СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.
Март 2018
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)
Одним из центральных вопросов на повестке Совета министров ЕС в марте стала ситуация с отравлением Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери (Великобритания), в котором европейские страны обвинили Россию. Данный вопрос был вынесен на обсуждение на Саммите ЕС 22-23 марта, где главам европейских государств и правительств потребовалось более трех часов, чтобы выработать общую линию поведения. Несмотря на то, что Венгрия, Чехия, Италия, Греция и Кипр заняли довольно сдержанную позицию по данному вопросу, государства-члены поддержали Великобританию, утверждающую, что Россия несет полную ответственность за химатаку в Солсбери. Было принято решение «координироваться по последствиям, которые будут вынесены в свете ответов, предоставленных российскими властями»[1]. «Мы все рассматриваем возможность принятия мер, идентичных мерам, принятым Великобританией, таких, как высылка дипломатов», — заявила Президент Литвы Даля Грибаускайте, прибыв в Европейский Совет[2]. Страны Центральной и Восточной Европы также единодушно присоединились к данным санкциям.
В свете визита Федерики Могерини на Украину 11-12 марта другим важным пунктом повестки дня был процесс реформ на Украине в рамках Восточного партнерства, особенно в сфере борьбы с коррупцией. По ее мнению, сейчас очень важно не потерять достигнутый прогресс, учитывая предстоящие в 2019 году выборы на Украине[3]. Отдельным предметом обеспокоенности стран ЕС стал вопрос с правами человека в Белоруссии. Спикер Европейской службы по внешним делам еще раз озвучил позицию ЕС в отношении применения смертной казни, осудив имевший место в Белоруссии прецедент с Кириллом Казачком в октябре 2017 года, как преступление, противоречащее основным положениям Всеобщей декларации прав человека. Также он назвал «несоразмерными» действия белорусских властей в отношении несанкционированного митинга в честь празднования дня независимости страны[4]. Еще одним вопросом правозащитной повестки стало решение Европейского парламента отправить специальную делегацию в Словакию для расследования убийства журналиста Яна Куцака[5]. Министр внутренних дел Словакии Роберт Калинак 12 марта объявил о своей отставке, после того, как десятки тысяч словаков вышли на улицы в знак протеста против коррупции и убийства журналиста, потребовав отставки министра. Следом за ним в отставку отправился и сам премьер-министр Роберта Фицо, на место которого был назначен Петер Пеллегрини[6].
Знаковым событием на пути к интеграции стран Центральной и Восточной Европы с западными соседями стала ратификация Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА) с Канадой, соглашение о свободной торговле между Канадой и Европейским союзом, подписанное национальными парламентами Латвии, Эстонии и Чехии. Не осталось в стороне и Восточное партнёрство: 12 марта в Брюсселе Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан официально заявил о запуске обновленной институциональной структуры Восточного партнерства, решение о которой было принято на саммите 24 ноября 2017 года. Новая структура является более директивной, нацеленной на результат в продвижении реформ и 20-ти ключевых задач, утвержденных к выполнению до 2020 года, а также дает возможность лучше контролировать действия на местах[7].
Европейская комиссия продолжила оказывать давление на Польшу. В декабре 2017 года начался процесс разбирательств против Польши, вызванный судебной реформой, которая, по мнению Еврокомиссии, нарушает принципы верховенства права и предоставляет политической власти контроль над судебной. На заседании Европарламента 1 марта Польша была признана страной, подверженной риску нарушения ценностей ЕС. Хотя, по словам первого вице-председателя ЕК Франца Тиммерманса, все еще есть надежда на диалог с новым правительством Матеуша Моравецкого[8]. На фоне напряженной обстановки между Польшей и ЕС, польский президент Анджей Дуда выступил с заявлением, в котором сравнил присоединение страны к Европейскому союзу с российской, прусской и австрийской «аннексией», когда «решения принимаются где-то в других столицах, на деньги, заработанные в Польше». Европарламент отреагировал на эти высказывания, заявив, что «Польша является крупнейшим бенефициаром бюджета ЕС»[9].
Мнения государств-членов ЕС разделись в отношении разногласий между Словакией и Нидерландами по поводу двустороннего инвестиционного соглашения, переданного на рассмотрение в Европейский суд. Нидерландская страховая компания «Акмеа» прибегла к механизму арбитража для подачи иска против Словакии с требованием отмены либерализации рынка страхования здоровья. Словакия оспаривала это решение и утверждала, что статья о двухстороннем договоре по арбитражу противоречит Договору о функционировании ЕС (статьям 18, 267 и 344). Суд принял в данном споре позицию Словакии[10]. Стоит отметить также, что в марте представители Латвии (Эгилс Левитс), Чехии (Иржи Маленовски) были избраны в состав судей Европейского суда, а представитель Польши был назначен на пост генерального адвоката[11].
9 марта в Софии прошла встреча стран-членов ЕС на уровне министров, посвященная разработке многолетнего бюджета. По данному вопросу страны-участницы разделились на два лагеря. Такие страны, как Нидерланды, Австрия, Германия и Швеция, выступили за замораживание или даже сокращение фонда общей аграрной политики и европейских структурных фондов в пользу новых приоритетов. Страны ЦВЕ и Средиземноморья, напротив, предложили, чтобы эти средства были сохранены на максимальном уровне. Для этого некоторые из них, (страны Балтии и Венгрия), призвали к увеличению размера бюджета и даже выразили готовность увеличить свои собственные взносы.[12]
В марте также проявился и ряд разногласий по вопросу европейских ценностей. Так, Стамбульскую конвенцию, направленную на защиту женщин и девушек от насилия, отказались ратифицировать Словакия (по причине несоответствия некоторых положений с ее внутреннему законодательству), Болгария и Польша (ссылаясь на неприемлемые трактовки понятия «пол» в тексте Конвенции).[13] Другим примером стало выступление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана 15 марта 2018 г. в 170-ю годовщину Венгерской революции, который снова активизировал нападки на миграционную политику ЕС. В. Орбан перечислил европейские страны – Польшу, Словакию, Чехию и Италию, – которые присоединились к нему в борьбе с иммиграцией, которую он ведет с момента своего прихода к власти в 2010 году. «Давайте гордиться тем, что мы являемся единственной страной в ЕС, которая ставит перед народом вопрос о массовой иммиграции», — сказал он. Это была прямая ссылка на референдум о европейских квотах для мигрантов, который он организовал в 2016 году [14].
В Европейском парламенте продолжаются обсуждения инициативы регулирования, направленной на борьбу с недобросовестной конкуренцией авиаперевозчиков. Дискуссии Европейского комитета по транспорту в Европейском парламенте выявили глубокие разногласия в отношении содержания текста между сторонниками сильного регулирования, в основном странами Западной Европы, и теми, кто выступает за более мягкий подход, — главным образом, это евроскептики в Центральной, Восточной и прилегающей Европе[15].
6 марта в Брюсселе Европейская комиссия и министры по окружающей среде девяти стран Балтии взяли на себя письменное обязательство активизировать усилия по защите морской среды Балтийского моря и восстановить требуемый экологический баланс к 2021 году. Стороны согласились разработать меры по ограничению воздействия подводных шумов на чувствительные морские виды животных и разработать стратегию утилизации питательных веществ из сельского хозяйства и осадка сточных вод, чтобы уменьшить их количество в Балтийском море[16]. Европейская комиссия продолжила начатую в январе работу по оценке дополнительных мер, направленных на улучшение качества воздуха, изложенных в письменной форме государствами-членами (включая Венгрию, Румынию, Словакию и Чешскую Республику), угрожая обращением в суды за продолжение несоблюдения директивы ЕС по данному вопросу[17].
Подготовила М. Русакова.
Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».
[1] Europe Daily Bulletin No. 11987
[2] Ibid.
[3] Europe Daily Bulletin No. 11979
[4] Europe Daily Bulletin No. 11990
[5] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11971
[6] Europe Daily Bulletin No. 11987
[7] Europe Daily Bulletin No. 11979
[8] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11972
[9] Europe Daily Bulletin No. 11982
[10] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11975
[11] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11971
[12] Europe Daily Bulletin No. 11978
[13] Europe Daily Bulletin No. 11980
[14] Europe Daily Bulletin No. 11983
[15] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11971
[16] Europe Daily Bulletin No. 11976
[17] Europe Daily Bulletin No. 11982