Любовь Шишелина:
О ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВЕ СЛОВАКИИ В СОВЕТЕ ЕС
1 июля 2016 года председательство в Совете Европейского союза впервые в истории перешло к Словацкой республике. На этом посту она останется до 31 декабря 2016 года. И хотя понятно, что после принятия Лиссабонского договора, эта позиция несколько утратила свою значимость в пользу постоянных органов Евросоюза, тем не менее, у Словакии есть неоспоримый шанс оставить свой след в истории управления европейской интеграцией.
Цели словацкого председательства базируются на четырех принципах:
— экономически сильная Европа;
— единый современный рынок;
— устойчивая политика в вопросах миграции и политики предоставления убежища;
— вовлеченность Европы в решение глобальных проблем. [1]
К последнему пункту относится и наиболее чувствительная для России тема – политика соседства ЕС. В преамбуле словацкой программы, по этому поводу говорится, что Словацкое председательство рассчитано на проведение эффективной европейской политики соседства и будет стремиться к сохранению динамики процесса присоединения. Кроме того, Словакия будет принимать активное участие в развитии отношений со стратегическими партнерами ЕС.
До недавнего времени, до начала украинского кризиса, Россия считалась стратегическим партнером ЕС, однако затем госпожа Ф.Могерини несколько раз меняла позицию в своих ключевых выступлениях, потому для России этот вопрос остается открытым. А поскольку отношения России и Словакии, по крайней мере, до Северного потока — 2 можно было назвать одними из наиболее доверительных и конструктивных, то здесь Словакии предстоит доказывать свою роль как реального субъекта внешней политики ЕС хотя бы на предстоящие полгода председательства. Ведь Россию до сегодняшнего дня никто не упразднял.
Три принципа легли в основу словацкого руководства, это:
— достижение ощутимых результатов, которые мог бы почувствовать на себе, на улучшении своих жизненных условий каждый гражданин Евросоюза;
— преодоление раздробленности, т.е. стремление к совершенствованию механизмов внутреннего рынка;
— возвращение доверия граждан к институтам ЕС.
Каждое государство ЕС готовится к председательству заранее, пытаясь, с одной стороны, удачно встроиться в расписание движения Евросоюза. С другой стороны — в истории председательств стран Центральной Европы еще не было случая, когда в выверенную программу не вмешивались серьезные непредвиденные обстоятельства, решать которые приходилось незамедлительно и за счет ранее запланированных программ. Так, в председательство Чехии разразился кризис на Ближнем Востоке, обострилась проблема транзита российского газа через Украину, а вскоре грянула и отставка премьер-министра страны. Председательство Венгрии совпало с началом арабской весны… К европейской войне привели итоги председательства Литвы.
На долю Словакии выпал Британский BREXIT с сопутствующей этому событию неразберихой в умах и необходимостью пересчитывать и переписывать все ранее подготовленные стратегические документы ЕС, включая долгосрочный бюджет. А кроме того, ломать голову над решением проблемы роста миграции, активизации террористических групп, и растущих на этом фоне противоречий между самими государствами ЕС о путях и методах решения этой проблемы. На председательство Словацкой Республики приходятся и такие знаковые события как выборы в США и в России. Похоже, что уже «как всегда», многое придется решать с колес, а основные цели не получат развернутого решения. И, тем не менее, характер задач, вписанных Словакией в предложенную Евросоюзу программу, дает представления о главных озабоченностях страны.
Собственно, все задачи сложны и чрезвычайно актуальны. Но на их фоне вырастает значение внутренней и международной стабильности Евросоюза.
Если первая проблема — это решение проблемы нарастающей волны беженцев и преодоление угрозы терроризма, то одной из главных внешних задач является также волнующая и Россию проблема стабильности в ближнем зарубежье.
Сложно будет сочетать борьбу с фрагментацией общего рынка и совершенствовать меры слияния и углубления, одновременно запуская процесс выхода Великобритании.
Не просто будет справиться и с задачей создания конкурентоспособного энергетического рынка из-за невозможности договоренностей между Россией и Украиной. Словакия и весь вишеградский регион утратили роль входных ворот ЕС для российского газа и сами оказались весьма уязвимы по части обеспечения энергоресурсами. Их роль в этом сегменте экономики ЕС значительно снизилась.
В ряду вопросов, связанных с развитием шенгенского пространства на первый план выдвигается проблема усиления охраны внешнего периметра, ослабевшего под натиском нелегальных мигрантов. В задачи словацкого председательства входит и налаживание сотрудничества со странами исхода мигрантов.
Впервые в документе ЕС признается значительное снижение стабильности в южном и восточном соседстве. В качестве мер по разрешению ситуации в странах Восточного партнерства Словакия предлагает поддержать эти государства в стабилизации политики безопасности, продолжения реформ, внедрения соглашений об ассоциации и либерализации визового режима. В документе говорится, что Словацкое председательство предоставит всю необходимую поддержку Европейской службе внешних действий (EEAS) и Еврокомиссии в имплементации Европейской политики соседства (ENP). Существенный политический импульс получат и обязательства, взятые на себя ЕС в части Политики Восточного партнерства на Рижском саммите 2015 года. А это, как мы помним, распространение аналогичных программ ЕС на Центральную Азию, с особым акцентом на Казахстан.
Словацкое председательство, руководствуясь высказанными намерениями, «будет способствовать углублению политического диалога с соседними странами с особым упором на обеспечение их стабильности, что призвано помочь» — по убеждению составителей программы – «ускорению политической ассоциации и экономической интеграции Украины, Республики Молдова и Грузии».
Признавая политику расширения эффективным средством поддержки демократических преобразований, Словакия ограничивается достаточно общими фразами о поддержке подобных стремлений стран-кандидатов.
В последние годы одним из приоритетов политики соседства и партнерства ЕС и Вишеградской группы, к которой относится Словакия, являются Западные Балканы. Нынешний председатель не намерен отступать от этой традиции.
Интересно, что к области развития политики соседства относится и развитие трансатлантических связей, которым Словакия стремится всячески способствовать наряду с углублением связи ЕС и НАТО. В качестве дальней стратегии, Словакия намерена концентрироваться на повестке 2030, относящейся к африканскому, карибскому и тихоокеанскому регионам. А в качестве ближайшей региональной цели, Словацкая республика намерена продолжить заявленную во время венгерского председательства программу развития Дунайского макрорегиона. Думается, на этом направлении, как раз, можно ожидать реальных результатов.
Однако главной угрозой безопасности остается неконтролируемая миграция. Здесь Словацкое председательство видит ряд сфер для законодательного совершенствования, в том числе в предоставлении убежища, в области интеграции принимаемых мигрантов. Одной из мер предусматривается введение «голубой карты» для мигрантов. Одновременно, Словакия выступает с рядом предложений по совершенствованию охраны внешних границ шенгенской зоны и борьбе с терроризмом, включая создание базы данных о связанных с террористическими организациями гражданах третьих стран. Намерена она противостоять и нарастающей киберпреступности.
Будучи страной со значительной долей безработных, Словакия намерена пополнить европейское законодательство рядом мер социальной защиты населения, усилить работу с молодежью в целях воспрепятствования ее вовлечению в террористические организации. Большое внимание в программе уделено мерам по повышению уровня здравоохранения, образования, совершению городской и региональной инфраструктуры, повышению эффективности энергоснабжения и энергобезопасности, внедрению стратегии лесосбережения и совершенствованию сельскохозяйственной отрасли.
Программа мер чрезвычайно актуальная и позитивная, однако, как мы уже отметили, уже возникли не упомянутые в основных документах проблемы, требующие безотлагательного решения. В июле Братислава уже примерила на себя роль центра европейской политической жизни, привечая разного уровня формальные и неформальные встречи. 22-23 августа министры юстиции европейских стран собрались в Братиславе на конференцию по случаю дней памяти жертв тоталитарных режимов и посетили мемориал Свободы у подножия Девинского замка.[2]
Но время летних отпусков заканчивается и ожидается насыщенная осень с нерешенными проблемами стран, регионов и их граждан.
Сентябрь начался с интенсивных встреч министров иностранных дел и обороны стран ЕС. Несколько раз успели встретиться и министры по делам экономики и финансов, по рыболовству и сельскому хозяйству, по здравоохранению. 12 сентября прошел очередной раунд обсуждения бюджета ЕС. О том, как обстоят дела в этой сфере, свидетельствует принятая рекомендация сократить административные расходы и штат институтов ЕС на 5%.[3]
[1] Здесь и далее по тексту цитируется по Programme of the Slovak Presidency of the Council of the European Union. 1 July – 31 December, 2016.
[2] Ministerial Conference on the occasion of the European Day of Remembrance for Victims of the Totalitarian Regimes / SK – EU 2016. URL: http://www.eu2016.sk/en/political-and-expert-meetings/ministerial-conference-on-the-occasion-of-the-european-day-of-remembrance-for-victims-of-the-totalitarian-regimes
[3] EU budget for 2017: Council sets out its position / SK – EU 2016. URL: http://www.eu2016.sk/en/press-releases/eu-budget-for-2017-council-sets-out-its-position