ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И ПРОБЛЕМЫ
КОНВЕРГЕНЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ
И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Четвертый квартал 2019 г.[1]
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)
В сентябре исполнился год с момента знаменательного голосования в Европейском парламенте, инициировавшего статью 7 Договора о Европейском Союзе в отношении Венгрии за неуважение основополагающих ценностей ЕС. В преддверии этой даты первый вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерманс, а также Amnesty International обрушились с критикой на Европейский парламент и Совет ЕС за бездействие в отношении проблемы верховенства права в Венгрии. По мнению Франса Тиммерманса предложение о законе, связывающем выделение европейских средств с соблюдением критериев верховенства права, должно быть рассмотрено и принято как можно скорее, до утверждения следующей Многолетней программы финансового развития[2]. Сами парламентарии также озабочены этим вопросом и фактом того, что даже год спустя никаких очевидных шагов, имеющих последствия для Венгрии, предпринято не было. В частности, на очередной пленарной сессии представители французских социал-демократов выразили сожаление по поводу того, что в Венгрии и Польше преобладает чувство безнаказанности за любые реформы и решения власти, т.к. они до сих пор не столкнулись ни с какими последствиями. «Когда будут введены бюджетные санкции, возможно, эти страны дважды подумают», – заявил представитель S&D Рафаэль Глюксманн[3]. По заявлению Amnesty International, опубликованном 11 сентября, «инерция государств – членов ЕС в отношении с Венгрией ухудшает положение основных прав и свобод в стране и может вскоре привести к непоправимому ущербу»[4]. Отмечалось, что после прошлогоднего голосования венгерское правительство лишь расширило свой контроль над СМИ и судебной системой, продолжило угнетать инакомыслие и запугивать отдельных лиц и организации, которые пытаются привлечь правительство к ответственности. Помимо проблемы верховенства права в Венгрии Amnesty International также сослалась на плачевную ситуацию в вопросе положения ЛГБТ сообщества и просителей убежища[5].
16 сентября на встрече министров по делам Евросоюза был представлен подготовленный парламентариями отчет о состоянии верховенства права в Венгрии, а также заслушан ответный доклад венгерского правительства, которому пришлось объясняться по различным проблемам, начиная от свободы СМИ, отношений с НПО и заканчивая коррупцией в стране. Слушания продолжались около двух часов и были короче, чем ожидалось. По ряду вопросов Будапешт решительно опроверг позицию парламента: венгерский министр по делам ЕС Юдит Варга заявила, что информация о том, что 80% СМИ в стране находятся в руках родственников Виктора Орбана, является ложной, и что данный сектор принадлежит многим частным операторам. По вопросу свободы печати министр ответила, что ее страна полностью соответствует европейским стандартам. А что касается проблемы коррупции, то высокий уровень инвестиций в частный сектор свидетельствует, напротив, об атмосфере доверия[6].
В конце заседания Франс Тиммерманс обратился с просьбой организовать дополнительные слушания по конкретным темам, охватываемым в докладе парламента, возможно, с приглашением внешних экспертов из разных организаций[7]. Данную идею поддержала председательствующая в Совете ЕС Финляндия, подтвердив, что 10 декабря состоится второе слушание, и что на этот раз оно будет сосредоточено на трех конкретных вопросах: независимости судебной системы, свободе выражения мнений и свободе в академической среде[8].
Подавляющее большинство министров по делам ЕС поддержало предложение Еврокомиссии о создании ежегодного мониторинга соблюдения верховенства права, который будет сопровождаться докладом, охватывающим ситуацию во всех государствах – членах ЕС. Со своей стороны страны, подпадающие в настоящее время под процедуру статьи 7 Договора о Европейском Союзе – Польша и Венгрия, а также Румыния, Мальта, Испания и Словения высказали некоторые замечания в отношении данного инструмента контроля, который они хотели бы видеть как можно более беспристрастным. Так, например, Польша заявила, что она приветствует создание «общего механизма для всех государств – членов», с тем чтобы «избежать двойных стандартов», но поддержит этот механизм только, если он будет беспристрастен и объективен[9]. По мнению венгерского министра Юдит Варги, необходимо также учитывать различные политические и конституционные традиции государств – членов ЕС. «Верховенство права не имеет одного и того же значения в различных государствах Евросоюза», – заявила министр, добавив, что только эксперты из государств – членов должны давать оценки по вопросу о верховенстве права, а роль Еврокомиссии в данном докладе должна быть сведена к минимуму. Что касается отведенного на проверку годового цикла (данный срок был также предложен Еврокомиссией), то это, по мнению венгерского министра, равносильно созданию «институционального недоверия» вместо «взаимного доверия между государствами – членами»[10].
Продолжаются разбирательства по вопросам верховенства права в Польше. В своем решении от 19 ноября Суд ЕС ответил на запрос Верховного суда Польши, в котором ставится под сомнение независимость Дисциплинарной палаты и принцип разделения властей. Согласно вердикту Суда ЕС, Верховный суд Польши должен самостоятельно рассмотреть вопрос о независимости Дисциплинарной палаты. Кроме того, он обладает правом решать, может ли Дисциплинарная палата рассматривать споры относительно отставки и ухода судей на пенсию. Несмотря на то, что Суд ЕС поставил под сомнение правомерность появления данной палаты в структуре Верховного суда Польши, он, однако, отказался от признания палаты полностью зависимой от других ветвей власти[11]. Как отмечается в польской прессе, данное решение – это, безусловно, успех польской стороны. «Возвращение рассмотрения данного дела в Польшу свидетельствует, что в ЕС уже немного подустали от него»[12].
В отношении другого скандального закона, – о снижении пенсионного возраста судей, – Суд ЕС также вынес свой вердикт, заявив 5 ноября, что он нарушает законодательство ЕС. В июле 2017 года Польша приняла закон, снижающий пенсионный возраст для судей общей юрисдикции, прокуроров и судей Верховного суда до 60-ти лет для женщин и до 65-ти лет для мужчин, тогда как ранее этот возраст соответствовал 67-ми для обоих полов. Опираясь на доводы генерального адвоката, Суд ЕС подтвердил, что польское законодательство 2017 года дискриминационно по признаку пола, а также неправомерно в отношении срока, в течение которого соответствующие лица имеют доступ к пособиям, предусмотренным пенсионными планами. Суд отверг довод Польши о том, что данные меры представляют собой позитивную дискриминацию в отношении женщин, а также заявил, что польское законодательство ставит под вопрос независимость судей, порождая мнение, что новая система позволит министру юстиции отстранять некоторых неугодных ему судей, сохраняя при этом других в должности[13].
14 ноября против Польши была принята еще одна громкая резолюция Европейского парламента, осуждающая новый польский закон о криминализации полового воспитания несовершеннолетних. Резолюция была принята 471 голосом «за» при 128 голосах «против». В настоящее время польский парламент рассматривает проект законодательного акта, в соответствии с которым любое лицо, публично пропагандирующее или одобряющее сексуальные отношения с несовершеннолетними, может быть приговорено к тюремному заключению. В совместном проекте резолюции Европейского парламента, подготовленном группами EPP, S&D, Renew Europe, Greens-EFA и GUE-NGL, подчеркивается, что приравнивание всестороннего сексуального образования молодёжи к пропаганде педофилии, является «тревожным, вводящим в заблуждение и вредным» явлением[14]. Следует отметить, что фракция Европейских консерваторов и реформистов, а также фракция «Идентичность и демократия» представили альтернативную резолюцию, в которой подчеркивается ведущая роль семьи в половом воспитании детей. Они осудили попытки других политических групп в парламенте «влиять на вопросы, которые, согласно договору, ЕС делегирует государствам – членам»[15].
«Зеленый пакт» (Green Deal), предложенный председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, будет определять новый вектор развития ЕС на ближайшие пять лет. Достижение «углеродной нейтральности» к 2050 году, а значит, ограничение глобального потепления до полутора градусов стало обязательным для всех членов ЕС. Польша активно отстаивает свои интересы в распределении средств финансирования будущего «Фонда углеродной нейтральности». Работа нового Фонда будет направлена на помощь странам-участницам, всё ещё сильно зависящим от ископаемого топлива, с целью уменьшить выбросы в атмосферу. На поддержку регионов, которые наиболее пострадают от перехода к углеродной нейтральности, предполагается выделить порядка 100 млрд евро. Однако польские власти считают, что финансирование будущего фонда должно быть существенно увеличено и сосредоточено на тех территориях, которые больше всего в нем нуждаются. В документе под названием «Финансирование углеродной нейтральности», направленном польскими властями в Брюссель 17 октября, Варшава поясняет, что будущий фонд должен быть «значительно больше», чем предусмотрено в настоящее время, а сама программа финансирования должна продлиться значительно дольше обозначенного 2027 года. Польские власти предлагают обратить внимание на следующие моменты: различия в развитии и конкурентоспособности; различия в наборе энергоносителей; уровень выбросов CO2; неравный доступ к финансовому капиталу из-за более или менее развитых рынков капитала; неравная покупательная способность граждан соответствующих территорий[16].
Выступая 24 сентября на встрече со своими коллегами из 27 стран ЕС польский министр энергетики Кшиштоф Чожевский заявил, что невозможно достичь климатически нейтральной Европы, основанной исключительно на возобновляемых источниках энергии без использования ядерной. Следует отметить, что Польша является вторым по величине производителем угля в ЕС после Германии и что около 80% электроэнергии Польша получает из этого источника[17]. Словакия и Венгрия пообещали рассмотреть возможность увеличения доли возобновляемых источников энергии, «однако воплотить на практике это будет трудно», – признал словацкий министр[18]. Он напомнил, что атомная энергетика и природный газ важны для его страны. Венгрия, в свою очередь, подчеркнула роль ядерной энергетики в сокращении выбросов парниковых газов.
Активное обсуждение баланса углеродных выбросов в атмосферу ведется во всей Вишеградской группе. 28 ноября на встрече в Праге страны В4 и Франция высказались в поддержку внедрения санкционных мер на импортируемые товары с более высоким по сравнению с аналогами из ЕС содержанием углерода. Продукты, поступающие в ЕС, будут облагаться налогом на их углеродный след, тем самым создавая равные условия игры для промышленности ЕС. В совместном заявлении пять стран договорились продолжить работу над условиями обеспечения перехода к климатически нейтральному ЕС, который является «справедливым и социально сбалансированным». Принимая при этом во внимание «национальные законодательства государств – членов» и сохраняя конкурентоспособность европейской промышленности[19].
Под эгидой «Зеленого пакта» теперь проходит и распределение средств финансовой помощи, выделяемых Еврокомиссией государствам – членам. 19 сентября она уполномочила правительство Словакии частично компенсировать финансовые затраты компаниям, занимающимся энергоемким производством и вносящим финансовый вклад в поддержку производства возобновляемых источников энергии. Словацкий проект частичной компенсации будет действовать до 31 декабря 2029 года и имеет предварительный бюджет в размере 120 млн евро. Бенефициары получат компенсацию в размере до 85% от их вклада в финансирование поддержки возобновляемых источников энергии. По мнению Комиссии, такая мера, в дополнение к продвижению новых энергетических и климатических целей ЕС, соответствует правилам государственной помощи ЕС[20].
Экологичным является и проект Польши по поддержке строительства высокоэффективного объекта по переработке коммунальных отходов, расположенного в Гданьске, на поддержку которого 21 октября Еврокомиссия выделила 64 млн евро. Данный проект включает в себя когенерацию, удаление муниципальных отходов путем сжигания 160 тыс. тонн и сокращение использования ископаемых видов топлива[21].
А вот в отношении другого польского проекта Еврокомиссия решила начать тщательную проверку, чтобы установить, соответствуют ли он правилам государственной помощи ЕС. Речь идет о плане Варшавы по поддержке реконструкции пяти сетей централизованного теплоснабжения на юго-востоке Польши. На данном этапе Комиссия обеспокоена тем, что планируемая государственная поддержка может не соответствовать критериям «эффективной теплосети», изложенным в директиве по энергоэффективности. Рассматриваемая помощь, по мнению Комиссии, нацелена на «неэффективные системы централизованного теплоснабжения, функционирующих с помощью угольных котлов, что является неэффективным и загрязняющим производством тепла. Таким образом, это противоречит планам ЕС по «углеродной нейтральности»[22].
Помимо этого, 27 ноября Польша была вызвана в Суд из-за того, что ее законодательство позволяет энергозатратным компаниям, входящим в «Систему торговли выбросами» Европейского союза, освобождаться от акцизов на используемые ими энергетические продукты, такие как уголь и газ. Подобный подход благоприятствует деятельности компаний, сильно загрязняющих окружающую среду, и, таким образом, противоречит климатическим целям ЕС, создавая серьезные преграды для конкуренции[23].
Европейская комиссия также начала расследование, чтобы определить, соответствует ли правилам государственной помощи ЕС проект Венгрии по финансовой поддержке в размере 108 млн евро компании Samsung SDI, инвестирующей в завод по производству высокоэффективных батарей для электромобилей в г. Гёд. Комиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер заявила, что Комиссия рассмотрит вопрос о том, действительно ли поддержка, оказываемая Венгрией, необходима Samsung SDI и не искажает ли она конкуренцию, нанося ущерб политике сплоченности ЕС. Комиссия «не может исключить, что подобная государственная поддержка может привести к перемещению рабочих мест из других государств – членов ЕС в Венгрию»[24].
Не оставляет без внимания Европейская комиссия и проблему мигрантов в Венгрии. 10 октября она направила в Будапешт мотивированное заключение относительно его практики лишения продовольствия мигрантов, задержанных в транзитных зонах между Венгрией и Сербией, которые ожидают возвращения в свои родные страны в связи с тем, что их ходатайства о предоставлении убежища были отклонены. Еврокомиссия считает, что отказ от пищи в этих обстоятельствах нарушает обязательства, вытекающие из статьи 4 Хартии основных прав Европейского Союза[25].
Европейская комиссия была вынуждена оправдываться из-за статьи в New York Times о том, как некоторые политики в Восточной Европе живут на сельскохозяйственные субсидии ЕС. 4 ноября Комиссия заявила, что она не терпит мошенничества вокруг субсидий в рамках Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза, и поэтому настаивает на четком обязательстве всех государств – членов предотвращать мошенничество. «Несмотря на то, что Европейское бюро по борьбе с мошенничеством расследует такие утверждения, ответственность за надлежащее управление средствами лежит на государствах – членах. Мы здесь не для того, чтобы подменять национальные правительства», – говорится в пресс-релизе Еврокомиссии[26].
По данным The New York Times, часть сельскохозяйственных субсидий Единой сельскохозяйственной политики приносит пользу «олигархам и политическим покровителям», особенно в Венгрии и Чехии. Газета подсчитала, что компании премьер-министра Чехии Андрея Бабиша собрали в прошлом году не менее 42 млн долл. сельскохозяйственных субсидий[27].
Состояние запасов трески и сельди в Балтийском море продолжает оставаться катастрофическим. Еврокомиссия разрешила восстановить государственную помощь из неизрасходованных средств Европейского морского и рыбного фонда судовладельцам, желающим навсегда «вывести из эксплуатации» свои суда, занимающиеся выловом трески в восточной Балтике, несмотря на то, что подобное финансирование запрещено с 2017 г. Такое решения последовало из-за полного запрета на ловлю трески в восточной Балтике до конца 2019 года, принятого Европейской комиссией летом. 15 октября министры рыболовства ЕС достигли политического соглашения о значительном сокращении общих допустимых уловов и рыболовных квот в Балтийском море в 2020 году. Общий допустимый улов трески в западной Балтике будет сокращен на 60%, сельди на 65%, шпрот – на 22%. Рекреационная рыбалка будет ограничена пятью рыбами на одного рыбака в день. Для восточно-балтийской трески Комиссия предлагает снизить улов до 92% в 2020 году[28].
Сегменты флота, наиболее зависимые от этого вида, включают 300 судов, главным образом траулеры в Литве, Латвии и Польше. «Только меньшая часть этих судов является достаточно устойчивыми, чтобы пережить краткосрочное закрытие, но не среднесрочное или долгосрочное», – говорится в отчете Еврокомиссии[29]. Запас трески в восточной Балтике, как ожидается, не восстановится до 2024 года даже при полном отсутствии промысла.
На заседании Совета по сельскому хозяйству 18 ноября венгерская делегация подняла насущные проблемы, стоящие перед сектором пчеловодства в ЕС. Страна выразила обеспокоенность по поводу снижения рентабельности пчеловодческого сектора и долгосрочной тенденции смертности пчёл, о чем свидетельствуют недавние исследования[30]. Будапешт обратился к Европейской комиссии с просьбой принять срочные меры по защите пчел. Ряд делегаций, включая Испанию, Польшу, Румынию и Чешскую Республику, поддержали просьбу Венгрии оказать помощь этому сектору, в частности посредством мер по поощрению и включению пчеловодства в европейский «Зеленый пакт». Чешская сторона также обратилась с просьбой провести европейское исследование причин сокращения популяции пчёл и настаивала на маркировке продуктов пчеловодства. Словакия, в свою очередь, считает, что европейский сектор пчеловодства должен быть защищен от недобросовестной конкуренции со стороны государств, не являющихся членами ЕС. По её мнению, следует также усилить контроль за импортируемой продукцией, поскольку некоторые вещества (пестициды) запрещены в ЕС[31].
Совет ЕС разрешил Чешской Республике применять общий механизм обратного взимания НДС в период с 1 января 2020 года по 30 июня 2022 года. Этот механизм, введение которого страна решительно поддержала в 2018 году, позволяет передавать уплату НДС от поставщика конечному получателю соответствующих товаров, что исключает типичную раздельную уплату налога. Это применимо только к поставкам услуг и товаров по сделкам, превышающим 17 500 евро. Прага, которая выполняет все условия, оценивает ожидаемый от применения данного механизма дополнительный сбор в 10 млрд чешских крон[32].
Согласно исследованию, опубликованному Европейской комиссией 5 сентября, только в течение 2017 г. экономика ЕС недополучила более 137 млрд евро в результате махинаций с НДС и в результате несовершенства налогового законодательства. Самый большой разрыв между запланированными и полученными поступлениями от НДС среди стран Центральной и Восточной Европы зарегистрирован в Литве (–25%)[33]. Согласно данным, опубликованным 11 ноября Европейским бюро по борьбе с мошенничеством, в 2018 году финансовые суммы мошеннических нарушений по НДС увеличились на 183%: 76 случаев зарегистрировано в Словакии на сумму 747,6 млн евро, 44 случая в Румынии на общую сумму 58,2 млн евро и 94 случая в Польше на сумму 51,6 млн евро.[34]
Мария Русакова
Литература:
- 2019. NN. 12318-12381 (https://agenceurope.eu//fr/accueil.html)
Ключевые слова: Европейский союз, ЦВЕ, Восточная Европа, Вишеградская группа, Прибалтика, Виктор Орбан, судебная реформа в Польше, реформы в Венгрии.
[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 17-07-00016 “Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиcа”.
[2]BQE. 2019. N. 12321 6 September 2019
[3] Ibid.
[4] BQE. 2019. N. 12325 12 September 2019
[5] Ibid.
[6] BQE. 2019. N. 12328 17 September 2019
[7] Ibid.
[8] BQE. 2019. N. 12375 23 November 2019
[9] BQE. 2019. N. 12328 17 September 2019
[10] Ibid.
[11] BQE. 2019. N. 20 November 2019
[12] «Соломоново решение» Суда ЕС. Режим доступа: https://www.polskieradio.pl/397/7839/Artykul/2408719
[13] BQE. 2019. N. 12363 6 November 2019
[14] BQE. 2019. N. 14 November 2019
[15] Ibid.
[16] BQE. 2019. N. 12351 18 October 2019
[17] BQE. 2019. N. 12334 25 September 2019
[18] Ibid.
[19] BQE. 2019. N. 12381 3 December 2019
[20] BQE. 2019. N. 12331 20 September 2019
[21] BQE. 2019. N. 12353 22 October 2019
[22] BQE. 2019. N. 12357 26 October 2019
[23] BQE. 2019. N. 12378 28 November 2019
[24] BQE. 2019. N. 12348 15 October 2019
[25] BQE. 2019. N. 12346 11 October 2019
[26] BQE. 2019. N. 12362 5 November 2019
[27] The Money Farmers: How Oligarchs and Populists Milk the EU for Millions. Режим доступа:
https://www.nytimes.com/2019/11/03/world/europe/eu-farm-subsidy-hungary.html
[28] BQE. 2019. N. 12349 16 October 2019
[29] BQE. 2019. N. 12361 1 November 2019
[30] BQE. 2019. N. 12372 20 November 2019
[31] Ibid.
[32] BQE. 2019. N. 12364 7 November 2019
[33] BQE. 2019. N. 12321 6 September 2019
[34] BQE. 2019. N. 12347 12 October 2019