Любовь Шишелина: О 28 ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ В КРЫНИЦЕ

Любовь Шишелина:
О 28 ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФОРУМЕ В КРЫНИЦЕ

4-6 сентября 2018 в Крынице состоялся 28-ой международный экономический форум. Это ежегодное событие, собравшее свыше 4 000 участников, и в этот раз подтвердило свою репутацию места, где практически безошибочно расставляются акценты в намечающихся европейских тенденциях. Об этом могу судить в юбилейный год со дня своего первого участия в Форуме ровно 10 лет назад. 6 сентября 2018 года, я приняла участие в дискуссии «Центральная Европа в поисках общей стратегии развития», которую провел известный польский телеведущий и журналист Камил Дуртшок. Участниками данного круглого стола стали также депутат Сейма Польши Пётр Апель; бывший министр иностранных дел Венгрии, один из основателей Вишеградской группы Геза Есенский; бывший министр иностранных дел Чехии, ныне директор Чешской Дипломатической академии Кирил Свобода, бывший премьер-министр Литвы, а ныне депутат Сейма этой страны Андрис Кубюлис.

На фото: польский телеведущий и журналист Камил Дуртшок, депутат Сейма Польши Пётр Апель; бывший министр иностранных дел Венгрии Геза Есенский; бывший премьер-министр Литвы Андрис Кубюлис; бывший министр иностранных дел Чехии Кирил Свобода; зав. Вишеградским центром Института Европы РАН Любовь Шишелина.

 

На фоне общей неопределенности в Европейском союзе, связанной с обостряющимся конфликтом вокруг проблемы беженцев, напряженностью отношений с Соединенными Штатами Америки, приближающимся выходом из брюссельской интеграции Великобритании и общей неспокойной ситуацией в соседних странах и регионах, Вишеградская четверка и страны, присоединившийся к ЕС в 2004 году как никогда озабочены будущим Европейского союза и своими перспективами в меняющейся Европе. Что может связывать эти страны в такой ситуации? Следует ли им и дальше настаивать на собственных интересах или временно снизить амбиции во имя сохранения континентального объединения? В дискуссии звучало, что большинство проблем предстают перед историческим европейским проектом впервые, опыта их решений нет. Что может помочь в таком случае? По мнению Кирила Свободы, для Центральной Европы Brexit является более чувствительным, нежели для других регионов, так как Лондон неофициально представлял собой столицу той части Европы, которая не перешла на евро. А вкупе с политическими призывами к реформе ЕС в сторону усиления прав национальных государств (что было особенно оценено вишеградскими странами), являлся как бы «либеральным оппонентом» Брюсселю. Геза Есенский предложил присмотреться к историческому опыту региона, искать ответа вместе с соседями к западу – в частности с Австрией. Любовь Шишелина, отметив большие успехи в области экономики, которые страны региона достигли со времени вступления в ЕС, высказала мнение, что было бы неплохо подтянуть до аналогичного уровня влиятельности эффективность политического участия В4 в принимающихся в Брюсселе решениях. Тем более, что на сегодня уже очевидно, что, не признавая этого в открытую, «старички» Евросоюза после долгого сопротивления исходящим из «новой Европы» инновативных предложений, вынуждены признать правоту многих из них. А в целом – полезно продолжать «углубление» Вишеградской четверки, вопреки призывам к ее «расширению», что может быть столь же непредсказуемо для нее, как и для Европейского союза. Андрис Кубюлис, который помимо множества других своих должностей, является ныне и советником президента Украины Петра Порошенко, предложил сплотиться перед лицом агрессивного восточного соседа (России – которую назвал слоном, попутно обвинив ее элиту в клептократии и прочих подобных грехах) и больше внимания уделять инвестициям в экономику «страдающей от агрессии Москвы страны».

Вообще тема Украины за 10 лет крыницких форумов значительно эволюционировала. Будучи еще пять лет назад в числе топовых дискуссий, особенно чутко воспринимаемая призывы посланцев западной части страны – «принять хотя бы их» в Европу, поскольку «та, вторая часть, — совсем «не такая и варварская, как и Россия», и может остаться в «СНГ», украинские панели собирали наибольшее число участников и слушателей. Сегодня, несмотря на огромное представительство Украины на форуме, она уже не привлекает того внимания, на которое, очевидно, рассчитывают в Киеве. Представляется, что Европа пребывает в растерянности, что делать с ней дальше, так как добиться желаемого за практически пять лет от властей Киева не удалось. К тому же, неожиданной стала жесткая позиция России по дальнейшему продвижению несогласованного с ней «партнерства» вглубь сферы ее геополитических интересов. На каждой панели задавался вопрос о европейских перспективах Украины и всегда он неизбежно спотыкался о молчание важных участников дискуссии, либо об их решительное «нет».  На самом деле Европа, в том числе Центральная, ныне более увлечена кавказскими и среднеазиатскими проектами, о чем пунктуально свидетельствует статистика.

Безусловным королем политической части дискуссии на 28 форуме была т.н. «Карпатская Европа», или проект «Междуморья», воплощающий стратегическую роль Польши в Центральной Европе. На карте же это выглядит как протянувшаяся с севера на юг — от Балтики до Черного моря – «изгородь», отделяющая «европейскую Европу» от России. Это ощущение усиливает и прекращающееся железнодорожное сообщение из России через Украину. Изначально логистический проект объединения Восточной и Центральной Европы магистральными вертикалями север-юг, сегодня переходит на стадию дискуссии о создании регионального парламента и более тесного практического взаимодействия. Однако вне Польши у этого проекта в самой Центральной Европе есть как сторонники, так и противники. Очень не нравится этот проект немецким политикам. В стороне остается и Австрия. Однако есть и важный идеологический спонсор этого проекта – Соединенные Штаты Америки.

В любом случае, важные перемены захватывают не только Европейский союз в целом, но и его регионы, потому дискуссия, в том числе и на Крыницком форуме, в ближайшие годы будет оставаться весьма интересной и важной.

Названия многих панельных дискуссий напрямую отражали актуальные проблемы ЕС. Так, одна из них называлась – «Смещения политического веса на восток Европы», другая «Европа общих ценностей или Европа общих интересов?». На последней весьма эффектным было выступление министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто. Он в частности отметил, что со времени Лиссабонского соглашения в Европе избегают решения реальных проблем, маскируя все понятием «общих ценностей». В качестве примера он привел отношение Брюсселя к двум проектам, связанным с Россией – «Северному потоку» и «Южному потоку». По мнению министра, оба являются весьма важными для Европы и не нарушают общей тенденции к диверсификации поставок газа, однако у Северного потока более важные лоббисты, потому он движется, в то время как Южный остановился. А что это, если не наличие двойных стандартов в самой Европе, сегодня переживающей серьезный кризис единения?

На фото в центре министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.