СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Третий квартал 2017 г.

facts2017-iiiСТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
 Третий квартал 2017 г.
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)В третьем квартале 2017 года (июль-сентябрь) ряд стран Вишеградской группы снова привлек к себе внимание наднациональных структур Евросоюза: речь идет о законодательных инициативах венгерских и польских властей и о принимаемых ими законах. Претензии Еврокомиссии к соблюдению принципа верховенства права в Польше и Венгрии плавно перешли из второго квартала 2017 года в третий, и на текущий момент разрешения конфликта между сторонами не предвидится: напряженность в отношениях растет, и Еврокомиссия вынуждена принимать определенные меры с целью «дисциплинировать» эти страны.

Так, в июле Еврокомиссия усилила давление в отношении Венгрии. После официального начала процедуры разбирательства, запущенной в ответ на принятие венгерским парламентом инициированных Виктором Орбаном законов о задержании беженцев, о неправительственных организациях и об иностранных высших учебных заведениях на территории Венгрии, Еврокомиссия уже направила венгерской стороне мотивированное возражение по поводу её действий. Венгерские власти имеют всего один месяц на ответ Еврокомиссии, хотя в подобных случаях «провинившаяся сторона» получает два месяца на объяснение своих действий; подобная спешка, по словам первого вице-президента Еврокомиссии Франса Тиммерманса, вызвана необходимостью в кратчайшие сроки привести венгерское законодательство о высшем образовании в соответствие с европейским законодательством с целью не допустить нарушения в работе зарубежных университетов в Венгрии. Несмотря на данные ранее венгерским правительством разъяснения по поводу принятых законов, представители Еврокомиссии продолжают утверждать, что закон об университетах нарушает академическую свободу, право на образование и свободу предпринимательства, закрепленные в Европейской Хартии по правам человека, а также несовместим с основными свободами Единого внутреннего рынка и с юридическими обязательствами ЕС по международному торговому праву. Если в течение месяца венгерская сторона не предоставит удовлетворительного ответа, данное дело будет передано в Европейский Суд[1].

Аналогичная ситуация складывается с законом о неправительственных организациях – согласно мнению ЕС, этот закон имеет дискриминационный характер; также Еврокомиссия полагает, что обязательство неправительственных организаций после принятия закона предоставлять отчетность о своем финансировании зарубежными спонсорами ставит под угрозу свободу объединений и накладывает ограничения на свободу передвижения капитала в ЕС, а также поднимает вопрос о соблюдении принципа защиты неприкосновенности частной жизни и защиты персональных данных[2].

Сентябрь ознаменовался еще более возросшей напряженностью в отношениях между ЕС и венгерским правительством; это было спровоцировано продолжающимся отказом Венгрии от выполнения положений миграционной политики ЕС. Противостояние ЕС и Венгрии по этому вопросу перешло в плоскость практически личного конфликта между президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Поводом для этого стал отказ ЕС компенсировать Венгрии затраты на постройку пограничных укреплений, возведенных с целью предотвращения нелегальной миграции. В ответ Орбан заявил, что «миграционная политика ЕС, в частности система квотированного распределения мигрантов в государствах-членах, является абсолютно безответственной», и что «данный принудительный механизм распределения является не проявлением европейской солидарности, а насилием, которое может привести к тому, что Венгрия станет страной мигрантов против желания ее собственных граждан», чего Орбан, по его заявлению, ни в коем случае не допустит[3]. Таким образом, становится видно, что конфликтная ситуация, сложившаяся в отношениях между венгерским правительством и Евросоюзом еще в 2015 году, не только не разрешилась, но и усугубилась по прошествии двух лет в результате последовательного осуществления популистского политического курса Виктора Орбана. Начавшиеся по причине миграционного кризиса и соответствующей политики ЕС разногласия Венгрии и Еврокомиссии переросли в принципиальное противостояние между Брюсселем и Будапештом и привели к укреплению правых настроений как в венгерском правительстве, так и в парламенте, что уже формирует определенный замкнутый круг в их отношениях с ЕС – с ростом правых тенденций в Венгрии повышается критика и давление со стороны ЕС в её адрес, что снова приводит к росту популистских настроений в Венгрии.

Уже «постоянным» партнером Венгрии в противостоянии Еврокомиссии стала Польша. Напряженность в отношениях между Еврокомиссией и Польшей, появившаяся в самом начале 2016 года в связи с рядом законодательных инициатив польского правительства, которые, согласно оценке ЕС, ставят под угрозу принцип верховенства права в Польше, постепенно нарастала и в 2017 году вылилась в открытое противостояние Еврокомиссии и правительства Беаты Шидло. Ситуация приобрела кризисный характер во втором квартале 2017 года – польская сторона практически отказывалась вести диалог с Еврокомиссией, а первый вице-президент ЕК Франс Тиммерманс угрожал применением в отношении Польши Статьи 7 Договора о Европейском Союзе, что привело бы к временному лишению Польши права голоса в Европейском Совете. В третьем квартале кардинальных изменений не произошло – ситуация по-прежнему носит критический характер, несмотря на возобновление диалога между сторонами спора – польское правительство отказывается выполнять требования и рекомендации Еврокомиссии, мотивируя это тем, что в сложившейся ситуации наднациональные органы ЕС вмешиваются во внутренние дела Польши, ставя под угрозу соблюдение ее суверенитета. Так, причиной спора на текущий момент между Еврокомиссией и польским правительством являются четыре законопроекта: первый – о Национальном Судебном Реестре (орган регистрации юридических лиц в Польше), уполномочивающий парламент назначать его служащих; второй – о судах общей юрисдикции – разрешает назначение судей министром юстиции; третий – о Конституционном Суде Польши и четвертый – о сроках полномочий судей и об их статусе. Согласно оценкам Еврокомиссии и ряду проведенных органами ЕС экспертиз данных законопроектов, они ставят под угрозу принцип разделения властей и независимости судебной власти в Польше, подводя судебную систему под контроль правительства и под политические интересы правящей партии «Право и Справедливость»[4]. Сложившаяся ситуация вызвала единогласное осуждение со стороны Европарламента, но по вопросам дальнейшего взаимодействия с польским правительством наблюдаются разногласия: ряд парламентариев призывает к продолжению диалога с Польшей во избежание наложения санкций на неё, в то время как другие члены Европарламента выступают за запуск процедуры, предусмотренной Статьей 7 Договора, и более того, за принятие аналогичных мер в отношении Венгрии. Однако идея «связывания» польского и венгерского дел в Еврокомиссии не получила позитивного отклика, так как, согласно Франсу Тиммермансу, действия венгерского правительства не ставят под угрозу принцип разделения властей в стране и их независимость[5]. Однако по польской проблеме Венгрия также озвучила свою позицию – по заявлениям представителей Венгрии в ЕС, в случае голосования по вопросу запуска Статьи 7 Договора Венгрия поддержит Польшу; таким образом, достижение единогласия по данному вопросу станет невозможным[6]. Схожую позицию заняла партия Европейских консерваторов и реформистов – они упрекнули членов Европарламента в чрезмерной политизации вопроса и предвзятости, а также подчеркнули, что «схожая система назначения судей, которую стремится ввести Польша, уже существует в Германии, однако желающих начать в её отношении процедуру разбирательства нет». Однако стоит отметить, что данная фракция Европарламента состоит преимущественно из представителей стран Центральной и Восточной Европы, что в определенной степени объясняет их позицию по польской проблеме и в очередной раз демонстрирует наличие определенной солидарности между странами ЦВЕ в вопросах их взаимодействия с органами ЕС.

Законодательные инициативы польского правительства по реформе судебной страны вызвали широкий резонанс как в Европейском Союзе, так и на международной арене. Представители Европарламента, наиболее негативно отнесшиеся к польским реформам, положительно оценили активность польской политической оппозиции, которая смогла организовать многочисленные демонстрации с призывом к соблюдению верховенства права в стране и отмены реформ. Несмотря на то, что на два законопроекта президент Польши Анджей Дуда наложил вето, 20 июля бывший премьер-министр Польши и текущий председатель Европейского Совета Дональд Туск опубликовал заявление с призывом к неотложной встрече с Анджеем Дудой с целью обсудить политическую ситуацию в Польше во избежание её изоляции в ЕС и в международных отношениях в целом[7]. С резким осуждением и с призывом о запуске процедуры, предусмотренной Статьей 7 Договора о Европейском Союзе, также выступила и неправительственная организация Amnesty International, охарактеризовав действия правящей польской партии «Право и Справедливость» как критически опасные по отношению к принципу разделения властей и независимости судебной власти[8]. Председатель партии «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский в ответ на данные заявления отметил, что подход Еврокомиссии к польскому вопросу крайне политизирован и предвзят, служит интересам польской оппозиции и в ряде случаев имеет характер вмешательства во внутригосударственные дела[9].

Однако, к сентябрю тенденция переменилась. Франс Тиммерманс, до этого практически постоянно угрожавший запуском Статьи 7 в отношении Польши, перешел к выжидательной позиции и призывам к ведению диалога с польским правительством. Также он перешел к тактике консультаций со странами-членами ЕС по вопросу польских реформ. Такая смена курса первого вице-президента Еврокомиссии связана с добровольным «включением» в разрешение кризисной ситуации президента Польши Анджея Дуды и с тем фактом, что президент не подписал два из четырех законопроектов, а в сентябре также заявил о том, что примет активное участие в корректировке остальных законопроектов[10]. Также изменение мнений наблюдаются и в Европарламенте – все громче звучит голос Европейской партии консерваторов и реформистов: согласно им, действия Еврокомиссии в целом и Тиммерманса в частности направлены на ущемление польского суверенитета[11]; также они ссылаются на позицию венгерских представителей как в парламенте, так и в Комиссии, которые намерены «целиком и полностью» оказать поддержку польскому правительству в сложившейся ситуации. Таким образом, несмотря на критический накал в конфликте между Варшавой и Брюсселем и на потенциально тупиковую ситуацию во втором и третьем кварталах 2017 года, к концу сентября в этом кризисе наметилась положительная тенденция: стороны перешли к широкому и стабильному диалогу на различных уровнях, отказавшись от категоричной и агрессивной риторики, которая грозила привести к наложению санкций и изоляции Польши в системе межгосударственных отношений ЕС.

C повестки дня Еврокомиссии, помимо внутренней политики Польши и Венгрии, также не сходит вопрос миграционного кризиса и политики перераспределения мигрантов по государствам-членам ЕС. Это стало вполне ожидаемо для третьего квартала 2017 года, так как в сентябре истекает двухлетний срок для исполнения членами ЕС правила данного механизма распределения. Как и ожидалось, в данном контексте снова «отличились» страны Вишеградской группы. Так, Еврокомиссия получила разъяснения от Венгрии, Польши и Чехии в ответ на начало разбирательств в отношении этих стран, открытого в июне 2017 года по причине невыполнения ими предписанных квот принятия мигрантов на своей территории. Данное объяснение Комиссия сочла «неудовлетворительным» и приняла решение об открытии второй стадии разбирательства – направила этим странам мотивированное возражение с тем, чтобы принудить их начать выполнение принятых квалифицированным большинством решений ЕС[12].

Также в это же время последовал ответ со стороны Генерального Прокурора Европейского Суда на апелляцию Венгрии и Словакии, которые были туда направлены ими в июне 2015 года в связи с принятием Еврокомиссией обязательного для всех членов ЕС решения о квотированном распределении мигрантов. Несмотря на то, что апелляции содержали конкретные указания на ряд процедурных нарушений во время принятия этого решения, они были отклонены Генеральным прокурором, что выгодно для Еврокомиссии, так как полностью оправдывает принудительный характер её действий[13].

Также в июле 2017 года страны Вишеградской группы опубликовали совместное заявление по проблеме миграционного кризиса. Члены Вишеградской четверки отметили, что текущая схема обязательного распределения мигрантов, находящихся в Италии и Греции, по государствам-членам ЕС – не работает, так как за два года функционирования уровень её выполнения все членами Евросоюза составил всего 13%[14]; так же они подчеркивают, что их неучастие в работе данного механизма ни коим образом не является отсутствием их солидарности с ЕС. В то же время члены Вишеградской группы выразили свою готовность оказать помощь Италии в ограничении наплыва мигрантов: речь идет об их активном участии в защите внешних границ ЕС, но не об участии в механизме «расселения» мигрантов. В письме, направленном премьер-министру Италии Паоло Джентилони, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия перечислили меры, которые они готовы предпринять с целью помощи Италии: участие в действиях ЕС по нормализации обстановки на границах Ливии; помощь в создании и защите приемлемых условий для жизни в горячих точках за пределами ЕС; участие в программе обучения служащих ливийской береговой охраны; участие в разработке принципов работы неправительственных организаций в Центральном Средиземноморье[15].

В августе противостояние стран Вишеградской группы и Еврокомиссии снова обострилось: члены «четверки» выступили с резким осуждением действий Еврокомиссии (открытие второго этапы процедуры разбирательства), а Польша заявила о своей готовности защищать дело стран Вишеградской группы в Европейском Суде. Также все четыре страны призвали Еврокомиссию к закрытию процедуры разбирательства[16].

В сентябре Венгрия снова обозначила свои претензии к Еврокомиссии. Как было уже упомянуто ранее, Виктор Орбан намеревается получить материальную компенсацию за осуществление Венгрией за свой счет мер по защите внешних границ ЕС – постройку заграждения на границах Венгрии с Сербией и Хорватией. Венгерское правительство запрашивает возмещение в 400 млн евро, аргументируя это тем, что постройка всех заграждений для защиты европейских границ обошлась ему в 800 млн евро и что таким странам, как Италия, Греция и Болгария компенсация была уже выплачена Брюсселем. Данный процесс, согласно венгерскому правительству, является предметом соблюдения европейской солидарности. В ответ на это Еврокомиссия заявила, что готова всемерно поддерживать государства-члены в их усилиях по защите внешних рубежей ЕС, но при этом не собирается финансировать строительство заграждений на границах. Так же представители Комиссии упрекнули Венгрию в том, что она требует помощи от наднациональных органов ЕС в рамках противостояния миграционному кризису, при этом отказываясь выполнять обязательные решения, принятые этими органами. Также острую реакцию со стороны венгерских властей вызвало отклонение Европейским Судом поданных ранее Венгрией апелляций по поводу решения о распределении мигрантов. С заявлением выступил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто – по его мнению, данное решение Суда является «скандальным и безответственным», и что «Венгрия будет использовать все возможные меры по обжалованию принятых решений с тем, чтобы мигрантов не размещали на территории Венгрии против воли венгерского народа»; свою поддержку ему также выразил министр юстиции[17]. Это вызвало резкое осуждение со стороны Европарламента – например, фракция «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» призвала исключить партию Орбана «Фидес» из фракции «Европейская народная партия». В ответ на это спикер венгерского правительства отметил, что «государства-члены ЕС и его наднациональные структуры должны чаще прислушиваться к мнениям стран Центральной и Восточной Европы, так как у них тоже есть голос, который должен быть услышан и учтен, и есть потенциал, которому может быть найдено применение»[18].

Как видно из вышеперечисленного, отношения Вишеградской четверки и Евросоюза по вопросам миграционной политики в третьем квартале снова достигли пика конфронтации и зашли в тупик: сроки исполнения квот по приему беженцев истекли 30 сентября, страны «четверки» не выполнили их (и не пытались), а процедуры разбирательства, начатые Еврокомиссией в отношении каждой из стран ВГ, остаются открытыми.

Однако, третий квартал 2017 года ознаменовался не только рядом конфликтов и кризисов в отношениях ЕС с его «восточными» членами, но и началом, с 1 июля, полугодового председательства Эстонии в Совете ЕС. Для Эстонии это первый подобный опыт (страна является членом ЕС с 2004 года и членом еврозоны – с 2011 года). Бюджет председательства оценивается в 75 миллионов евро, а для выполнения поставленных Эстонией задач ею было задействовано более 1300 человек. С началом председательства также было опубликовано досье, в котором Эстония обозначила её главные приоритеты. Документ был составлен заместителем министра по европейским делам Эстонии Матти Маасикасом, который был назначен специальным представителем председательства Эстонии в ряд институтов ЕС[19].

«Достижение единства через баланс» — так звучит лозунг эстонского председательства в Совете ЕС. Официальной целью председательства является «поиск баланса между различными взглядами, традициями и интересами в Европе с тем, чтобы достичь наилучшего результата для граждан ЕС». Как заявил премьер-министр Эстонии Юри Ратас, «Европейский Союз – это ответ на многочисленные глобальные кризисы, или, как минимум, способ их смягчения»[20].

На период своего председательства Эстония обозначила четыре приоритета: первый – открытая и инновационная экономика ЕС; второй – безопасная Европа; третий – Европа цифровых технологий и свободного обращения данных, и четвертый – инклюзивная и устойчиво развивающаяся Европа. Также приоритетной темой является программа Восточного партнерства. По вопросу осуществления выхода Великобритании из ЕC эстонский премьер отметил, что «Брексит, несмотря на свою значимость и влияние на европейские процессы, в период председательства Эстонии не станет ни главной темой политики, ни её приоритетом»[21].

По вопросам работы над «открытой и инновационной экономикой ЕС» Таллин полагает, что формирование единого внутреннего рынка еще не завершено и что потенциал европейской экономики не до конца раскрыт – поэтому им есть над чем работать; так же в защите и развитии нуждаются «четыре свободы ЕС» — свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц. Особое внимание должно быть уделено развитию новых финансовых возможностей для бизнеса и повышению стабильности банковского сектора, а также соблюдению честной конкуренции на рынках и борьбе с неуплатой налогов.

Что касается «безопасной Европы», то, согласно эстонскому премьер-министру, в условиях высокой степени открытости Евросоюза необходимо сохранение безопасности и защищенности его внутреннего пространства. Основной мерой по повышению безопасности станет борьба с терроризмом и организованной преступностью, а также с их финансированием; к этому добавляется более эффективная защита внешних границ ЕС и контроль за перемещением лиц и товаров внутри ЕС. Именно поэтому в период своего председательства Эстония призывает к развитию общих баз данных – включая Европейскую систему учета пересечения границ, систему идентификации маршрутов и систему авторизации для въезжающих из третьих стран, а также баз данных по учету беженцев. В отношении политики по преодолению миграционного кризиса Эстония предлагает сконцентрироваться на предотвращении экономической миграции в ЕС – то есть, осуществлять процедуру возврата тех мигрантов, которые прибыли в ЕС с целью улучшения своего материального положения, не будучи беженцами или лицами, ищущими убежище.

Согласно эстонским представителям, безопасность ЕС также зависит от обстановки в граничащих с ним на восточных рубежах странах. Как полагает премьер-министр, для максимизации обороноспособности Евросоюза ему необходимо вырабатывать общий внешнеполитический курс, а также инвестировать в оборону и поддерживать тесное сотрудничество как с НАТО, так и с США, так как их роль в обеспечении безопасности в ЕС является ключевой. В подобных заявлениях первых лиц государства снова отчетливо проявляется пока неизменная евроатлантическая ориентация прибалтийских государств и их стремление к реализации проатлантического курса в рамках Европейского союза. Что касается отношений с Россией в данном контексте, то Эстония последовательно выступает за продолжение «двуединой» политики ЕС, подразумевающей сохранение санкционного режима и при этом продолжение двустороннего диалога с Российской Федерацией. Также эстонский премьер отмечает необходимость развития и улучшения отношений между ЕС и государствами-членами программы Восточное партнерство – с Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной[22].

Комментируя также одно из приоритетных направлений председательства Эстонии, инклюзивную и устойчиво развивающуюся Европу, премьер-министр Ратас уделил особое внимание социальной политике ЕС, а особенно проблеме открепленных работников. В третьем квартале 2017 г. решение Еврокомиссии принять новую директиву об открепленных работниках натолкнулось на серьезное противостояние со стороны стран Вишеградской группы, а особенно Польши. Эти восточноевропейские члены ЕС выступают против внесения поправок в законодательство о делегированных сотрудниках (о поднятии им заработных плат в соответствии с заработными нормами региона и о сокращении срока действия контракта с трех лет до одного года), так как, по их мнению, это является скрытым протекционизмом со стороны наиболее развитых стран ЕС, а также может нанести ущерб национальным компаниям стран ЦВЕ. Евросоюз же, напротив, обвиняет страны ВГ в осуществлении социального демпинга и нечестной конкуренции на рынке труда. Таким образом, для Эстонии решение этого вопроса стало одной из важнейших задач на период председательства – найти компромисс между странами Западной Европы и ЦВЕ, избежать радикального расхождения взглядов по данной проблеме и принять новую директиву ЕС об открепленных работниках[23]. На протяжении июля и августа по этому поводу шли ожесточенные споры между Еврокомиссией и Вишеградской четверкой, и наибольший конфликт случился между польским премьером Беатой Шидло и президентом Франции Эммануэлем Макроном. Однако, к сентябрю в условиях стабильного и продуктивного диалога с Еврокомиссией Шидло смягчила свою позицию, так же как и ЕС, и достижение компромисса стало возможным[24]. Таким образом, принятие скорректированной директивы ожидается в конце октября 2017 года[25].

Подготовила Е. Акифьева и М. Русакова.


Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».


[1] Bulletin Quotidien Europe 11829 — 14/7/2017

[2] Bulletin Quotidien Europe 11829 — 14/7/2017

[3] Bulletin Quotidien Europe 11858 — 9/9/2017

[4] Bulletin Quotidien Europe 11837 — 27/7/2017

[5] Bulletin Quotidien Europe 11833 — 20/7/2017

[6] Bulletin Quotidien Europe 11837 — 27/7/2017

[7] Bulletin Quotidien Europe 11834 — 21/7/2017

[8] Bulletin Quotidien Europe 11834 — 21/7/2017

[9] Bulletin Quotidien Europe 11834 — 21/7/2017

[10] Bulletin Quotidien Europe 11867 — 22/9/2017

[11] Bulletin Quotidien Europe 11852 — 1/9/2017

[12] Bulletin Quotidien Europe 11837 — 27/7/2017

[13] Bulletin Quotidien Europe 11837 — 27/7/2017

[14] Bulletin Quotidien Europe 11833 — 20/7/2017

[15] Bulletin Quotidien Europe 11833 — 20/7/2017

[16] Bulletin Quotidien Europe 11847 — 25/8/2017

[17] Bulletin Quotidien Europe 11856 — 7/9/2017

[18] Bulletin Quotidien Europe 11856 — 7/9/2017

[19] Bulletin Quotidien Europe 11826 — 11/7/2017

[20] Bulletin Quotidien Europe 11826 — 11/7/2017

[21] Bulletin Quotidien Europe 11826 — 11/7/2017

[22] Bulletin Quotidien Europe 11826 — 11/7/2017

[23] Bulletin Quotidien Europe 11826 — 11/7/2017

[24] Bulletin Quotidien Europe 11848 — 26/8/2017

[25] Bulletin Quotidien Europe 11861 — 14/9/2017