Двойственная картина экономического развития (Vegyes a kép a gazdasági teljesítményben) - Перевод А.В.Дрыночкина статьи из газеты Világazdaság от 4 июня 2020 г.

В день трагичной для венгров 100-летней годовщины Трианонского соглашения многие венгерские издания вышли с материалами, посвященному этому событию. Часто приводимые в них оценки отличаются эмоциональностью, и могут быть зеркальны оценкам от авторов из других стран. Тем не менее, есть материалы, затрагивающие тему сравнения до- и после-трианонского экономического развития регионов, отошедших от Венгрии. А поскольку статистические показатели (если, конечно, они рассчитаны по непредвзятой методологии) эмоционально нейтральны и, как правило, отражают факты, можно надеяться, что этот перевод не вызовет бурю негодования у лиц, придерживающихся других взглядов на Трианонское соглашение.

Перевод А.В.Дрыночкина

Перевод статьи из газеты Világazdaság от 4 июня 2020 г.

Двойственная картина экономического развития
(Vegyes a kép a gazdasági teljesítményben)

Вследствие подписанного 4 июня 1920 г. в Трианоне мирного соглашения (прим. пер.: венгры используют особое слово békediktatum, означающее мирное соглашение, подписанное под давлением, диктатом одной из сторон) Венгрия потеряла почти две трети совей территории и населения. Это решение имело негативные последствия не только с точки зрения национальной политики, но и с экономической: к соседним странам отошло 61,4% пахотных земель, почти 90% лесных массивов, более 60% железнодорожной сети, 64% мощёных дорог, 56% производственных площадей, почти 70% финансовых учреждений, хотя более 80% машиностроения осталось за Венгрией. Национальное имущество Венгрии сократилось до 38% от уровня 1914 года.

Менее развитые районы Южной Словакии

Во время раздела исторической Венгрии территория современной Словакии не являлись высокоразвитыми. Кроме Братиславы и Кошице не было значимых городов, основанное на деревопереработке и пищевой промышленности хозяйство было слабым, ужасающим был дефицит квалифицированных кадров и интеллигенции. Впоследствии вошедшая состав Чехословакии территория только в период усиления гитлеровской Германии заложило военные заводы по реке Ваг, поставщиком которых стала более развитая чешская промышленность. После прихода к власти коммунистов в 1948 г. началась осознанная индустриализация, которая после подавления пражской весны в 1968 г. ещё более усилилась. Во время смены системы в 1989 г. – по крайней мере по социалистической статистике, — экономической развития территории современной Словакии достигло 90% до уровня чешской экономики. Однако, 1989-1993 гг. ВВП сократился почти на 27%. Если принять за 100% покупательную способность в 1989 г., то в 1993 г. она опустилась до 72%, и только в 2007 г. достигла дотрансформационного уровня. Словакия в 2001-2010 гг. демонстрировала самые быстрые темпы роста в Евросоюзе. В первый год членства в ЕС, в 2004 г., Словацкая экономика составляла 57% от среднего по ЕС уровня (прим. пер: имеется ввиду показатель ВВП на душу населения, рассчитанный по ППС), в 2014 г. – уже 77%. Страна порою показывала темы роста выше 8%, а в 2010-2018 гг. кумулятивный рост составил 24%. Теневой стороной этого роста является то, что расположенные вдоль границы с Венгрией районы относятся к наименее развитым. Римавско-соботский район длительное время лидирует по уровню безработицы, доходы ниже среднего по стране уровня, только в близких к Братиславе районах Сенец, Галанта и Шаля они приближаются к среднесловацкому уровню в 1100 евро. Приграничные район (Велки кртиш, Лученец, Римавска Собота и Рожнява) характеризируются как депрессивные.

Закарпатье могло бы стать «малой Швейцарией»

За прошедшие 100 лет принадлежавшее пяти государствам Закарпатье с экономической точки зрения пережило непростые времена. Лишь несколько крупных ТНК «положили глаз» на этот регион (Yazaki, Yabil, Flextronics, Fischer, Skoda). Закарпатье с населением в 1,2 млн чел. в 1994-2000 гг. смогло привлечь только 360,9 млн долл. иностранных капиталов, и тенденция негативная. В 2019 г. в экономику области поступило 23,6 млн долл., что на 3,4 млн долл., меньше, чем в предыдущем году. За первые два месяцы 2020 г. зарегистрированные в Закарпатье компании экспортировали продукции на сумму 224,4 тыс. долл., импортировали на 194,2 тыс. долл.

В последние годы Венгрия в рамках программы экономического содействия Закарпатью «Эган Эде» оказывала значительную материальную помощь закарпатским предпринимателям венгерского происхождения, за счёт чего они могли приобретать необходимую сельхозтехнику, а также развиваться в сферах туризма и общественного питания. По мнению экспертов, Закарпатье располагает всем необходимым для развития туризма, имеющиеся природные достопримечательности позволяют его называть «малой Швейцарией», но потенциальных туристов отпугивает неразвитость инфраструктуры и высокие цены. За первые четыре месяца 2020 г. в центрах занятости было зарегистрировано 5100 человек, что ан 13% больше уровня предыдущего года. И хотя официальная безработица очень низкая, этот показатель лишь отражает тот факт, что многие уехали работать за границу. Средняя заработная плата в Закарпатье 9,6 тыс. гривен, что в 2 раза больше украинской минимальной зарплаты (4,7 тыс. гривен).

Трансильвания – мотор Румынии

Несмотря на то, чох за последнее столетие Бухарест делал всё возможное для торможения развития Трансильвании, этот регион с экономической точки зрения считается мотором Румынии. Среди различных регионов Румынии на Трансильванию приходится 42% территории страны, 34% населения и 32% ВВП. Для сравнения: столица Бухарест и пристоличный жудец Илфов обеспечивают 27% ВВП страны, южная часть страны Валахия – 28%, восточная часть часть страны Молдова – 14%. В столичном регионе величина ВВП на душу населения превышает 22 тыс. евро, а в Трансильвании это показатель -9 тыс. евро (при среднем уровне в 9,6 тыс. евро). Само за себя говорит и то, что в Трансильвании работает 44% занятых в промышленности. После вступления ЕС в 2007 г. населённая преимущественно венграми Трансильвания, а также приграничный регион Парциум демонстрирует существенное отставание в экономическом развитии. Общеизвестно, что в 1920 г. присоединённые к Румынии территории в экономическом, промышленном и инфраструктурном плане более развиты, чем другие регионы Королевства Румыния. Можно сказать, что во многих отношениях после Трианона отмечается зримая деградация. Один пример: железные дороги – Румыния сто лет назад вместе с Трансильванией «получила» такую сеть, по которой поезда могли двигаться со скоростью 110 км/час. Сейчас же средняя скорость пассажирских железнодорожных перевозок в Румынии составляет 45-66 км/час, а грузовых перевозок – 17 км/час. Бухарест никогда не считал приоритетным развитие Трансильвании, и даже после трансформации 1989 г. долго сдерживал строительство автомобильных дорог. В то же время характерно, что Румыния отказывается от бескорыстно предлагаемой помощи, если она венгерская: либеральные власти Румынии вопрос заключения нового двустороннего соглашения поставили в зависимость от предоставления венгерским правительством поддержки экономического развития Трансильвании.

Воеводина в Сербии лидер, в регионе – отстающий

В Воеводине производится почти 27% сербского ВВП. Столица – самый промышленно-развитый регион, — дает 40% ВВП, Шумадия и Западная Сербия – 19%, Южная и Восточная Сербия – 14%. Но во многих случаях воеводинские фирмы зарегистрированы в Белграде, поэтому произведённые ими продукция статистически фиксируется как столичная. Благодаря относительной развитости и сильных эконмическим традициям, которые за прошедшие сто лет даже рестриктивная политика не смогла их полностью разрушить. С другой стороны, исключительно качественные земли являются хорошей сырьевой базой для перерабатывающей промышленности. Ведущую роль в экономике Воеводины играют малые и средние предприниматели, а за последнее десятилетие возросла роль иностранных инвесторов. Сегодня воеводинские венгры-предприниматели имеют доступ к ресурсам, выделяемым Венгрией, что раньше нельзя было представить. Жизненное пространство и экономическая деятельность воеводинских венгров глубоко интегрированы в сербскую экономику. Однако это регион один из самых бедных во всем карпатском бассейне. ВВП на душу населения едва достигает половины от венгерского показателя. Воеводинские венгры, которые обладают венгерским гражданством, пользуются предоставляемой таким гражданством благами и работают в странах ЕС.

Риека и дальше развивалась, а Подравье обеднело

Трианонский договор специфическим образом повлиял на Хорватию, ведь бОльшая её часть не входила в Венгерское королевство. Хорватское королевство благодаря персональной унии в 1102 г. попало под Святую корону, и всегда обладало высоким уровнем автономии. Именно поэтому в 1920 г. тогдашнее венгерское руководство признало отделение состоявшей из восьми областей Хорватии. Но великие державы, напротив, присоединили к Королевству сербов, хорватов и словенцев два района (Меджимурье и хорватская Баранья), которые ранее не подпадали под хорватскую юрисдикцию, но стали полноценной частью современной
Хорватии. Кроме того, следует отметить и передачу порта Риека, что было для Венгрии колоссальной потерей. Поскольку большая и промышленно-развитая часть города отошла к Италии, серьёзных изменений это не принесло. Другое дело Меджимурье и хорватская Баранья. Эти территории тогда располагались в центре страны, и потому могли торговать во всех направлениях. Однако после обозначения новых границ хорватская Баранья попала в сложное положение, поскольку большинство населения составляли венгры, которые тесными узами были связаны с Венгрией. Длительное время этот регион был вотчиной семейства Габсбургов, поэтому он стал развитым. Господствующая семья не только выжимала все соки из него, но и инвестировала в него. В районе слияние рек Драва и Дунай существовало современное сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, имелся потенциал для развития промышленности. До начала первой мировой войны регион считался очень благополучным. Но Трианон повернул вспять это развитие, экономика хорватской Бараньи только после второй мировой войны стала восстанавливаться, но из-за югославских конфликтов снова обеднело, а промышленность только сейчас стала показывать возрождаться.