в те годы, главной целью этих поисков, по крайней мере официально провозглашаемой, является улучшение уровня жизни. И соответственно, главной проблемой является то, что положительный результат этих поисков совершенно не гарантирован.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие экономики Венгрии на протяжении многих лет всегда отличалось преемственностью экономической политики. Эта страна уже давно не практикует резкие изменения экономических механизмов, ориентируясь на эволюционные, последовательные шаги.

Очень хорошо это заметно на примере вступления Венгрии в ЕС: все правительства Венгрии — независимо от их политической ориентации, — в течение 90-х годов и вплоть до получения полноправного членства проводили практически одинаковую политику, направленную на недопущение возможностей получения отказа во вступлении в ЕС. Соответственно, в сфере экономики большое внимание уделялось выполнения требований того объединения, в которое предполагалось вступать (по принципу «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»).

Необходимость свято выполнять требования наставников даже нивелировала возможности ужесточения политической борьбы — политические столкновения конечно же были, но не носили уничтожающего характера.

Ситуация заметно изменилась после вступления страны в ЕС. С одной стороны, отпала необходимость «соблюдать приличия», усиливался соблазн «стать самим собой», заявить о себе и т.п. Это естественным образом вело к рост самобытнических настроений. С другой стороны, нахождение в составе ЕС принесло Венгрии выгоды только на коротком первоначальном этапе членства. Чем дальше, тем меньше эти выгоды становились. Большую роль сыграл и мировой финансово-экономический кризис, в котором сам ЕС не выглядит уж очень убедительно.

На этом фоне приход к власти харизматичного политика является вполне обоснованным. Другое дело, выбор среди возможных вариантов экономической политики. Причём, принципиальная смена экономической модели (например, возврат к централизованно-распределительной модели) скорее всего реализуема с большими трудностями. Поэтому остаётся перебор реальных, не утопических вариантов. Среди наиболее приемлемых являются две разновидности: опора на внутренний спрос и опора на развитие экспорта.

Первая из названных видов экономической политики в Венгрии ранее уже применялась, и судя по всему, особо результативной не была. Несмотря на довольно глубокую теоретическую проработку этого подхода и отсутствие видимых противоречий и недостатков, его реализация в условиях Венгрии сопровождалась активной антилиберальной риторикой и избыточно эмоциональным фоном. Основная суть претензий состояла в следующем: поскольку кризис в страну пришёл извне, то «лечить» болезнь надо снижением открытости венгерской экономики. В частности, было закрыто представительство МВФ в Венгрии[1], наметилось определённое дистанцирование от Евросоюза, усилились разговоры от ответственности расположенных на территории страны «эксплуататорских» ТНК, под эту марку вводились новые специфические налоги и выдавливание иностранных инвесторов путём скрытой национализации или иными способами.

Другая разновидность экономической политики, предполагающая эскпортостимулирование, не имеет столь националистической риторики и не ориентирована на поиск внешних врагов. Наоборот, она предполагает активное участие иностранных инвесторов. Впрочем, судя по принятой в 2012 г. Внешнеэкономической стратегии Венгрии, одной из амбициозных задач которой является удвоение венгерского экспорта в течение 10 лет, власти современной Венгрии не могут полностью отказаться от апробированных мировым сообществом способов экономического оздоровления.

В целом, представляется достаточно очевидным прагматизм и конкретность венгерской экономический политики последних лет. Конечно, тактические шаги венгерских властей в экономической сфере иногда вызывают удивление, вероятно в первую очередь из-за своей нестандартности, но стратегическое направление экономического развития Венгрии прослеживается достаточно ясно.


[1]              Интересно, что Венгрия первой среди стран Восточной Европы в 1982 году вступила в МВФ, и первая же отказалась от его услуг.