МИХАИЛ ВЕДЕРНИКОВ О ПРОГРАММАХ ОСНОВНЫХ ЧЕШСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В преддверии активизации политической борьбы за избирателей осенью 2017 г. чешские политические партии опубликовали свои предвыборные программы. Главным образом они рассчитаны на то, чтобы перетянуть на свою сторону тех, кто до этого момента колебался в своих предпочтениях. Каждая политическая партия, опираясь на присущую ей идеологическую платформу и ценностный ряд того политического направления, к которому она себя причисляет, попыталась скорректировать свои предложения под существенные изменения внутриполитической и международной обстановки, тем самым, проявив свое стремление стать более современной и привлекательной для чешского гражданина.
Предварительный лидер избирательной кампании партия ANO, несмотря на присуждаемые ей ярлыки популистской политической силы, в экономической части своей предвыборной программы представила, по словам некоторых политологов, достаточно «реалистичный план». (Необходимо отметить, что полноценную предвыборную программу партия собирается обнародовать только в конце августа – начале сентября. До этого момента ANO знакомит избирателей со своими идеями посредством публикации её отдельных частей. Правда, в июне 2017 г. вышла в свет книга лидера партии А. Бабиша «Что мне снится, когда удается поспать»[1], в которой он делится своими представлениями о том, как должна выглядеть Чешская республика к 2035 г. По словам автора, эта дата выбрана неслучайно и соотносится по времени с тем, когда рожденные в 2017 г. люди достигнут совершеннолетнего возраста и вступят во взрослую жизнь. Таким образом в своей работе он хочет рассказать о планах на следующие 18 лет, направленных на реформирование страны на благо нового поколения). Так, основное предложение АНО касается снижения подоходного налога на 1,3%, т.е. до 19% для людей с доходом в пределах 113 тыс. крон и до 22,05% для тех, кто зарабатывает свыше 113 тыс. крон. Также планируется введение паушальных взносов на доходы в размере 500 крон, что должно привести к заметному уменьшению отчислений в страховые фонды. Кроме того, было заявлено о желании снизить НДС с 15% до 10% на основные продукты питания, плату за воду, канализацию и срезанные цветы. Подобные меры должны коснуться системы общественного питания, сферы продажи безалкогольных напитков в ресторанном бизнесе, а также опекунских и клининговых служб. Также ожидается снижение НДС с 21% до 10% на разливное пиво, парикмахерские услуги и ремонт обуви. Наблюдатели отмечают, что расчет на снижение налогов на пиво звучит, скорей всего, популистски и призван привлечь внимание электората[2]. Далее ANO собирается ввести послабления в системе электронных отчетов о продаже товаров. Внедрение этой отчетности не должно распространяться на физические лица, которые оплачивают паушальный налог и которые имеют доход не более 500 тыс. крон, а также на школьные буфеты, детские кружки, интернет-магазины и предпринимателей, занимающихся продажей рождественских карпов. ANO также хочет сделать возможным выбор между электронной и бумажной формой отчетности для предприятий. Подобный план в экономической сфере рассчитан на то, что, будучи лидером предвыборной гонки, партия имеет все шансы составить осенью 2017 г. однопартийное правительство, и поэтому у нее уже не будет возможности откладывать в ящик реализацию предвыборной программы, ссылаясь на отсутствие консенсуса внутри правящей коалиции.
Победитель прошлых выборов Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП), которая согласно социологическим опросам существенно растеряла свой политический потенциал за прошедшие четыре года, акцентирует внимание на создании социально-рыночной экономики при непосредственном вовлечении государства в этот процесс и его прямой ответственности за проводимые в жизнь решения. Главный приоритет программы социал-демократов обозначен в социальной направленности государства. Так, человек должен быть обеспечен высоким уровнем жизни, который проявляется в достойной заработной плате; доступе к качественному школьному, среднему и высшему образованию; системе социальной защиты инвалидов, больных и пожилых людей; доступном жилье; заботе об институте семьи и материнства. Социал-демократы делают ставку на семью, подчеркивая, что именно семья является естественным оплотом безопасности страны. Что касается конкретных мер, то основные предложения сводятся к необходимости повышения минимального размера оплаты труда (до 40 тыс. крон к 2022 г.), установлению лучших условий регулирования устройства на работу, усилению значения коллективных соглашений. Подчеркивается недопустимость снижения заработной платы, к которой ведет нерегулируемая рабочая миграция из стран-нечленов Европейского союза. Предлагается создание привлекательных налоговых и административных условий для развития предпринимательской среды в ЧР. В этой связи предлагается изменение налоговой системы, при котором главное участие в уплате налогов будет переложено с рабочих людей и представителей малого и среднего предпринимательства на крупные фирмы и владельцев крупных состояний. Таким образом, речь идет о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая коснется около 2% населения страны. Подобная перетасовка источников налоговых поступлений приведет к увеличению доходов чехов в среднем на 800-1200 крон. Отмечая экономический потенциал ЧР, социал-демократы указывают на необходимость отказа от нынешнего статуса дешевой сборочной мастерской ЕС и поддержку местного производителя в его борьбе за поиски новых торговых площадок. Важный акцент делается на развитие качественно новых сфер производства, дигитализацию экономики. Её расширение потребует увеличение источников энергии. В этой связи социал-демократы видят перспективным использование ядерной энергии и строительство новых блоков АЭС в Дукованах и Темелине.
В области внешней политики и политики безопасности социал-демократы позиционируют себя как приверженцы евроатлантического курса. Они отмечают, что благодаря такой позиции Чехии обеспечено будущее и гарантирована безопасность в мире; она имеет шанс развиваться в стабильном пространстве с понятными правилами и иметь влияние на происходящие вокруг процессы. Они выступают в поддержку Европы, которая движется в одном направлении – направлении безопасности, экономического роста и приближения уровня жизни беднейших стран-участниц ЕС к уровню наиболее богатых. Между тем, социал-демократы твердо выступают против того, чтобы основные решения в ЕС принимались без учета их интересов и предпочтений, против двойных стандартов. В этой связи они ратуют за активное участие в политике выдвижения ЧР на центральные позиции в нем. В сфере международных отношений социал-демократы являются сторонниками установления добрососедских отношений со Словакией, Польшей и Венгрией в рамках Вишеградской четверки. Они отмечают, что это приведет к процветанию региона. Указывается на перспективность сотрудничества в Славковском формате (т.е. Чехии, Словакии и Австрии) и поддержки контактов со странами Восточного партнерства. Интересно отметить, что ЧСДП говорит о важности сотрудничества с мировыми державами, куда, помимо США и Китая, она относит также и Россию. В области безопасности партия отмечает необходимость опережающего реагирования на новые международные вызовы – рост террористических угроз, усиление опасности кибератак, нелегальную миграцию. Последнюю проблему социал-демократы намерены решать путем организации превентивных мероприятий, нацеленных на углубление гуманитарной помощи азиатским и африканским странам. Также они отвергают обязательные квоты, навязываемые им ЕС. В обстановке увеличения международных угроз партия считает правильным усиление европейских воинских контингентов при поддержке НАТО, поддерживает модернизацию чешских вооруженных сил за счет увеличения расходов на оборону с 1% до 1,4% бюджета страны[3].
Программа другой партии, расположившейся на левой стороне политического спектра ЧР, Коммунистической партии Чехии и Моравии (КПЧМ) представляет более радикальный и протестный план действий. В структуре документа упор сделан на вопросы, касающиеся возможных угроз для чешского общества. Раздел «Жизнь без страха» обещает потенциальным избирателям разрешение причин миграционного кризиса и недопущение принятия навязываемых Брюсселем квот. В этой связи большое внимание уделяется проведению принципиальных институциональных изменений в ЕС, которые призваны обеспечить большую равноправность государств-членов и усиление их влияния на деятельность ЕС. Авторы отмечают, что Брекзит стал сигналом для выстраивания новой структуры ЕС. Так, в ущерб бюрократической составляющей Союза должно произойти укрепление избранных органов, особенно Европарламента и национальных парламентов. Лейтмотив подобных лозунгов – необходимость уважения интересов ЧР и приглашение её к участию в принятии действенных решений в рамках ЕС. Также одной из угроз коммунисты считают избыточную милитаризацию и деятельность международных организаций на территории ЧР. Они предлагают провести национальный референдум о выходе Чехии из военных структур НАТО. Вместо Североатлантического альянса партия говорит о необходимости создания современной структуры коллективной общеевропейской безопасности, которая будет соответствовать реалиям многополярного мира и не будет способствовать рецидиву новой холодной войны. Между тем, они не выступают с пацифистских позиций, а наоборот заявляют о важности поддержания обороноспособности страны. Они предупреждают о важности недопущения нарушения Устава ООН и последовательном усилении роли Генеральной ассамблеи ООН. В качестве дестабилизирующего фактора международных отношений они называют введение экономических санкций в отношении отдельных государств и призывают отказаться от них.
Коммунистическая программа также полна обещаний обеспечить социальную справедливость и уважение к рабочему человеку. Представители партии, отмечая, что «бедные беднеют, а богатые богатеют», выход из сложившейся ситуации видят в том, чтобы законы работали на обычного человека, а не на группу привилегированных людей. Так, они предлагают внести изменения в конституцию ЧР, которые позволят усилить участие граждан в решении общенациональных вопросов и предоставят возможность отслеживать деятельность народных избранников. Тем самым основной закон станет примером воплощения прямой демократии. Среди конкретных мер в социальной сфере коммунисты предлагают одобрить минимальную заработную плату на уровне 50% от средней по стране; обеспечить последовательную правовую охрану работника; снизить количество людей, живущих на пороге бедности; внедрить прогрессивное налогообложение; предоставить нуждающимся возможность приобрести низкобюджетное жилье посредством массового строительства кооперативных домов. Коммунисты отмечают, что их стратегической целью является «социализм».
В экономической сфере КПЧМ отстаивает необходимость усиления государственного регулирования экономики. Так, они предлагают передать в стратегическое владение государства ключевые отрасли чешского национального хозяйства. Подобные меры, прежде всего, нацелены на то, чтобы Чехия оставалась экономически независимой от транснациональных компаний, активно скупающих собственность на территории центральноевропейского региона. Также они обещают сделать достоянием общественности все незаконно совершенные приватизационные операции и ограничить отток денежных средств за рубеж. Говоря о сохранении государственного суверенитета, коммунисты гарантируют обеспечение энергетической безопасности и доступности цен на электроэнергию.
Также особенностью программы КПЧМ является то, что её представители громко заявляют о необходимости осуществления ревизии реституций церковной собственности; последовательном обложении служителей культа налогами. Они также обещают усилить отделение церкви от государства[4].
Несмотря на якобы протестный характер коммунистической партии, политолог М. Зной отмечает, что чешским коммунистам в своих заявлениях далеко до радикальных представителей левого движения в Европе, заявляющих о необходимости институционального изменения европейских элит. Их требования укладываются в протестные настроения широких масс, обусловленные усилением движений, выступающих против миграции и углубления евроинтеграции[5].
Программа Гражданской демократической партии (ГДП) представляет собой «190 шагов», которые, по словам её представителей, должны вернуть чешской политике смысл. Делается акцент на том, чтобы сделать присутствие государства в обществе незаметным и необременительным для её граждан. Государственные чиновники должны служить своему народу и не строить преграды путем принятия дополнительных регулятивных норм и внедрения ненужных административных требований. Так, отмечается важность установления справедливой налоговой системы, которая будет стимулом для жителей ЧР не отказываться от уплаты налогов. Поддержка предпринимательства, особенно инновационных, прорывных направлений, также приоритет программы ГДП. Партия предлагает повсеместное внедрение информационных технологий на всех уровнях взаимодействия общества и государства. Дигитализация должна привести к тому, что человек сможет решить все вопросы, не выходя из дома и не посещая муниципальные и государственные учреждения.
В области внешней политики гражданские демократы позиционируют себя в качестве прозападной, трансатлантически ориентированной партии, делающей ставку на членство в ЕС и НАТО. Они отмечают, что намерены проводить активную, разборчивую политику, которая будет характеризоваться реализмом, прагматизмом и ориентацией на практические последствия такого курса на традиции и ценности чешского общества. В этой связи они не причисляют себя ни к наивным еврооптимистам, ни к радикальным евроскептикам. Правда, членство в ЕС они рассматривают как единственную геополитическую данность, в рамках которой Чехия, как и другие страны-участницы, имеют возможность для продвижения своих национальных интересов. Они отмечают, что евроинтеграция не должна быть самоцелью. Она обязана вести к открытию новых торговых возможностей, объединению общего рынка и ликвидации всевозможных барьеров. Между тем, они подчеркивают важность диверсификации торговых путей и источников инвестиций, для того чтобы не испытывать зависимость от одного торгово-финансового центра. Среди мер, направленных на выравнивание отношений между Брюсселем и членами ЕС, партия предлагает ограничить компетенции центральных органов ЕС и предоставить большие полномочия национальным структурам. Также говорится о необходимости отказа от законодательства ЕС, которое находится в противоречии с чешскими интересами (недопущение введения обязательных квот, регуляция владения оружием), и блокировании предложений, которые идут вразрез с интересами страны. Подчеркивается важность добровольного выбора степени дальнейшей интеграции в отдельных областях европейской политики. В вопросе о вхождении в еврозону партия призывает отказаться от обязательств о введении евро. По её мнению, подобное решение ЧР должна принять самостоятельно, когда внутри страны созреют условия для смены валюты.
В сфере внутренней и внешней безопасности ГДП указывает на приоритетность поддержания боеспособности чешской армии, для чего необходимо сделать более привлекательной службу в армии и постепенно увеличивать количество военнослужащих (но против всеобщей воинской повинности). В течение шести лет партия намеревается увеличить расходы на оборону до 2% и тем самым способствовать её модернизации. Во время неё акцент должен быть сделан на поддержке местного оборонно-промышленного комплекса[6].
Партия TOP 09, в отличие от уже упомянутых политических сил, открыто называет себя оппозицией и активно выступает против действующего правительства, которое, по ее мнению, активно притесняло права человека в ЧР и стала причиной столкновения интересов политики и большого бизнеса. Её программа, представляющая одну из трех частей обширного плана VIZE 2030, нацелена на создание государства, где не ограниченный в своих возможностях средний класс имеет максимальный простор для развития экономической, общественной и культурной деятельности. В этой связи они отмечают, что ключ к стабильному будущему ЧР находится в продолжении последовательной интеграции в структуры ЕС, в том числе, скорейшего входа в еврозону. Говоря о невозможности выхода из ЕС и проведения референдума на эту тему, TOP 09 указывает на то, что подобный «чехзит» будет способствовать отходу от западного направления в сторону восточного. В этой связи представители партии отмечают необходимость искать компромиссы внутри ЕС и делать всё возможное, чтобы не допустить изоляцию Чехии в рамках этого объединения. Более того, они призывают прилагать усилия для того, чтобы обозначить центральное место страны в европейской семье народов.
В миграционном вопросе TOP 09 занимает наиболее лояльную по отношению к Брюсселю позицию. Прежде всего, партия указывает на готовность поддержки членов ЕС, которые не могут справиться с миграционным потоком самостоятельно. Тем самым подспудно они соглашаются на возможность размещения беженцев на территории ЧР. Они выступают за установление контроля над миграцией и поддерживают политику высылки тех лиц, которые не подпадают под статус международной защиты и находятся в Шенгенской зоне нелегально. Они являются сторонниками превентивных мер, нацеленных на предотвращение расширения миграционных потоков путем улучшения уровня жизни в странах Африки и Ближнего Востока. Что касается экономической миграции, то партия считает её неизбежной, и поэтому предлагает разработать проект о привлечении на чешский рынок труда необходимого количества работников из определенных стран с нужной квалификацией.
Для TOP 09 основным и неоспоримым направлением внешней политики и политики безопасности является членство в ЕС и НАТО. Программа свидетельствует о том, что эти две структуры воспринимаются не только как международные организации, но как полноценные политические объединения, деятельность которых оказывает ключевое воздействие на развитие чешского общества. В этой связи углубление трансатлантического сотрудничества является гарантией для развития либеральной демократии в ЧР. Благодаря этому партия намерена возвратить Чехию на позиции передового защитника прав человека, демократии и политики реформ. Так, партия выступает против «угодливого поведения» страны по отношению к режимам, которые нарушают права человека, не уважают международное право и поведение, которых не соответствует образу ответственного члена международного сообщества. Помимо прочего, авторы доклада указывают на необходимость углубления сотрудничества с отдельными странами. Так, придается значение расширению контактов с Германией и её землями, граничащими с ЧР (Баварией и Саксонией). Отмечается важность улучшения качества взаимоотношений со странами Вишеградской группы. По мнению TOP 09, ей требуется улучшить свой образ для того, чтобы вновь восприниматься в ЕС как позитивный элемент центральноевропейского диалога. Также партия поддерживает усиление контактов с восточноевропейскими странами, прилагающими усилия для продвижения в сторону евроатлантической интеграции, прежде всего с Украиной и Грузией. Отмечается, что «успех этих двух стран» может стать вдохновением для ряда других государств, где существуют «авторитарные режимы».
Особенностью программы TOP 09 является то, что на её страницах встречаются частные указания на существование угрозы «авторитарных режимов Востока», т.е. Китая и России. Правители этих стран, по мнению приверженцев партии, видят в успешном Западе главного противника своих устремлений и нацелены на достижение нового передела мира. Что касается Чехии, то они считают, что её прежнее правительство находилось под влиянием этих сил и не могло сопротивляться их давлению. В этой связи в программе отмечается, что политический курс ЧР должен быть направлен не в сторону России и Китая, а к ЕС и США. Более того, они подчеркивают важность поддержки демократической оппозиции в Беларуси и России, поскольку TOP 09 несет ответственность за весь демократический мир, частью которого Чехия стала 28 лет назад.
Общая тревожная обстановка в мире и «исходящая от России агрессия по отношению к Украине» приводят авторов программы к пониманию важности усиления чешских вооруженных сил. Они подчеркивают факт того, что оборона невозможна без профессиональной армии, позволяющей сопротивляться силам, которые бы захотели вынудить ЧР к политическим и территориальным изменениям. В первую очередь такой силой им видится Россия, которая в последние годы стала наиболее открытым критиком современной системы международных отношений. В этой связи они предлагают расширить сухопутные силы страны путем создания новой воинской бригады, тем самым доведя их количество до трех, что даст возможность для дальнейшего формирования дивизии. Также в партии говорят о необходимости размещения на территории ЧР систем ПРО, которые стали бы частью общей противоракетной и противовоздушной системы НАТО[7].
Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».
[1] https://www.facebook.com/AndrejBabis/posts/1008324089304235
[2]http://www.parlamentnilisty.cz/arena/nazory-a-petice/Lukas-Kovanda-Hnuti-ANO-se-v-ekonomickem-volebnim-programu-drzi-pri-zdi-494220
[3]https://www.cssd.cz/data/files/program-210×210-seda.pdf
[4]http://volby.kscm.cz/volebni-program
[5]http://archiv.ihned.cz/c1-65785330-soudruzi-na-suchu
[6]http://www.ods.cz/volby2017/program
[7] https://www.top09.cz/files/soubory/volebni-program-2017-do-poslanecke-snemovny_1717.pdf