ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ: ОТВЕТСВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ

Любовь Шишелина

Предлагаем Вашему вниманию аналитическую записку Любови Шишелиной, опубликованную в первые дни апреля на сайте Института Европы РАН: ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ: ОТВЕТСВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ.

ВИШЕГРАДСКИЕ СТРАНЫ:
ОТВЕТСВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ
Любовь Шишелина

Доктор исторических наук, зав. Отделом исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН

Аннотация. В статье анализируются особенности подхода стран Вишеградской группы в борьбе с глобальной пандемией COVID-19. Прослеживается их очевидно отличная от общеевропейской мобилизационная стратегия, свидетельствующая о большой ответственности сравнительно молодых членов Европейского союза о своем населении. Тем не менее на фоне охваченных пандемией и погруженных в борьбу с проблемой поодиночке Германии, Франции, Италии, Испании и других «ядрообразующих» стран ЕС, решительный подход правительств в Будапеште, Варшаве, Праге и Братиславе становится в ряде случаев основой для критики со стороны как Брюссельского истэблишмента в целом, так и ответственных лиц ряда стран. Возможно столь решительному стремлению закрыться от «невидимой миграции» инфекции способствует предшествовавший опыт активной борьбы Вишеградских стран с неконтролируемой миграций.

Ключевые слова: Вишеградская четверка, Центральная Европа, пандемия COVID – 19, антикризисные меры.


В, пожалуй, самый критический момент 21 века, связанный с глобальной пандемией COVID-19, руководство Вишеградских стран вновь, как и в разгар миграционного кризиса, доказывает способность к адекватному восприятию угроз национальной безопасности и принятию соответствующих эффективных решений. Происходит это уже на привычном для правительств в Будапеште, Братиславе, Варшаве и Праге фоне противодействия брюссельских чиновников, превозносящих принцип превосходства «трансатлантичесих ценностей» над конкретными человеческими жизнями, в момент когда число пострадавших от все еще непонятной для ученых болезнью превысило миллион человек, а умерших — десятки тысяч. Именно правительства центральноевропейских стран несмотря на то, что их население пострадало от вируса меньше, первыми взяли дело спасения от дальнейшего распространения пандемии в свои руки и предложили согражданам конкретные меры. Первым в Европе в начале марта о необходимости закрытия государственных границ заявил министр здравоохранения Чехии Адам Войтех, за что сразу же подвергся критике от Председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, (кстати, врача по образованию) обвинившей Чехию в посягательстве на шенгенские достижения.

Картина эпидемии в странах региона

В странах Вишеградской группы меры начали принимать гораздо раньше, чем по Евросоюзу в целом, несмотря на сравнительно малое по сравнению с западноевропейскими странами число заболевших и погибших на тот момент от COVID-19. Разница варьируется в десятки и сотни раз по сравнению с ведущими странами ЕС. К апрелю больше заболевших выявлено в Чехии[1] (при населении 10,6 млн человек) — 4472, скончавшихся 59, выздоровевших 78. В Польше (население 37.9 млн) меньше заболевших (3627), что в процентном отношении лучший показатель, но выше и число смертельных случаев (79). Выздоровели в Польше 116 человек. В Венгрии (с числом жителей 9,8 млн.) 678 заболевших из которых не удалось спасти 32 человек, но вылечили 58. В Словакии (насчитывающей 5, 5 млн. жителей), которая недавно показала всему миру лица высших чиновников в перчатках и масках даже на торжественной церемонии вступления в должность нового кабинета министров, ситуация наиболее спокойная – 471 человек заболели и 1 пациент умер и 10 уже поправились.

Если посмотреть на распространение вируса на картах этих стран – то здесь бросается в глаза, что больше поражены столичные регионы и пограничные территории. Так в Венгрии кроме Пештского региона это также регионы близкие к Австрии и Украине, а также на границе с Сербией, где всегда наблюдалось большое скопление беженцев. Кроме того, в г. Печ находится известный медицинский университет, где проходят обучение и студенты из Ирана – одной из наиболее пострадавшей от пандемии стран. В Польше – также по числу заболеваний лидирует столичный регион и воеводства к югу. На втором месте по распространенности заболевания зарегистрирована Силезия, в то время как к границе с Белоруссией все спокойно. В Чехии в лидерах Пражский регион, а также Оломоуцский, много заболевших в Карловарском крае к границе с Германией. Опять же первым заболевшим и вылеченным в Оломоуце оказался японец. В Словакии это граничащий с Австрией Братисавский край, а также другие по-граничные регионы: Тренчин и Жилина, которые как раз ближе к польскому и чешскому регионам с более высокими показателями заболеваемости.

Меры правительств

В Чехии первые случаи заболевания были зафиксированы 1 марта 2020 го-да. Два заболевших обнаружены в Праге и один в Усти-над-Лабем на границе с Германией. Как показал опрос, заболевшие накануне вернулись из Северной Италии. В целях предотвращения распространения инфекции 9 февраля было остановлено авиасообщение с Китаем, с 10 марта на всей территории страны запрещены собрания, 12 марта введен режим чрезвычайного положения. 16-го марта закрыты государственные границы.

В Польше первый пациент с диагнозом коронавирус был госпитализирован 4 марта. Это гражданин Польши, вернувшийся незадолго до того из Германии. Сообщение с Китаем было закрыто еще 29 февраля. 10 марта был создан штаб по борьбе с распространением инфекции. 15 марта введен запрет на въезд в страну иностранцев.

В Венгрии первые пациенты с коронавирусом были госпитализированы 4 марта. Это были иранские студентки, обучавшиеся в медицинском университете г.Печ. Связанные с карантином ограничения вводились постепенно с 13 по 27 марта, когда был введен режим самоизоляции. Так въезд для иностранцев был закрыт 17 марта. Следует отметить, что штаб по борьбе с пандемией был создан еще 31 января 2020 года, а 30 марта 2020 года меры по защите о коронавирусом обрели статус Закона.

В Словакии первый случай заболевания был зарегистрирован 6 марта. Это был словак, заразившийся от вернувшегося из Италии сына, который заболел позже. 9 марта прекращено авиасообщение с Италией, запрещены собрания граждан. 12 марта были закрыты границы страны, а 15 марта введено чрезвычайное положение. Следует отметить, что 28 февраля в стране прошли парламентские выборы, препятствием для которых пандемия не стала. Напротив, здесь до сих пор меньше всего заболевших и всего один умерший.

Таким образом все случаи вируса в страны В4 завозные и связаны со странами, где в то время наблюдался пик эпидемии, и которые не закрыли свои границы. Тем не менее, опыт Словакии, правительства страны и президента, которых можно считать наиболее эффективными популяризаторами мер соблюдения личной гигиены, также заставляет задуматься о реально действующих мерах борьбы с заражением.

В целом же, более низкий уровень заболеваемости в Центральной Европе по сравнению с общеевропейским наводит на мысль не только об адекватности мер правительств, но и о состоянии систем здравоохранения. Могут быть два объяснения: либо в этих странах действительно выше уровень принимаемых мер и их своевременность, а, кроме того, мобилизационная способность; либо наоборот — правительства позже приступили к выявлению заболевших, которые словно синхронно появились в первые дни марта. В последнее верится с трудом, так как не далее, как год назад на регион обрушилась волна заболеваний корью, с которой странам «четверки» удалось быстро справиться своими силами. Поводом для размышлений может быть и то, что ранее правительства вишеградских стран вопреки нападкам Брюсселя ограничили прием мигрантов и их пропуск через свою территорию. Таким образом, сам собой напрашивается вывод о более высокой готовности стран Центральной Европы к угрозам извне и принятию адекватных мер противодействия.

Пакеты мер, принятые правительствами стран Вишеградской группы в це-лом схожи. Разрабатывались они с первых дней февраля 2020 года (напомним, что первое заседание штаба по борьбе с коронавирусом в Будапеште состоялось 31 января, а в Чехии мероприятия по выявлению заболевших начались еще раньше — 28 января 2020 года). В состав штабов входят как высшие государственные чиновники, возглавляющие профильные направления; директора клиник и ведущих научно-исследовательских институтов, специализирующихся на проблемах здравоохранения, эпидемиологии и т.д.

Среди мер[2] прекращение выдачи виз гражданам Ирана, Китая, Южной Кореи (в Чехии с 30 января), отмена авиасообщения с этими странами (с 1 марта), а также с Италией, Испанией, Германией. Введение специальных контрольных мер на границах в отношении граждан стран с наиболее высоким эпидемиологическим порогом. В марте правительства начинают выделять средства на меры по борьбе с коронавирусом, постепенно вводятся режимы чрезвычайного положения (11-17 марта), закрываются школы, университеты. Обучение переводится на дистанционное общение. Одновременно запрещается выезд за границу и въезд в страну, в середине марта объявляется всеобщий карантин, в условиях которого невозможны никакие массовые мероприятия, в том числе государственные праздники. Принимаются дополнительные меры поддержки медицинских работников, многодетных семей, среднего класса. Вводятся послабления по кредитам и ипотеке, а также другие меры по поддержанию работоспособности экономики, в том числе с привлечением армии, как наиболее дисциплинированной и направляемой части общества. В 20-х числах марта карантинные меры ужесточаются, вводится запрет для граждан не занятых в жизнеобеспечивающих отраслях покидать место проживания. Исключением является осуществление необходимых покупок в близлежащих магазинах и аптеках, причем вводится расписание работы самих магазинов и регламент их посещения (время, количество одновременно находящихся в них людей, дистанция между ними). И в Польше, и в Вен-грии с самых первых дней национальной кампании по борьбе с Коронавирусом были привлечены войска. Военные участвуют в осуществлении функционирования наиболее важных предприятий и в помощи госпиталям, патрулировании и т.п.

Совместные меры

13 марта 2020 года в рамках председательства Чехии в В4, министры иностранных дел Вишеградской группы проводят онлайн консультацию с приглашением министра иностранных дел Германии, среди вопросов которой – меры по борьбе с распространением пандемии в центральноевропейском регионе. В ходе этой удаленной встречи министр иностранных дел Чехии Томаш Петршичек сказал, что «борьба с распространением COVID-19 не может вестись только на уровне отдельных государств. Для преодоления глобальной угрозы должны быть мобилизованы общие ресурсы».[3] Также приветствовалось решение правительства Германии сделать исключение для стран «четверки» на запрет экспорта товаров медицинского назначения.

Что касается ЕС, которым ныне руководит профессиональный доктор, по-бывавший министром обороны, то создается впечатление явной пробуксовки действий, отметившей в марте 100 дней со времени вступления в должность команды Урсулы фон дер Ляйен. Если посмотреть на тематику заседаний, то лишь 10 марта, наконец, в повестке Еврокомиссии появляется тема спасения экономики, куда также входит и вопрос финансирования неотложных мероприятий по борьбе с заболеванием (поддержка исследований, обеспечение граждан и медучреждений санитарно-гигиеническими средствами и т.д).[4]

Реагируя на решение Чехии о закрытии границ, председатель Еврокомиссии заявила 13 марта: «Моя позиция предельно ясна: Единый рынок должен функционировать. Ничего хорошего нет в том, что страны предпринимают односторонние действия, поскольку эффект домино неизбежен.»[5] «Некоторые меры контроля могут быть оправданы, однако по мнению ВОЗ ограничения в передвижении людей не самая эффективная мера. К тому же она влечет сильные социальные и экономические последствия.»

Наконец 2 апреля 2020 года Еврокомиссия утверждает долгожданный все-объемлющий «Инструмент солидарности SURE», содержащий широкий набор мер противодействия распространению коронавирусу, выделяя на это 100 миллиардов евро.[6] И в тот же день Председатель Еврокомиссии сообщает, что встревожена мерами, принимаемыми на волне пандемии в некоторых странах.[7] В первую очередь, конечно, же имея в виду принятый 30 марта Государственным собранием Венгрии Закон о мерах защиты на время эпидемии, который по набору мер можно приравнять к введению чрезвычайного положения и принятия правительством управления страной на себя.

Выводы:

В условиях возникновения реальной угрозы жизни гражданам Европейского союза каждой стране в срочном порядке пришлось принимать неотложные меры противодействия на национальном уровне. Правительства центральноевропейских стран быстрее чем в штабах ЕС оценили реальность угрозы и приняли в целом адекватные меры, направленные на сохранение жизней своих сограждан. Тем не менее, в Брюсселе гораздо быстрее реагировали именно на чрезвычайные меры правительств, нежели на потребности государств-членов, выступая с их критикой и угрозой санкций. Можно сказать, что опыт борьбы по предотвращению дальнейшего распространения пандемии, во второй раз после миграционного кризиса продемонстрировал как раз слабость «ценностного багажа» Европейского союза, солидарности и сплоченности действий на фоне синхронности действий правительств «четверки» в свете реальных угроз безопасности населения. А в целом, сложившаяся ситуация, по мере ее преодоления будет требовать новых подходов к смыслу ЕС и его системе ценностей и приоритетов, а также по-влечет за собой перераспределение ролей.


Annotation. The article analyzes the features of the Visegrad group countries ‘ approach in the fight against the global COVID-19 pandemic. We can trace their clearly different from the pan-European mobilization strategy, which testifies to the great responsibility of the relatively young members of the European Union for their population. Against the background of Germany, France, Italy, Spain and other «core» EU countries that are caught up in the pandemic and en-gaged in the fight against the problem separately, the resolute approach of the governments in Bu-dapest, Warsaw, Prague and Bratislava in some cases becomes the basis for criticism from both the Brussels establishment as a whole and the responsible officials of a number of countries. Perhaps the previous experience of the Visegrad countries ‘ active struggle against uncontrolled migration contributes to such a determined desire to close themselves off from «invisible migration».


Keywords: Visegrad four, Central Europe, COVID – 19 pandemic, anti-crisis measures.

Читать записку на сайте ИЕ РАН


[1] Данные на 5 апреля 2020 года. https://coronavirus.jhu.edu/map.html
[2] Данные собраны по официальным сайтам правительств Вишеградских стран: https://koronavirus.gov.hu/intezkedesek  ; https://onemocneni-aktualne.mzcr.cz/covid-19 ; https://www.minv.sk/?tlacove-spravy&sprava=koronavirus  ; https://www.gov.pl/web/koronawirus
[3] Teleconference of Foreign Ministers of the V4 Countries and Germany.March 13th, 2020 URL: http://www.visegradgroup.eu/teleconference-of
[4] Coronavirus crisis: “Commission will use all the tools at its disposal to make sure the European economy weathers the storm”. Press release, March 10, 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_440
[5] Remarks by President von der Leyen at the joint press conference with Executive Vice-Presidents Vestager and Dombrovskis to present the economic response to the Coronavirus crisis. Statement. March 13, 2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/STATEMENT_20_465
[6] https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_582
[7] Von der Leyen: Kifejezetten aggódom a magyarországi helyzet miatt. Index.02.04.2020. URL:
https://index.hu/kulfold/eurologus/2020/04/02/von_der_leyen_aggodik_magyarorszag_koronavirus_torveny/