Михаил Ведерников: О ПРОГРАММЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СЛОВАКИИ В ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЕ (2018-2019)

Михаил Ведерников:
О ПРОГРАММЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СЛОВАКИИ В ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЕ (2018-2019)[1]

В 2018 г. Словакия в пятый раз заступила на пост страны–председателя Вишеградской группы. К этому событию она подготовила весьма насыщенную программу. В документе отражены подходы В4 к главным событиям, совпавшим с председательством Братиславы, среди которых переговоры по Многолетней программе финансового развития ЕС; обсуждение Стратегической повестки для ЕС (2019-2024); выборы в Европейский парламент (ЕП) в мае 2019 г.; выход Великобритании из ЕС в конце марта, 15-летняя годовщина членства стран В4 в ЕС и 20-летие вхождения Вишеградских стран в НАТО; начинающееся в 2019 г. председательство страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Как и четыре года назад, девизом Словакии стало выражение «Динамичный Вишеград для Европы» (Dynamic Visegrad for Europe). Тем самым она сделала акцент на усилении внутренней динамики, состязательности, безопасности, взаимосвязанности, сплоченности вишеградского региона в рамках ЕС. Одновременно с этим в основополагающем документе председательства – её программе – отмечается, что Словакия продолжит работать над проведением в жизнь инициатив, намеченных во время предшествующих председательств ее партнеров по блоку. Тем самым подчеркивается чрезвычайная важность соблюдения преемственности и поддержания общего вишеградского курса, который базируется на трех основополагающих принципах: 1) продвижение общей позиции по вопросам, где подобная точка зрения способствует защите коллективных интересов на общеевропейском уровне; 2) предложение выгодных решений, в вопросах, где это может принести практическое позитивное воздействие для граждан В4; 3) уважение различий путем поиска консенсуса, соблюдающего национальные интересы.

Приоритеты председательства Словакии 2018-2019 гг. обозначены в трех направлениях: 1) Сильная Европа; 2) Безопасное окружение; 3) Умные решения.

В программе отчетливо прослеживается идея о стремлении словаков активно участвовать в дискуссии о будущем ЕС, в которой они хотели бы выступать с позиций его укрепления путем предотвращения создания разделительных линий. В этой связи говорится об активном вовлечении в общеевропейскую полемику по вопросам институциональных преобразований, касающуюся формирования состава Европейской комиссии (ЕК), укрепления демократической законности и усиления роли национальных парламентов в процессе принятия решений в рамках Евросоюза и др. Одновременно с этим отмечается, что поддержание единства ЕС должно происходить не ценой стагнации и ослабления прогресса. Последующая интеграция возможна только в тех областях, где это может принести выгоду. Поэтому В4 делает акцент на социально-экономической конвергенции между странами-участницами ЕС, которая должна исходить из установленных ранее принципов географического баланса, пропорциональности, субсидиарности и институционального равновесия. Что касается Многолетней программы финансового развития, утверждение которой осложняется выходом Великобритании из ЕС, то В4 стремится найти баланс между финансированием новых приоритетных направлений развития Евросоюза и его традиционными компонентами политики.

Во время председательства Словакия будет поддерживать сохранение четкой позиции в области политики сплочения ЕС, которая является основным инвестиционным потоком ЕС, направленным на поддержку роста и занятости в регионе после 2020 г. Также приоритетность этого направления определяется возможностью конкретизации общих позиций относительно будущих механизмов, которые должны быть разработаны на основе представленных в мае 2018 года ЕК законодательных предложений. В вопросе о брезкзите В4 попытается достигнуть сбалансированного соглашения, которое бы, с одной стороны, отражало интересы «четверки», но и при этом сохраняло единство оставшихся 27 членов Европейского союза. Принимая участие в разработке основ будущего взаимодействия между Британией и ЕС, страны Вишеграда постараются выдвинуть на передний план группу общих интересов: торгово-экономические отношения, общую внешнюю политику и политику безопасности, правовые консультации в гражданских и уголовных процессах, сотрудничество в области воздушного и наземного транспорта и обеспечение мобильность граждан.

Помимо этого, по мере возможности Словакия сфокусирует свое внимание на вопросах, касающихся единого европейского рынка и ликвидации оставшихся барьеров в ЕС и расширения рынка товаров и услуг; предпримет шаги в социальной сфере, в области здравоохранения, образования и гражданского общества. «Сильная Европа», по мнению словацкой стороны, возможна только при сохранении общего европейского культурного наследия. В этой связи намечены мероприятия, которые усилят понимание принадлежности вишеградских народов к общей европейской семье.

Второй приоритет словацкого председательства обозначен как «Безопасное окружение», наличие которого воспринимается как основная предпосылка успешной и стабильной внешней политики. Наглядное ухудшение обстановки в ближайшем соседстве  стран В4, где «были нарушены основные нормы международного права, суверенитет и территориальная целостность стран, а также подвергся эрозии контроль за оборотом вооружения, произошло массовое распространение оружия и увеличилось воздействие гибридных угроз», привело к осознанию важности углубления сотрудничества в области политики безопасности. Ключевым инструментом для реализации этих мер продолжает оставаться Глобальная стратегия ЕС по внешней политике и политике безопасности (EU Global Strategy on Foreign and Security Policy). Политической основой работы в этом направлении остается членство стран в ЕС, в рамках которого необходимо усиливать диалог между государствами, предлагая содействие группы в тех вопросах, где оно может принести интересные решения, соответствующие формату ЕС.

Первоочередное внимание словацкого председательства уделено политике безопастности на Западных Балканах. Как отмечается в программе, целенаправленное расширение ЕС в этом регионе является стратегической инвестицией в европейскую безопасность и процветание. И данный процесс возможен только при соблюдении процедур, озвученных брюссельскими властями в феврале 2018 года  в документе «Перспективы доверительного расширения и активизации взаимодействия ЕС с Западными Балканами». В целях дальнейшего укрепления динамики интеграции Словакия сосредоточится на поддержке осуществления вышеупомянутой стратегии. Особые отношения стран В4 с регионом будут использованы для углубления сотрудничества и урегулирования разногласий, существующих здесь с момента распада Югославии.

Следующим звеном в установлении безопасного окружения должна стать стабилизация «восточного участка Европейского Союза», в пределах которого В4 будет поддерживать проведение реформ, имеющих «проевропейскую траекторию». Впрочем, отмечено, что государства-партнеры имеют право выбирать курс внешней политики, который отвечает их представлениям о суверенитете и территориальной целостности. В этом контексте особое внимание уделяется борьбе с гибридными угрозами на фоне предстоящих президентских и парламентских выборов на Украине в 2019 г. Так, словацкое председательство намерено сфокусироваться на внедрении решений саммита Восточного партнерства 2017 года и поддерживать углубление этой программы, для того чтобы она находилась на верхней позиции повестки дня ЕС. В4 планирует принять меры по «приближению» Грузии, Молдовы и Украины к ЕС и НАТО посредством более глубокого внедрения в этих странах Соглашения об ассоциации (Association Agreement) и Соглашения о глубоких и всеобъемлющих зонах свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Areas). Что касается сотрудничества с Арменией, Азербайджаном и Беларусью, то Словакия готова подготовить новые рамочные соглашения для этих стран с ЕС.

В рамках построения крепких отношений в области внешней политики Словакия намерена продолжить диалог с государствами Центральной Азии, Африки в области торгово-экономического сотрудничества, энергетических поставок, сельского хозяйства, обучения и культуры. Также на различном правительственном уровне пройдут консультации в традиционном формате В4+ с США, Канадой, Турцией, Израилем, Японией и Южной Кореей.

Особое внимание Словакия придает обсуждению миграционного вопроса, который стал «одним из главных испытаний европейского общества» (основная тема прошедшего в октябре 2018 г. саммита Европейского совета). Она показала заинтересованность в углублении сотрудничества стран В4 в управлении миграционным кризисом, требующим всеобъемлющего и сбалансированного подхода, основанного на соблюдении принятых ранее правил с учетом реальных возможностей отдельных стран. Вновь было отмечено, что Вишеградская четверка отвергают любые процедуры, нацеленные на введение механизма обязательного распределения беженцев в государствах-членах ЕС. Вместо этого было предложено продолжить практику координации позиций, касающихся законодательных предложений в рамках реформы Общеевропейской системы распределения беженцев (Common European Asylum System) и Дублинского регламента. Решение нынешних проблем В4 видит в устранении первопричин в странах происхождения миграции и её транзита. Таким образом, требуется взаимодействие членов ЕС для ликвидации факторов неконтролируемого переселенческого движения, особенно в Африке и на Ближнем Востоке. Отмечается важность разработки и внедрения Общеевропейского механизма ответа на вызовы миграции (Migration Crisis Reaction Mechanism), целью которого является улучшение условий жизни жителей в неблагополучных государствах. Вдобавок неотъемлемой частью эффективной миграционной политики служит функционирующая система защиты внешних границ, которая усиливает надлежащим образом внутреннюю безопасность ЕС и четкое функционирование Шенгенского пространства. В рамках борьбы с нелегальной миграцией подчеркивается необходимость интенсификации деятельности международной полиции и судебного сотрудничества.

В программе словацкого председательства важное место отводится усилению европейской обороны. В этом направлении страны Вишеграда продолжат подготовку формирования группы материально-технического обеспечения, которую они планируют предоставить в пользование НАТО в соответствии с планом 2017 г. Словакия будет прилагать усилия для обмена опытом стран В4 с другими членами ЕС на уровне Постоянного структурного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (Permanent Structured Cooperation – PESCO) и инициирует дискуссию о совместных проектах в рамках этой структуры. Программа председательства демонстрирует желание В4 принимать участие в координации своих действий с союзниками по североатлантическому альянсу на его восточном фланге. Как отмечается, Словакия в качестве главы Вишеградской группы будет продолжать оказывать помощь Украине и другим важным партнерам НАТО в Европе в форме поддержки осуществления реформ в области безопасности. В качестве ведущей страны Фонда «НАТО-Украина по ликвидации неразорвавшихся боеприпасов и борьбе с незарегистрированными устройствами» Словакия планирует задействовать формат В4 для поддержки своего восточного соседа.

Частью политики безопасности, несомненно, являются вопросы, касающиеся энергоснабжения ЕС. В этом контексте Словакия акцентирует внимание на комплексе вопросов, связанных с практической реализацией установок европейского Энергетического союза. Таким образом, несколько законодательных предложений в рамках программы «Clean Energy for All Europeans» будут в центре внимания стран В4. Группа заинтересована в скоординированном продвижении общих требований по поддержке конкурентоспособности, безопасности поставок, адекватных цен для конечных потребителей и свободы выбора энергетического баланса для каждого государства-члена союза. Вопрос безопасности энергопоставок чрезвычайно актуален ввиду высокой зависимости вишеградских стран от импорта энергетического сырья «из третьих стран». В этой связи председательствующая Словакия сконцентрирует внимание на координации действий «четверки» в продвижении проектов, направленных на укрепление энергобезопасности в Центральной Европе.

Третий приоритет словацкого председательства – «Умные решения». Они предоставляют странам группы возможность создавать условия для повсеместного проникновения в различные сферы деятельности человека цифровых технологий. Важность обращения к данной проблематике объясняется не только динамичным ростом этого сектора экономики, но и конкретной пользой, которую она приносит обществу. Особое внимание планируется уделить реагированию на современные инновационные технологические тенденции, использование которых усиливается на международном уровне. «Циркулярная экономика» и управление использования отходов – области применения инноваций, продвижением которых будут заниматься страны «четверки». Планируется проведение открытой дискуссии по этим инновационным направлениям с целью привлечения инвестиций.

Что касается сравнительной характеристики программы словацкого председательства, то необходимо отметить, что в ней прослеживается прямая преемственность с предшествующими документами вишеградских стран, подчас их дублирование, возвращение к прошлым темам. Одновременно она схожа с программой председательства Словакии в Совете ЕС и подтверждением озвученного в октябре 2017 г. премьер-министром Р. Фицо заявления, что Словакия – это «единственный проевропейский остров в Центральной Европе». Магистральный курс на Брюссель при осторожном напоминании об особой позиции В4 по некоторым вопросам (например, миграция) привел к тому, что в программе отсутствует упоминание России. Отсылки к ней, конечно, есть, однако, их надо искать и расшифровывать. Так, говоря о нависших над Европой угрозах, словаки перечисляют целый ряд, в котором без труда можно отыскать завуалированные обвинения в сторону РФ из-за добровольного присоединения Республики Крым и г. Севастополь и особой позиции по вопросам, касающимся событий на востоке Украины. Также у Словакии вызывает серьезные опасения ее глубокая зависимость от энергопоставок из России, которую составители документа включили в нейтральный дипломатический термин «третьи страны». Таким образом, исходя из содержания программы, можно сказать, что Вишеградская группа не рассматривает Россию как партнера в рамках этого формата, а наоборот связывает с ней наличие определенной турбулентности в центральноевропейском регионе.


[1] Исследование проводится при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 17-0700016 “Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса”.