ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРГЕНЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Второй квартал 2019 г.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ
КОНВЕРГЕНЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ
И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Второй квартал 2019 г.[1]

(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)

Главным событием весны 2019 г. для Евросоюза стали прошедшие 23-26 мая выборы в Европарламент, принесшие существенные изменения в политический ландшафт Европы. В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) избиратели поддержали противоположные политические силы, что говорит о неоднородности их взглядов на сегодняшнее положение дел в ЕС. Так, например, в Венгрии победила входящая в ЕНП партия Фидес во главе с Виктором Орбаном, набрав 52% голосов. Впрочем, нет гарантии, что она останется в семье ЕНП[2]. На втором месте в Венгрии с результатом 10% голосов находятся сразу две партии – Венгерская социалистическая партия и Демократическая коалиция, а ультраправая партия Йоббик, вопреки ожиданиям, набрала лишь 9% голосов. На выборах в Латвии, получив 26,24% голосов, победу одержала партия «Новое Единство», возглавляемая членом Еврокомиссии по вопросам евро и социального диалога  Валдисом Домбровскисом. Теперь он возвращается в Парламент как представитель ЕНП. Победа была одержана и в Литве, где партию «Союз Отечества – Литовские христианские демократы» поддержало 18,6% избирателей, что увеличило количество их депутатских мандатов с двух до трёх[3].

Либеральная группа в Европарламенте будет усилена прибытием новых делегаций из Центральной Европы: по 2 новых места получили Польша, Венгрия и Словакия[4]. В Эстонии либералы также одержали победу: Партия реформ выиграла выборы, набрав 26,2% голосов. Избранный по ее списку член Еврокомиссии Андрус Ансип, ведающий политикой в области единого цифрового рынка, будет теперь заседать в группе ALDE.

В Польше, как и предполагалось, к победе снова пришла правящая консервативная партия Ярослава Качиньского «Закон и справедливость» (PiS) с 42,4% голосов, увеличив  количество своих депутатов в Европарламенте с 14 до 22. Представитель Европейских консерваторов и реформистов Ганс-Олаф Генкель отверг любой союз с крайне правыми с целью расширения рядов своей группы. Но, отвечая на вопрос о возможности скорого присоединения партии Фидес Виктора Орбана к евроскептикам, Генкель не исключил этого, отметив, что данное решение будет зависеть от венгерской стороны и лидеров группы ECR[5].

26 мая Европарламент объявил, что в этом году выборы отличились самой большой за последние 20 лет явкой. Например, в Польше она удвоилась – с 23,83% до 43%, что является рекордом для европейских выборов в этой стране. Выросла явка и в странах Балтии. В Литве она составила 53%, что значительно превышает среднеевропейский уровень, в Эстонии и Латвии этот показатель был 37% и 33,5%, соответственно[6].

 Проблема верховенства права в Венгрии и Польше

Несмотря на общеевропейские выборы, напряжение вокруг проблемы верховенства права в Польше и Венгрии этой весной не ослабло. «Должен ли ЕС найти новые инструменты для обеспечения верховенства права и общих ценностей во всех государствах-членах?» – этот вопрос стал главной темой дебатов в рамках конференции «State of the Union», организованной Институтом европейского университета, которая состоялась 2-3 мая во Флоренции[7]. Целая сессия данной конференции была посвящена ситуации в Венгрии и Польше и специфике стран Вишеградской группы в целом. Были  рассмотрены различные нарушения судебной системы и проблема независимости судов в обеих странах, а также общий политический климат, окрашенный «автократическими тенденциями». По мнению Балинта Мадьяра, венгерского социолога из Центрально-Европейского университета (ECU) и бывшего министра образования, Венгрия «прошла точку невозврата». Профессор, чей университет был лишен возможности в полной мере осуществлять свою деятельность в Будапеште, выразил убежденность в том, что при наличии независимых судей в стране, «многие члены правящей партии Фидес уже давно находились бы в тюрьме из-за преступной деятельности, связанной с мошенническим использованием средств из европейских фондов»[8]. Балинт Мадьяр считает, что для решения проблем, возникших как в Венгрии и Польше, так и в других странах ЕС, требуются «соответствующие санкции» для противодействия автократическим трендам.  Другой венгр, депутат Европарламента от Зеленых/ЕСА, Тамаш Месзерич, заявил, что, в отсутствие каких-либо конкретных результатов в проблемных странах, ни один инструмент, используемый на уровне ЕС, даже новый инструмент, который поставил бы выплату финансовой поддержки из европейских фондов в зависимость от соблюдения верховенства права, не может быть действительно эффективным.  Он напомнил, что Словакия и Венгрия оспорили в суде ЕС решение «Об обязательном приеме просителей убежища в ЕС», принятое в 2015 г. квалифицированным большинством государств-членов.  Несмотря на то, что Суд подтвердил законность временного механизма, эти две страны не соблюдали обязательства по приему мигрантов[9].

Вице-председатель Еврокомиссии (ЕК) Франс Тиммерманс, принимая участие в дебатах во Флоренции, также проявил определенную степень скептицизма, подчеркнув, что решить проблему верховенства права «помимо воли самих государств-членов» невозможно. Он настоятельно призвал их, прежде всего, обеспечить успех процедуры, предусмотренной статьей 7 Лиссабонского договора, которая, по словам г-на Тиммерманса, «не только касается санкций», но и может иметь позитивные последствия благодаря широкому диалогу с соответствующим странами[10].

Проблема беженцев не раз возникала этой весной в информационном поле ЕС. В начале мая стало известно, что Венгрия вынудила 11 афганских граждан отправиться в Сербию после отклонения их ходатайств о предоставлении убежища. Она депортировала и двенадцатого афганца, который был осужден за незаконный ввоз мигрантов в Кабул. Другую семью из пяти афганцев также был решено выслать, но она подала апелляцию, приостановившую данное решение. 13 мая Европейская комиссия обратилась к Венгрии за разъяснениями в связи со сложившейся ситуацией. Ранее, 8 мая, действия властей Венгрии осудило и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). По мнению УВКБ, действия Венгрии являются «вопиющим нарушением международного права». УВКБ осудило также практику лишения продовольствия, которую Венгрия продолжает применять в отношении молодых беженцев. Пресс-служба Еврокомиссии заявила, что против Будапешта возбуждено дело в связи данными правонарушениями[11].

После завершения своей миссии в Венгрию, комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович обнародовала 21 мая доклад, где заявила, что «нарушения прав человека в Венгрии негативно сказываются на всей системе защиты и верховенстве права в ЕС»[12]. В тексте, состоящим из 37 страниц и 167 рекомендаций, основное внимание уделяется проблемам нарушения прав беженцев, правозащитников и гражданского общества, а также независимости судебных органов и гендерному равенству. В отношении последней проблемы комиссар настоятельно призывает власти Венгрии ратифицировать Стамбульскую конвенцию о предупреждении насилия в отношении женщин и борьбе с ним. В свою очередь, Венгрия, хотя и признает, что в докладе содержатся некоторые важные положения, однако продолжает настаивать на том, что выполняет все свои международные обязательства в отношении уважения прав человека и беженцев[13].

Борьба Еврокомиссии продолжается и на польском фронте. 3 апреля 2019 г. она уведомила Варшаву о том, что начинает новую процедуру в связи с введением в стране дисциплинарных мер в отношении судей. ЕК утверждает, что новый дисциплинарный режим подрывает независимость польских судей, не предоставляя им необходимых гарантий защиты от политического контроля, как того требует Суд Европейского союза. В частности, польское законодательство позволяет подвергать судей общей юрисдикции дисциплинарным расследованиям, процедурам и санкциям, основываясь на содержании принятых ими судебных решений. По мнению Ф. Тиммерманса, эти меры «ставят под угрозу» способность польских судей выполнять свою работу самостоятельно. У Варшавы есть два месяца, чтобы ответить на официальное уведомление[14].

Успехи и провалы европейской интеграции в странах ЦВЕ

Сразу несколько глав правительств из стран ЦВЕ поделились своим видением будущего ЕС на весенних заседаниях Европарламента в Страсбурге. Так, на заседании 12 марта премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини заявил о приверженности своего правительства курсу на сохранение Словакии «в группе наиболее интегрированных стран». Придав своей речи социальную направленность, г-н Пеллегрини призвал к «процветающему» Европейскому Союзу, который обеспечит социально-экономическую конвергенцию, в частности, путем введения порога «минимальной заработной платы на европейском уровне». Он также подчеркнул готовность его страны принять у себя новый европейский орган власти по вопросам труда. Поскольку Словакия в настоящее время председательствует в Вишеградской группе, премьер-министр подчеркнул важность единства между государствами-членами путем избавления от стереотипов «Восток-Запад» для решения проблем как внешних (Россия, Китай, изменение климата), так и внутренних проблем ЕС (нарушение общественного договора, старение населения). «Изоляционизм, протекционизм и национализм не являются решением», – заявил Петер Пеллегрини[15].

17 апреля новоизбранный премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш также выступил в Европейском парламенте. Он заявил, что Евросоюз должен отреагировать на озабоченность своих граждан, которые чувствуют угрозу в экономической и социальной сферах, а также в плане безопасности. По мнению Кариньша, постоянные банковские, государственные долговые и миграционные кризисы привели граждан к «утрате веры» в Европейский проект. В ходе выступления г-н Кариньш особенно подчеркнул два наиболее важных момента в контексте выборов в Европарламент – это борьба с отмыванием денег и борьба с дезинформацией, и обе эти проблемы непосредственно связаны с Россией. По его словам, Российская Федерация является крупным поставщиком незаконных денежных средств. «Грязные деньги» перемещаются из одной страны ЕС в другую благодаря лазейкам в европейской банковской системе. Премьер-министр Латвии признал, что и в его стране имеются недостатки, которые он намерен быстро устранить, и выразил уверенность в том, что через год он сможет давать советы другим европейцам, как очистить их банковские системы. «Это немного похоже на борьбу с крысами. Я могу убедиться, что выгоню крыс из своего дома, и мой дом будет чистым, но как насчет моих соседей?» – сказал он законодателям[16]. Страны Балтии и Северной Европы всё ещё борются с последствиями большого скандала, связанного с отмыванием денег эстонским филиалом Danske Bank. В период между 2007 и 2015 годами Банк обработал около 200 млрд. евро ($226 млрд.) подозрительных транзакций.

Продолжается интеграция электросетей Прибалтики и ЕС. Еврокомиссия объявила, что выделит 323 млн. евро на помощь в синхронизации Балтийской электросети с континентальной системой. В рамках Дня энергетики 19 марта 2019 г. в Брюсселе был подписан грант на поддержку первого этапа инвестиций, требуемых для синхронизации электрической сети балтийских государств с европейской системой[17].

Не стоит на месте и интеграция газового рынка. 15 апреля Европейская комиссия в лице Мароша Шефчовича, вице-председателя ЕК, ответственного за энергетическую политику,  и члена ЕК Мигеля Ариаса Каньете, ведающего вопросами климата и защиты окружающей среды, подписали соглашение о предоставлении гранта в размере 214,9 млн. евро на строительство проекта «Балтийская труба» (Baltic Pipe). Его  также подписали премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и уполномоченный правительства Польши по вопросам энергетической инфраструктуры Петр Наимский. Этот газопровод соединит Польшу и Данию с Норвегией и создаст новый коридор поставок газа на европейский рынок. С 2022 г. трубопровод сможет транспортировать газ из Северного моря на польский и балтийский рынки и в соседние страны. При этом польский газ может также поставляться в Данию и Швецию[18].

Помимо этого, Еврокомиссия 18 марта одобрила меры польского правительства, направленные на увеличение мощностей регазификации и развитие ряда функций газового терминала в Свиноуйсьце. На это будет выделено 128 млн. евро – через Европейский фонд регионального развития и Фонд сплочения. Отмечая, что проект будет способствовать гарантированным поставкам газа в Польшу и страны Балтии, Комиссия считает, что эти меры полностью соответствуют правилам государственной помощи ЕС[19].

В своем докладе от 3 мая ЕК отметила прогресс в процессе вывода из эксплуатации ядерных реакторов в Болгарии, Литве и Словакии. Отмечается, что на соответствующих объектах достигнуты значительные улучшения в результате помощи ЕС в рамках нынешней многолетней финансовой системы. Предлагаемое софинансирование на период после 2021 г. позволит Болгарии и Словакии завершить вывод из эксплуатации своих реакторов, а Литве – продолжить вывод из эксплуатации Игналинской АЭС, что, как поясняет Комиссия, является новаторским мероприятием беспрецедентного масштаба, которое включает извлечение большого количества радиоактивного графита[20].

Вносит свой вклад в европейскую интеграцию и Вишеградская группа, объявившая 1 мая о начале нового конкурса заявок на «Вишеградские гранты» (в основном, проекты с участием гражданского общества), «Вишеград+» (проекты в поддержку демократизации, особенно в государствах, не являющихся членами группы) и «стратегические гранты» (ежегодные стратегические проекты В4). Данные гранты направлены на поддержание трансграничных и транснациональных проектов не только в странах Вишеградского региона, но и в рамках Восточного партнерства, а также в странах Западных Балкан[21].

Европейский суд общей юрисдикции 16 мая отменил решения Еврокомиссии, квалифицирующие польский прогрессивный налог на розничный сектор как незаконную государственную помощь. Суд вынес решение в пользу Польши, постановив, что Комиссия допустила ряд правовых ошибок. В частности, она основывала свое решение на гипотетической общей системе, предусматривающей налогообложение ритейлеров по единой ставке с первого злотого[22].

Польша также собирается подать иск в Суд Европейского Союза с целью оспорить директиву 2019/790 о реформе авторского права, которая, по мнению Варшавы, противоречит европейскому законодательству. Польша выдвигает четыре аргумента: директива не устанавливает баланс между защитой правообладателей и интересами граждан; она не обеспечивает правовой ясности; она может оказать негативное влияние на конкуренцию на едином цифровом рынке; существует риск того, что директива может препятствовать инновациям, а не способствовать им. Варшава надеется получить поддержку со стороны государств-членов, которые при голосовании в Совете ЕС выступали против директивы (Италия, Нидерланды, Люксембург, Польша, Финляндия и Швеция) или воздержались (Бельгия, Словения и Эстония) [23].

Пражская международная конференция по вопросам безопасности сетей мобильной связи пятого поколения (5G), прошедшая 2 и 3 мая под эгидой Министерства иностранных дел Чехии, завершилась принятием пятистраничной декларации, которая  предостерегает от сотрудничества с поставщиками телекоммуникационного оборудования из стран, не подписавших международные соглашения по кибербезопасности и защите данных. Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш в своем выступлении также обратил особое внимание на вопросы безопасности, заявив, что «защита сетей 5G означает защиту нашего существования в целом. Нам нужны три вещи: повышение осведомленности о важности кибербезопасности, изменение способа нашего сотрудничества и готовность инфраструктуры»[24]. В течение этих двух дней на конференции выступили представители ЕС, США. Австралии, Японии, Израиля и Соединенного Королевства. Переход на частоты сети 5G должен начаться в Чехии уже в 2019 г. и быть полностью осуществлен в 2020-м.

Мария Русакова


Литература:

  1. 2018-2019. NN. 12204-12266 (https://agenceurope.eu//fr/accueil.html)

Ключевые слова: Европейский союз, ЦВЕ, Восточная Европа, Вишеградская группа, Прибалтика, Виктор Орбан, судебная реформа в Польше, выборы в Европейский парламент (2019).


[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 17-07-00016 “Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиcа”.

[2] BQE. 2018. N. 12263 27 May 2019

[3] 2019 European election results. Режим доступа: https://election-results.eu/

[4] Ibid.

[5] Ibid.

[6] BQE. 2018. N. 12263 27 May 2019

[7] BQE. 2018. N. 12247 4 May 2019

[8] Ibid.

[9] BQE. 2018. N. 12247 4 May 2019

[10] Ibid.

[11] BQE. 2018. N. 12253 14 May 2019

[12] BQE. 2018. N. 12259 22 May 2019

[13]BQE. 2018. N. 12259 22 May 2019

[14] BQE. 2018. N. 12228 4 April 2019

[15] BQE. 2018. N. 12212 13 March 2019

[16] BQE. 2018. N. 12238 18 April 2019

[17] BQE. 2018. N. 12218 21 March 2019

[18] BQE. 2018. N. 12236 16 April 2019

[19] BQE. 2018. N. 12216 19 March 2019

[20] BQE. 2018. N. 12247 4 May 2019

[21] BQE. 2018. N. 12247 4 May 2019

[22] BQE. 2018. N. 12256 17 May 2019

[23] BQE. 2018. N. 12261 24 May 2019

[24] BQE. 2018. N. 12247 4 May 2019