СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. Февраль 2018

СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.
Февраль 2018
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)

Центральным вопросом отношений между ЕС и странами В4 продолжал оставаться казус, касающийся использования в отношении Польши 7 статьи Договора о ЕС, запуск которой был инициирован 20 декабря 2017 г. в связи с проводимой в стране противоречивой судебной реформой. Между тем, 2 февраля европейский Комитет регионов выступил с предложением не вводить санкции в отношении польских воеводств. По мнению членов Комитета, они в данный момент находятся в положении «заложников» у национального правительства. Сотрудники Комитета утверждали, что в Соглашениях о партнерстве существуют положения, позволяющие приостановить финансирование центра местными и региональными властями в случае нарушения принципа верховенства закона. В принятой резолюции говорилось о том, что Польша и еврокомиссия должны вступить на путь конструктивного диалога для предотвращения серьезных последствий, касающихся принятия решения по дальнейшему распределению средств еврофондов после 2020 г[1].

8 февраля состоялась встреча министра иностранных дел Польши Яцека Чапутовича и Франца Тиммерманса в Брюсселе. В ходе нее последний получил приглашение посетить Варшаву в марте для обсуждения вопросов о верховенстве закона. По словам министра, Франс Тиммерманс заверил о намерении добиться компромисса с Польшей в ближайшие несколько недель[2].

14 февраля президент Еврокомиссии Ж.К. Юнкер, выступая перед публикой, выразил надежды на то, что польская позиция в некоторых аспектах проблематики будет двигаться навстречу позиции Еврокомиссии, одновременно с тем как позиция последней будет приближаться к польской[3]. Он выразил надежду в том, что обе стороны будут поддерживать диалог – встреча Яцека Чапутовича и Ф. Тиммерманса стала таким подтверждением.

Одним из плодов развернувшегося противостояния между Польшей и высшими органами ЕС стал конфликт между вице-президентом Европарламента Ричардом Чарнецким (ПиС) и евродепутатом Розой Тун (ГП), в результате которого Чарнецкий нанес последней оскорбление, сравнив ее с нацистским коллаборационистом в годы Второй мировой войны. Такой выпад был связан с тем, что Р. Тун во время голосования по вопросу о введении в действие 7 статьи проголосовала «за». 7 февраля в ходе внутрипарламентского разбирательства было принято решение лишить Чарнецкого поста «в связи с его серьезным проступком»[4].

Интересна позиция Вишеградской группы по поводу транснациональных избирательных списков. Немецкий политик Джо Лейден отметил, что отказ В4 в вопросе создания европейского избирательного округа, позволившего бы гражданам ЕС выбирать депутатов из транснациональных списков, является «атакой на европейскую демократию». Далее он сказал: «Правительства стран Вишеграда выступают за такую Европу, где господствуют национальная исполнительная власть, где решения принимаются меньшинством и без надлежащего парламентского контроля… В таком случае существует опасность не только разрыва (между государствами-членами ЕС) по отдельным вопросам, но и нависает угроза над демократической природой самого ЕС. В то время как Э. Макрон продвигает суверенную и демократичную Европу, В. Орбан и Я. Качинський распространяют национализм и видят в Евросоюзе только источник для пополнения средств из структурных фондов ЕС[5].

15 февраля в Страсбурге прошла Конференция международных неправительственных организаций, в ходе которой обсуждался венгерский законопроект, получивший название «Стоп Сорос». Участники мероприятия выразили озабоченность и поддержали протест Совета Европы в отношении него. Уполномоченный по правам человека Нильс Муижниекс рассказал о своей обеспокоенности. Он отметил, что это второй венгерский закон, касающийся мигрантов. Согласно нему любая организация, оказывающая помощь беженцам и получающая пожертвования на сумму более 24 тыс. евро в год обязуется проходить специальную процедуру регистрации. Помимо прочего, организация обязана платить налог в размере 25% от суммы пожертвования, даже если их поступление проистекает из таких структур как ООН или ЕС. Далее он выступил против систематического навешивания ярлыков («стигматизации») на организации, финансируемые американским филантропом Дж. Соросом, отметив «их важную и профессиональную работу в Венгрии»[6]. Впрочем, Муизникс добавил, что новые ограничительные меры коснутся лиц, которые способствуют незаконному въезду и проживанию граждан третьих стран на территории Венгрии. Этим лицам будет запрещен доступ к пограничной зоне,  в случае если они не принадлежат к венгерской национальности.

Внимание Вишеградских стран в феврале было приковано к проекту  расширения ЕС в направлении Балкан. Ещё до его оглашения 31 января Словакия подписалась под письмом испанского правительства в адрес Еврокомиссии, согласно которому было объявлено о невозможности Косово участвовать в процессе расширения ЕС на Западных Балканах. «Косово не является частью этого процесса, поскольку имеет свои собственные рамки дифференцированных отношений, в частности соглашение о стабилизации и ассоциации», — говорилось в заявлении[7].

В вопросе временных границ процесса подготовки к вступлению стран-претендентов (Сербия и Черногория) В4 совместно с Австрией, Эстонией, Ирландией, Литвой, Мальтой и Словенией высказались о необходимости определения точных сроков, что в свою очередь, по их мнению, должно оказать «воодушевляющий и стабилизирующий эффект»[8]. Впрочем, прошедшая 6 февраля презентация программы, где была обозначена предположительная дата вступления западнобалканских стран в ЕС, а именно 2025 г., показала наличие различных точек зрения по этому вопросу. Так, представители некоторых европейских стран высказались о том, что это «слишком амбициозный план», другие — наоборот. Позицию стран В4 обозначил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто: «Я очень разочарован принципами новой стратегии. Я думаю, что интеграция стран в ЕС и его расширение должны проходить быстрее (в регионе). Я думаю, что существующие там проблемы можно преодолеть, если ускорить этот процесс… Для Сербии и Черногории более реалистичной датой кажется 2022 г. Я не вижу причин ждать для этого еще 7 лет». Он также высказался о том, что ЕС не должен останавливаться в связи с наличием у США, России и Турции собственных планов по поводу Балкан[9].

Подготовил  М.Ведерников.


Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».


[1] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11953 — 3/2/2018

[2] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11957 — 9/2/2018

[3] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11961 — 15/2/2018

[4] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11956 — 8/2/2018

[5] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11951 — 1/2/2018

[6] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11962 — 16/2/2018

[7] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11951 — 1/2/2018

[8] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11962 — 16/2/2018

[9] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11962 — 16/2/2018