Любовь Шишелина: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ

Любовь Шишелина:
ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОЙ

ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ

 Аннотация. В статье анализируются проблемы, возникшие в центральноевропейских странах на фоне борьбы с COVID-19. В большинстве случаев оппозиция не только подвергала критике меры, предпринимаемые правительствами, но и стремилась противодействовать им. Так произошло в Словакии, где не на пользу гражданам тормозились меры, намеченные еще предыдущим правительством. В Чехии оппозиция довела спор с министром здравоохранения до суда. В Польше жертвой пандемии стали выборы президента, когда правительство не смогло в отведенные сроки предложить внятного решения проблемы. В Венгрии на фоне критики жестких решений правительства, карантинные меры оказались гораздо либеральнее, чем в соседних странах. Тем не менее, в свете благоприятных показателей по заболеваемости вишеградские страны в начале мая объявили о начале выхода из карантина. Теперь, когда в принципе уже понятно, как бороться с возможным распространением вируса, внимание перенесено на меры по спасению экономик. Прогнозы Брюсселя неутешительны, население обеспокоено будущим, правительства дают щедрые обещания. Первые результаты должны быть заметны уже в третьем квартале этого года.

Ключевые слова: Вишеградская четверка, Центральная Европа, пандемия COVID-19, антикризисные меры, снятие карантина.


В начале мая страны Центральной Европы начали снимать жесткие карантинные меры, которые они своевременно и последовательно вводили с февраля. Наиболее строгие из них – включающие закрытие национальных границ – пришлись на первые дни марта. Медицинский карантин в этих странах в среднем длился два месяца несмотря на то, что уровень заболеваемости в Словакии, Венгрии, Чехии и Польше был и остается заметно ниже среднеевропейского, а в последние дни новых заражений почти нет.

Тем не менее, последствия пандемии еще могут напоминать о себе, поэтому гражданам предписывается и дальше соблюдать необходимые санитарно-гигиенические меры. Однако по росту политической активности уже заметно, что сейчас всех больше волнуют проблемы, накопившиеся в сферах политики и экономики.

Политические последствия

Меры государств по защите здоровья граждан привели к дестабилизации внутриполитической ситуации, последствия которой, возможно, будут куда более продолжительными, чем сама пандемия.

На период пандемии пришлись два ключевых политических события: выборы в Словакии и Польше. Премьер-министр Венгрии, заранее предвидя затяжной характер карантина, принял 30 марта Закон о мерах защиты на время эпидемии, среди которых было приостановление действия некоторых статей конституции и законодательных актов. В параграфе 6 утвержденного парламентом документа сказано, что после объявления чрезвычайной ситуации отменяются выборы любого уровня, а уже назначенные выборы отодвигаются по датам. Кроме того, вводится ответственность за нарушение режима изоляции, намеренное распространение заболевания, распространение ложных слухов. Закон вызвал острую реакцию как в Брюсселе, так и в самой Венгрии, где снова поспешили обвинить В. Орбана в узурпации власти. Тем не менее, правительство, не используя самых жестких мер, ввело ряд разумных ограничений: социальная дистанция, сокращение и регламентирование времени работы объектов бытового обслуживания и т.д. Одновременно был разработан пакет мер по поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.[1]

Схожие меры были приняты правительствами других вишеградских стран. Однако, в Польше при утверждении пакетов антикризисных мер забыли про выборы президента, назначенные ранее на 10 мая 2020 года. Всего за неделю до этой даты, еще не было ясно, состоятся ли выборы. Их отмена, после томительного ожидания населения, облегчения не принесла. Критика действий правительства в ходе пандемии стала ядром предвыборных кампаний всех альтернативных кандидатов. Предвидя осложнения, они предлагали варианты решения проблемы с одним желанием – избежать удаленных выборов. Среди предложений было продление срока действующего президента на два года[2]. Однако оппозиция в лице главного оппонента – Гражданской платформы – восприняла его в штыки, настаивая на проведении выборов в обычном формате в мае. По датам это совпадало с намерениями правящей партии, которая, используя карантин, хотела провести выборы удаленно – по почте, что вызвало крайне негативную реакцию в обществе. Это противоречило и основному Закону, по которому нельзя менять условия выборов менее чем за 6 месяцев до их проведения. О готовности правящей партии провести удаленное голосование свидетельствовали якобы «потерянные бюллетени», всплывшие в канун назначенной даты. Кроме того, общественность была встревожена запросом на расширенные личные данные избирателей.

30 апреля бывшие президенты и премьер-министры Польши призвали к бойкоту выборов[3] из-за их антиконституционности. Тем не менее, 7 мая сейм одобрил Закон об удаленном голосовании. А 8 мая вице-премьер и министр развития Ядвига Эмилевич[4] выступила с заявлением, что выборы состоятся в конце июня-начале июля. Они пройдут на заочной основе, и их организует Государственная избирательная комиссия, которая начнет разъяснительную работу и подготовку.

В Словакии выборы состоялись в самый разгар пандемии – 29 февраля. Явка оказалась выше, чем в предыдущие годы на 6-7%. Никакой вспышки заболевания после массового прихода людей к избирательным урнам не было. Эта страна до сих пор остается одной из наиболее благополучных по числу заболевших и выздоровевших в Европе и мире[5]. Карантинные меры начались с закрытия внешних границ и введения дополнительных мер в сфере здравоохранения. Ношение масок и перчаток является обязательным с конца февраля, а пример населению демонстрируют сама президент З. Чапутова и правительство страны, которые даже на экране телевизора не появляются без этих «атрибутов времени». С приходом к власти нового правительства вопреки здравому смыслу начали отвергаться меры предыдущего[6]. В частности, проект закона об использовании данных сотовых операторов, подготовленный кабинетом Пеллегрини для отслеживания заболевших, новое правительство подало общественности как вторжение в личное пространство и нарушение прав человека[7]. А предложение социал-демократов от 17 марта о принудительной изоляции прибывших из-за рубежа словаков для проведения теста на коронавирус, было принято Матовичем только 6 апреля. В то же время уже 22 апреля были сделаны первые шаги к снятию ограничений. Им на смену пришли «хирургически точные» эпидемиологические меры в сочетании с экономическими (так называемый «умный карантин»)[8].

В Чехии, где также относительно спокойная ситуация с заболеваемостью, министр здравоохранения принимал меры, которые законодательно оформлялись позднее. Это вызвало много нападок со стороны оппозиции на правительство Бабиша. Попытки властей ограничить передвижение, закрыть ряд объектов торговли и бытового обслуживания на фоне недостатка масок и респираторов, а также падения экономики некоторые журналисты называли «коронадиктатурой» и «коронафашизмом»[9].

Свои претензии к власти наиболее активные граждане пытались предъявить через суд и в ряде случаев они достигли цели. Так, в конце апреля Городской суд в Праге удовлетворил ходатайство об отмене чрезвычайных мер Министерства здравоохранения, поданное адвокатом Андреем Досталом. Неправомочным признали введение мер, ограничивающих деятельность ряда учреждений торговли, и запрет на перемещение людей не постановлениями правительства, а приказами министерства здравоохранения. Суд признал беспрецедентными ограничения основных прав, в частности, свободы передвижения и свободы бизнеса[10]. Он призвал стороны вернуться к порядку и осуществлять деятельность в соответствии с Конституцией. В результате судебного разбирательства Правительство приняло временный закон, расширяющий и уточняющий полномочия министра здравоохранения во время коронавирусной эпидемии[11]. Предполагалось, что этот акт будет действовать и после снятия карантина 17 мая 2020 года.

Таким образом, в странах Центральной Европы по-разному были осуществлены меры, которые позволили реально поставить преграды на пути распространения заболевания. В некоторых случаях, ввиду сложности ситуации, вводимые де факто меры отставали от законодательного оформления, однако это не влияло на их эффективность. Наиболее последовательную, с юридической точки зрения, политику вел венгерский премьер-министр Виктор Орбан, начавший с правового оформления предстоявших действий. И хотя они всколыхнули массу критики по всей Европе, меры, принятые венгерским кабинетом, оказались сравнительно мягкими по сравнению с соседними странами.

Экономические последствия

Ослабление карантинных мер в регионе началось с первой недели мая. Однако, если с медицинской стороной вопроса все более или менее ясно, то экономика остается в зоне риска. Некоторым предприятиям было разрешено частично возобновить работу еще в апреле, но ситуация складывается неблагоприятно. По прогнозам Еврокомиссии[12], из всех вишеградских стран с наибольшими потерями из кризиса выйдет Венгрия. В среднем по ЕС рецессия составит 6-7,5%, а в Венгрии – 7%, Словакии – 6,7%, Чехии – 6,2%. Меньше других по прогнозам пострадает Польша – 4,3%. При этом предполагается, что и в 2021 году страны не смогут достичь уровня 2019 года.

В Венгрии ожидается рост дефицита бюджета с 2 до 5,2%, который затем стабилизируется на уровне 4%. Государственный долг увеличится с 66,3 до 75%, отскочив впоследствии до 73,5%. Безработица может вырасти с 3,8 до 7%. Рецессия с 3 дойдет до 4,8%.

В Польше после коронакризиса прогнозируют крупнейший за 30 лет ее независимого развития период замедления. Ситуация будет зависеть от адекватности мер правительства, которые в свою очередь скажутся на отсроченной избирательной кампании. Брюссельскими аналитиками прогнозируется, что дефицит бюджета может подскочить до 9,5%. Не исключено, что спустя год он вернется к отметке 3,8%. Государственный долг может увеличиться с 46 до 58,5%.

В Словакии рост в 2-3%, наблюдавшийся до 2019 года, сменится падением в 6,7%. Тем не менее, структура производства может позволить Словакии достаточно быстро вернуть свои позиции. Безработица поднимется с 5,8 до 8,8% и затем сбалансируется на уровне 7%. Дефицит бюджета установится около 4,2%. Государственный долг может подскочить с 48 до 60%, но не выше.

Замедление ждет и чешскую экономику. Рецессия по прогнозам составит 6,2%. Однако ускоренный выход экономики из режима ограничений, объявленный еще в середине апреля, позволит стране достаточно быстро наверстать упущенное. Безработица в ближайшие месяцы может увеличиться с 2 до 5%, однако в перспективе стабилизируется на уровне 4,2% – лучший показатель среди вишеградских стран. Дефицит бюджета будет колебаться вокруг 6,7%. В целом ускоренному выходу из кризиса здесь может способствовать анонсированная и уже частично осуществленная государством помощь в размере 17% ВВП. Так что перспектива снижения дефицита бюджета до 4% вполне реальна. Государственный долг по прогнозам вырастет с 30,8 до 38,7-39,9%.

Однако в целом по ЕС будущее будет зависеть от правильности принимаемых правительствами мер, размера дотаций из бюджета ЕС и пакета государственной помощи нуждающимся и бизнесу. В то время, как в Словакии, Чехии и Венгрии предприниматели в целом с пониманием отнеслись к ситуации, в том числе в связи со своевременностью выплат, в Польше возник конфликт между предпринимателями, не получившими обещанной правительством поддержки[13]. Это недовольство используют в своих интересах политики, готовящиеся к предстоящей схватке за пост президента.

Насколько эффективны экономические меры правительств покажет третий квартал 2020 года и тогда, возможно, потребуются их дальнейшая корректировка.

Выводы

Спустя два месяца после введения карантинных мер в вишеградских странах удалось успешно снизить рост заболеваемости. Это позволило правительствам начать постепенное снятие ряда ограничений при соблюдении санитарно-гигиенических правил. Главное – была найдена возможность на полные мощности запустить остановленное производство, что, несомненно, убережет экономики региона от более серьезных негативных последствий. К принятию такого решения подталкивала не только благоприятная эпидемиологическая ситуация, но и действия оппозиции, обвинявшей власти в чрезмерно жестком контроле за населением, нарушающем нормы конституции и демократии. Так или иначе, вишеградские страны, вся Европа и мир получили важный урок и ценный опыт по преодолению биологической угрозы. Он заключен прежде всего в своевременности и эффективности принятия мер. Возможно, будет пересмотрен и список реальных угроз национальной и региональной безопасности. Одновременно важно соблюдать законность и права граждан.


Annotation. The article analyzes the problems that have arisen in Central European societies against the background of measures to combat COVID-19. In most cases, the opposition not only criticized the measures undertaken by governments, but also sought to counteract them. This was the case in Slovakia, where the measures planned by the previous government were hindered not for the benefit of citizens. In the Czech Republic, the opposition appealed the measures undertaken by Minister of Health at the Court. In Poland, the victim of the pandemic became the presidential election, when the government failed to offer a clear solution to the problem within the allotted time frame. In Hungary, against the background of criticism of strict legislative decisions of the government, the actual quarantine measures were much more liberal than in neighboring countries. Nevertheless, against the background of fairly favorable indicators for disease incidence, the Visegrad countries in early may announced the beginning of the release from quarantine. As soon as it became clear in principle how to deal with the possible further spread of the disease, attention focused on measures to save the economy. But unfortunately, the Brussels’ forecasts are disappointing, and while the population is concerned about the future, the governments are making generous promises. The first results of the new situation should be visible in the third quarter of 2020.

Keywords: Visegrad four, Central Europe, COVID – 19 pandemic, anti-crisis measures, lifting of quarantine.


Читать статью на сайте ИЕ РАН


[1] Об этом автор уже писал в записке: Шишелина Л.Н. Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией». Аналитическая записка №11, 2020 (№194). URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an194.pdf

[2] Предложение партии Согласие (Porozumienie)

[3] Former Polish Presidents, PMs Call for Presidential Election Boycott. The New York Times, 30.03.2020. URL: https://www.nytimes.com/reuters/2020/04/30/world/europe/30reuters-health-coronavirus-poland-boycott.html (10/05/2020)

[4] Kiedy i w jakiej formie. Emilewicz o wyborach / https://www.tvp.info/47942255/kiedy-i-w-jakiej-formie-emilewicz-o-wyborach (8/05/2020)

[5] https://coronavirus.jhu.edu/map.html (9/05/2020)

[6] Ведерников М. Новое правительство Словакии: первый месяц в должности. Аналитическая записка №203. ИЕ РАН, 2020. С.2.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Koronadiktatura. Denik.cz. 23.03.2020. URL: https://www.denik.cz/komentare/komentar-lubos-palata-koronafasismus-20200322.html (09/05/20202)

[10] Městský soud v Praze: Omezovat práva měla vláda svými nařízeními, nikoliv ministerstvo / Česká justice. 23.04.2020. URL: https://www.ceska-justice.cz/2020/04/mestsky-soud-praze-omezovat-prava-mela-vlada-svymi-narizenimi-nikoliv-ministerstvo/ (09/05/2020)

[11] Ministerstvo zdravotnictví dostane větší pravomoci, ale jen dočasně. Změnu schválila vláda / Česká televise. 07/05/2020/ URL: https://ct24.ceskatelevize.cz/domaci/3092840-ministerstvo-zdravotnictvi-dostane-vetsi-pravomoci-ale-jen-docasne-zmenu-schvalila (07/09/2020)

[12] Magyarország szerény mentőcsomaggal eshet a legnagyobbat a V4-ek között/Napi.hu 08/05/2020 URL: https://www.napi.hu/magyar_gazdasag/koronavirus-valsag-v4-magyar-lengyel-cseh-szlovak-gazdasag-visszaeses.705786.html?utm_source=index.hu&utm_medium=doboz&utm_campaign=link (08/05/2020)

[13] Warszawa: Policja prewencyjnie zatrzymała demonstrantów sprzed KPRM-u / tvp.info, 08.05.2020. URL: https://www.tvp.info/47937649/warszawa-policja-prewencyjnie-zatrzymala-demonstrantow-sprzed-kprmu (08/09/2020)