ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРГЕНЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ Третий квартал 2019 г.[1]

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ
КОНВЕРГЕНЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ
И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Третий квартал 2019 г.[1]
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)

Летом 2019 г. Европейский совет выбирал главных кандидатов на руководящие должности в своих структурах. Основная интрига развернулась вокруг выборов кандидата на пост председателя Еврокомиссии (ЕК). Еще накануне Европейского саммита лидеры стран Вишеградской группы (ВГ) встретились в Будапеште для обсуждения возможной совместной кандидатуры. С такой инициативой выступил венгерский премьер-министр Виктор Орбан, который заявил, что ни при каких условиях не поддержит кандидатуру немца Манфреда Вебера[2]. Конфликт между двумя политиками разгорелся еще весной, после того как последний заявил в своем интервью немецкому телеканалу ZDF, что откажется от должности председателя ЕК, если его успех будет зависеть от поддержки партии В. Орбана «Фидес»[3]. Несмотря на то, что на проходившей 13 июня в Будапеште встрече лидеры стран ВГ так и не смогли определить общего кандидата на должность председателя, они согласовали вопросы, которые, по их мнению, должны стать приоритетными в работе Еврокомиссии. Главы четырех стран также обсудили, как их блок может влиять на решения 27 государств-членов, и как он может быть услышан[4].

После того, как на должность председателя ЕК была избрана Урсула фон дер Ляйен, В. Орбан открыто выступил в ее поддержку[5]. После их личной встречи в Брюсселе 1 августа он сообщил, что идеи Урсулы фон дер Ляйен совпадают с его собственными, особенно в отношении семьи, безопасности и развития европейской обороны, а ее избрание было «хорошим решением»[6]. В свою очередь, избранный председатель ЕК написала в своем твиттере, что дискуссия с главой Венгрии  ей понравилась, и что они а согласились с необходимостью «нового старта» и «прагматических решений» в отношении миграции[7]. В ходе своей предвыборной кампании она утверждала, что ЕК  займет твердую позицию в вопросе о верховенстве права, и это будет касаться всех государств-членов, а не только нескольких конкретных стран. Урсула фон дер Ляйен является сторонницей взаимосвязи распределения из европейских фондов с учетом продвижения по пути верховенства права, однако пока не заявила о каких-либо новых санкциях, что, безусловно, на руку В. Орбану, целью которого является ослабление давления Брюсселя на его страну.

Ожесточенная борьба за важные посты в структурах ЕС развернулась также между проевропейскими силами и евроскептиками. Под действия «санитарного кордона», организованного Европейской народной партией, социалистами, либералами и зелеными против политической группы «Идентичность и демократия» (ID), созданной Маттео Сальвини и Марин Ле Пен, попали также представители польской правящей партии «Право и справедливость» и венгерской правящей партии «Фидес». Кандидатура Беаты Шидло (бывшего премьер-министра Польши и депутата Европарламента) на пост главы Комитета по занятости и социальным вопросам Европейского парламента была отклонена дважды – на заседаниях 10 и 15 июля. Вместо неё была избрана Лючия Николсонова из Словакии, представляющая партию Европейских консерваторов и реформистов.  Даже несмотря на то, что Лючия Николсонова поблагодарила членов комитета за оказанное ей доверие, надеясь на «политическое примирение и конструктивные дискуссии» для улучшения жизни европейских граждан, сопредседатель консервативной группы, поляк Рышард Легутко, не стесняясь в выражениях, осудил позицию социал-демократов. «Их взгляды на демократию полны клише, однако принять кого-либо с взглядом, отличным от их собственного, они не могут» — заявил он, выразив скептицизм в отношении того, как различные группы в комитетах будут работать вместе в будущем[8]. Другой представитель партии «Право и справедливость», Здислав Краснодебски, также не был избран на должность заместителя председателя Европарламента[9]. Таким образом, Польша не смогла провести представителя правящей в стране партии на столь значимую должность.

Несмотря на ажиотаж вокруг выборов кандидатов на должности в обновленные институты ЕС, к проблеме верховенства права в Венгрии всё еще приковано пристальное внимание. 31 мая её правительство объявило о бессрочной приостановке нашумевшей судебной реформы, направленной на создание новой системы административных судов, способных урегулировать споры по ряду сложных вопросов, связанных, в том числе, и с государственными закупками. Реформа предусматривала передачу судов под прямое подчинение министру юстиции и повышение его роли в процессе назначения судей[10].

Согласившись на некоторые перемены в судебной реформе, правительство не отказалось от своих планов в отношении реформы образования. Несколько членов Венгерской Академии наук опубликовали 10 июня письмо Манфреду Веберу, лидеру Европейской народной партии в Европарламенте, с просьбой осудить законодательные изменения, намеченные правительством, и призвать последнее отказаться от реформы. Правительство В. Орбана рассматривает возможность реструктуризации Академии, что нанесет ущерб сети её научных центров, ставя ее под непосредственный государственный контроль. В соответствии с предлагаемым законодательством, исследовательские центры и институты будут отделены от Академии и организованы в новый орган, управляемый советом, 50% которого будут состоять из представителей правительства. Над этим советом будет создан еще один совет, в который войдут исключительно представители правительства. Все члены этих органов будут назначаться премьер-министром[11].

Проблема мигрантов в Венгрии также остается на повестке дня в Совете Европы. В большом докладе, опубликованном 6 июня, Комитет Совета Европы по правам ребенка осудил неадекватность мер, принятых венгерскими властями после соответствующих рекомендаций, сделанных на основании посещения транзитных зон в 2017 г. В документе описываются трудности, с которыми сталкиваются дети, начиная от продолжающегося блокирования доступа к НПО и до неадекватной проверки здоровья несовершеннолетних военными врачами, не имеющими квалификации для проведения таких обследований. Помимо этого, эксперты Лансеротского комитета выявили еще ряд проблем: содержание детей в не предназначенных для проживания помещениях;  отсутствие надзора за подростками в возрасте от 14 до 18 лет со стороны венгерской системы защиты детей, особенно за девочками,  что подвергает их повышенному риску сексуальной эксплуатации; отсутствие доступа к адекватным услугам устного перевода, в том числе во время медицинских осмотров, бесед с социальными службами и сеансов психотерапии[12].

Еврокомиссия не оставляет без внимания проблему мигрантов: 25 июля она начала тройное судебное разбирательство против Венгрии.  Во-первых, был подан иск в суд ЕС в связи с венгерским законом, известным как «анти-Сорос», в соответствии с которым правительство объявило криминализированной деятельность НПО, оказывающих помощь мигрантам, в частности, в вопросе поиска убежища. Второй иск вызван практикой лишения продовольствия мигрантов, в отношении которых принимается решение о возвращении их на родину и которые содержатся под стражей в переходной зоне на границе с Сербией. Наконец, ЕК подала еще один иск в связи с ограничениями на работу ветеринарных врачей, применяемыми Венгрией к гражданам государств, не входящих в ЕС, и имеющим статус долгосрочного резидента[13].

Еврокомиссия продолжает разбирательства по вопросам верховенства права и с Польшей. 17 июля Варшава получила мотивированное заключение в связи с новыми дисциплинарными мерами в отношении польских судей. Как поясняется в заявлении ЕК,  данные меры подрывают независимость польских судей и не обеспечивают необходимых гарантий их защиты от политического контроля. Польское законодательство позволяет подвергать судей первой инстанции дисциплинарным расследованиям, разбирательствам и санкциям на основании содержания их судебных решений. Новые дисциплинарные меры подрывают  независимость и беспристрастность Дисциплинарной палаты Верховного Суда, которая состоит исключительно из судей, избираемых Национальным Советом судей, назначаемых польским парламентом (Сеймом)[14]. Если Польша не предпримет никаких действий, изменяющих данный закон в течение двух месяцев, ей грозит очередное судебное разбирательство.

Беспокойство Еврокомиссии вызывает не только проблема верховенства права в Польше, но и снижение конкуренции на рынке топлива в стране и некоторых соседних государствах в последние месяцы. В связи с этим в начале августа ЕК начала тщательную проверку планов приобретения польской компанией «PKN Orlen» компании «Grupa Lotos». Это две крупные интегрированные нефтегазовые компании, работающие в основном в Польше, где они владеют единственными двумя нефтеперерабатывающими заводами в стране. Данная сделка позволит им устранить сильных конкурентов и укрепит позиции PKN Orlen в сфере поставок битума в Польшу, Чехию, Литву, Словакию, Латвию и Эстонию, а также в сфере поставок смазочных материалов. Наконец, принимая во внимание объемы топлива, которыми владеют PKN Orlen и Grupa Lotos на рынках, ЕК обеспокоена тем, что объединенное предприятие будет иметь возможность прекратить поставки своим конкурентам в нижнем бьефе, тем самым закрывая им доступ на рынки. Расследование по данному вопросу продлится до 13 декабря[15]. Сверх этого, Еврокомиссия грозит Польше еще одним судебным разбирательством из-за несоблюдения директивы о качестве воздуха. 25 июля Варшава получила письмо с официальным уведомлением, предписывающее ей выполнить решение суда от февраля 2018 г. (C-336/16). Причиной  явился слишком медленный прогресс в устранении недостатков и отсутствие координации на национальном и местном уровнях, включая замену устаревших твердотопливных котлов, используемых для отопления домашних хозяйств, и недостаточные меры по развитию транспортного сектора[16].

В налоговой сфере ЕК пристально следит за национальной налоговой практикой Польши и Венгрии в отношении алкоголя и сигарет, которая пока что не соответствует правилам, установленным Евросоюзом. 6 июня Польша получила мотивированное заключение Еврокомиссии на основании того, что ее национальное законодательство не предусматривает возмещения акцизов, уплаченных при импорте этилового спирта, используемого для производства лекарственных средств, после уплаты этих пошлин.  Венгрию, в свою очередь, попросили согласовать свои налоговые ставки на сигареты с минимальным порогом ЕС. На сегодня акцизная пошлина, применяемая Венгрией, остается ниже нужного порогового уровня, что привело к снижению конкуренции с другими государствами-членами и противоречит политике ЕС в области охраны здоровья[17].

Другая нерешенная проблема, из-за которой Венгрия получила мотивированное заключение Еврокомиссии, связана с «невыполнением обязательств по защите прав граждан, работающих по вызову». Директива 2003/88/EC устанавливает ограничение на среднее еженедельное рабочее время для государств-членов в размере не более 48 часов (с учетом сверхурочной работы). Однако в Венгрии работники по вызову могут работать до 72 часов в неделю в течение шестимесячного контрольного периода[18].

Несущественным остается прогресс Венгрии и в борьбе с африканской чумой свиней, распространяющейся в ЕС в последние годы. Согласно докладу Бюро по ветеринарии и продовольствию Еврокомиссии, опубликованному 21 августа, усилия венгерских властей по профилактике и борьбе с этой болезнью весьма «лимитированы» из-за различных проблем. Этому мешают недостоверные данные о количестве зарегистрированных ферм; отсутствие национального руководства по последовательной классификации небольших коммерческих и дворовых свиноводческих хозяйств; отсутствие структурированных контрольных списков с четкими стандартами. В целом, в докладе делается вывод о том, что венгерское законодательство в данной сфере выходит «за рамки» установленных норм в ЕС.

Литва, как отмечается в том же докладе, достигла больших успехов на данном фронте. Вместе с тем, некоммерческие холдинги в этой стране по-прежнему имеют проблемы, связанные с идентификацией и регистрацией свиней[19]. Не слишком удачно складывается также судьба ходатайства Литвы по поводу разрешения применять механизм обратного взимания платы в отношении внутренних поставок нефтепродуктов (дизельного топлива и бензина) в целях борьбы с мошенничеством в сфере НДС. 5-6% бензина и дизельного топлива, размещенных на литовском рынке, продается путем мошеннических торговых сделок, лишая бюджет Литвы около 20 млн. евро в год.  Европейская комиссия отклонила просьбу Литвы, заявив о необходимости поиска всеобъемлющего решения, включая надлежащие меры контроля, ускорение расследований, а также эффективное судебное преследование мошенников. По мнению Еврокомиссии, т.к. бензин и дизельное топливо являются расходными материалами, которые особенно чувствительны к изменениям цен, потребители и покупатели готовы пересечь границу для получения наилучшей цены. Таким образом, существует риск распространения мошенничества на соседние государства-члены[20].

Катастрофическая ситуация складывается вокруг запасов трески в восточно-балтийском регионе. 23 июля Еврокомиссия объявила о немедленном прекращении коммерческого лова на большей части Балтийского моря до 31 декабря 2019 г. Первой забила тревогу Литва, обратившись в Совет министров рыбного хозяйства ЕС с просьбой принять необходимые меры для сохранения запасов трески в восточной Балтике[21].  По словам члена ЕК по вопросам окружающей среды, морских дел и рыболовства Кармену Велла, «последствия упадка запасов трески будут катастрофическими для многих рыбаков и прибрежных общин по всему Балтийскому морю»[22].  Запрет на вылов распространяется на все рыболовные суда в районах Балтийского моря, где имеется запас трески.

Продолжается интенсивная интеграция энергосетей стран Прибалтики в ЕС. Литва, Латвия и Эстония, а также Польша и Еврокомиссия в лице председателя Ж.-К. Юнкера и ответственного за энергетическую политику ЕС  Мароша Шефчовича, 20 июня подписали  дорожную карту для осуществления синхронизации электрических сетей балтийских стран с европейской континентальной сетью через Польшу. «Сегодня мы с гордостью можем констатировать, что выполнили все ключевые этапы и сейчас задаем тон работы до конца 2025 года», – заявил председатель Еврокомиссии[23]. Таким образом, данная церемония подписания является последним актом в открытии «энергетического острова» Балтийского региона, который пока еще связан с российской и белорусской системами. В марте 2018 г. было объявлено о выделении более 320 млн. евро в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF) для поддержки первого этапа инвестиций, необходимых для синхронизации электросетей[24].

Хорошие новости для Польши: Совет по общим вопросам ЕС 18 июля одобрил увеличение доли подписного капитала страны в Европейском инвестиционном банке. Таким образом, подписной капитал Польши увеличится с 5,017 млрд. евро до 11,37 млрд. евро, что делает Варшаву шестым крупнейшим вкладчиком после Германии, Франции, Италии, Великобритании и Испании[25]. Помимо этого, Еврокомиссия одобрила польские меры поддержки энергоемкого бизнеса. Они охватывают период 2019-2020 гг. и имеют стартовый бюджет, оцениваемый примерно в 417 млн. евро. Их цель – поддержка компаний, действующих в Польше в секторах, которые связаны со значительными тратами на электроэнергию, и которые особенно подвержены международной конкуренции. Помощь будет осуществляться в форме частичного возмещения затрат на электроэнергию[26].

Города Острава (Чехия) и Марибор (Словения) вошли в восьмерку площадок, отобранных Европейским совместным предприятием по высокопроизводительным вычислениям (EuroHPC) для размещения новых суперкомпьютеров, которые помогут разрабатывать новые приложения для ряда научных отраслей – от разработки лекарств и новых материалов до борьбы с изменением климата. Бюджет, выделенный на эти цели Евросоюзом, составляет 840 млн. евро[27].

Согласно проведенному Советом ЕС опросу, доступ к правосудию в режиме онлайн и оцифровка судебных процедур остаются в странах ЦВЕ очень разными. Литва лишь в некоторой степени допускает прямой доступ граждан к юридическим документам в режиме онлайн в гражданских делах и не разрешает его в уголовных делах. В Чехии такая возможность предоставляется только в рамках производства по делам о несостоятельности. А Эстония остается чемпионом в области оцифровки судебных процедур. В стране созданы средства связи между практикующими юристами и судами, которые позволяют предоставлять процессуальные документы в суд и следить за ходом судебного разбирательства. В Эстонии 100%  поданных в стране дел обрабатываются с использованием цифровых средств[28].

Имеются позитивные статистические показатели и для Польши: согласно данным барометра Eurobserv’ER 2019, опубликованным 9 июля, страна стала лидером на рынке тепловой солнечной энергии ЕС, используемой для горячего водоснабжения и отопления. В 2018 г. в этой стране данный сектор вырос на 180% до 310 тыс м2 [29].

Мария Русакова


Литература:

  1. 2019. NN. 12267-12317 (https://agenceurope.eu//fr/accueil.html)

Ключевые слова: Европейский союз, ЦВЕ, Восточная Европа, Вишеградская группа, Прибалтика, Виктор Орбан, судебная реформа в Польше, реформа образования в Венгрии.


[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 17-07-00016 “Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиcа”.

[2] BQE. 2019. N. 12273 13 June 2019

[3] Orbán and Weber: From Total Support to Public Break-Up. Режим доступа:

https://hungarytoday.hu/orban-and-weber-from-total-support-to-public-break-up/

[4] BQE. 2019. N. 12273 13 June 2019

[5] BQE. 2019. N. 12309 2 August 2019

[6] BQE. 2019. N. 12309 2 August 2019

[7] Ibid.

[8] BQE. 2019. N. 12299 19 July 2019

[9] BQE. 2019. N. 12293 11 July 2019

[10] BQE. 2019. N. 12267 4 June 2019

[11] BQE. 2019. N. 12272 12 June 2019

[12] BQE. 2019. N. 12270 7 June 2019

[13] BQE. 2019. N. 12304 26 July 2019

[14] BQE. 2019. N. 12298 18 July 2019

[15] BQE. 2019. N. 12311 23 August 2019

[16] BQE. 2019. N. 12305 27 July 2019

[17] BQE. 2019. N. 12270 7 June 2019

[18]  BQE. 2019. N. 12305 27 July 2019

[19] BQE. 2019. N. 12311 23 August 2019

[20] BQE. 2019. N. 12277 19 June 2019

[21] BQE. 2019. N. 12277 19 June 2019

[22] BQE. 2019. N. 12302 24 July 2019

[23] BQE. 2019. N. 12279 21 June 2019

[24] Ibid.

[25] BQE. 2019. N. 12299 19 July 2019

[26] 2019. N.. 12317 31 August 2019

[27] BQE. 2019. N.. 12270 7 June 2019

[28] BQE. 2019. N. 12300 20 July 2019

[29] BQE. 2019. N. 12292 10 July 2019