17 марта 2017 г. в Институте Европы РАН состоялась презентация нового выпуска журнала «Современная Европа» (№6/2016)

а13617 марта 2017 г. в Институте Европы РАН состоялась презентация нового выпуска журнала «Современная Европа» (№6/2016), посвященного 25-летию образования Вишеградской группы, различным аспектам развития региона, его роли в современной европейской политике и в отношениях с Россией. Организатором круглого стола выступил Центр Вишеградских исследований и Отдел исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. Мероприятие посетили главы дипломатических представительств вишеградских стран: Посол Польской Республики в РФ Влодзимеж Марчиняк, Посол Венгрии Янош Балла, заместитель Посла Словацкой Республики Павол Затлкай и заместитель Посла Чешской Республики Петр Кроужек. Среди участников обсуждения были представители различных подразделений Института Европы, сотрудники Института славяноведения РАН, Дипломатической академии и МГИМО МИД РФ, НИУ «Высшая школа экономики» и МГУ.

С приветственным словом к собравшимся обратился директор ИЕ РАН, член-корреспондент РАН А.Громыко. Он отметил, что представленные на страницах журнала материалы в полной мере отражают нынешнюю ситуацию в Вишеградском регионе и обстановку, сложившуюся вокруг него. Такой всесторонней картины событий удалось добиться благодаря рассмотрению различных аспектов внутриполитического развития Вишеградской четверки, акцентированию внимания на взаимоотношениях между странами как особом субрегиональном союзе в рамках ЕС. По словам А.Громыко, «Вишеград превратился во влиятельный фактор развития ЕС», и не исключено, что в обстановке, когда Евросоюз берет курс на «Европу разных скоростей», роль Вишеградской группы будет только нарастать.

На правах председателя Вишеградской группы (июль 2016-июнь 2017) Посол Польши В. Марчиняк первым поделился с присутствовавшими своим видением прошлого и настоящего объединения. По его мнению за 25 лет существования В4 Венгрия, Польша, Словакия и Чехия сумели выработать тесные формы сотрудничества, которые позволили им эффективно представлять интересы этой части Европы на международной арене как в рамках ЕС, так и в рамках сотрудничества в т.н. формате «В4+». Помимо прочего, Посол высказал мнение, что В4 можно считать «образцовым примером в сфере регионального сотрудничества, символом удачной инициативы в деле реализации общих интересов региона». Он добавил, что, несмотря на появляющиеся расхождения в оценке тех или иных событий, группа остается наиболее устойчивым и дееспособным формированием в Центральной Европе.

Что касается польского председательства в Вишеградской группе, то здесь польская сторона постаралась обратить пристальное внимание на вопросы, касающиеся окружения ЕС в контексте соответствующих вызовов (Брекзит, вопрос институциональной реформы союза, миграционный кризис). Чрезвычайно важной задачей польская сторона считает ускорение мер экономического роста региона и Евросоюза в целом.

Говоря об инструментах реализации сотрудничества, посол отметил, что Польша стремится «достичь высокой эффективности в рамках группы» посредством выстраивания политического диалога и координации деятельности на различных уровнях власти стран-участниц. Вносимые польской стороной предложения имеют конкретный и конструктивный характер и призваны противостоять вызовам. Одной из удачных форм взаимодействия является интенсификация трансграничного сотрудничества посредством заключения прямых соглашений между регионами стран В4.

Касаясь восточного измерения внешней политики ЕС, В. Марчиняк отметил значение Вишеграда в качестве площадки политического диалога, необходимой для выработки консенсуса в этом вопросе. Несмотря на то, что сотрудничество стран В4 с государствами постсоветского пространства является темой постоянных дискуссий, четверка имеет общую позицию по определяющим направлениям политики ЕС и НАТО («аннексия Крыма», вовлеченность России в вооруженный конфликт на Донбассе и др). Таким образом, по мнению дипломата, внешняя политика членов В4 выдерживается в «общеевропейском мейнстриме». Существование разногласий в вопросе сохранения санкций не сказывается на лояльном выполнении решений ЕС в этой сфере. Более того, В4 выступает в поддержку интенсификации деятельности ЕС в разработке сплоченного «презентирования» политики на восточном направлении. Посол Польши отметил отсутствие принципиальных разногласий по Восточному партнерству. Все страны поддерживают европейские инспирации соседних государств, в особенности выступают за начало процесса нормализации отношений ЕС и Белоруссии. Завершая рассказ о внешнеполитических предпочтениях В4, господин Марчиняк отметил, что Польша придает большое значение развитию новых форм сотрудничества между Вишеградом и третьими странами (Прибалтика, Бенилюкс, Западные Балканы).

Посол Венгрии в РФ Янош Балла в своем выступлении остановился на освещении двух тем: 1) объяснении причин необходимости существования В4; 2) повестке начинающегося с 1 июля 2017 г. председательства Венгрии в Вишеградской группе. Говоря о времени создания объединения, дипломат указал на возникновение вакуума в политическом пространстве Центральной Европы в начале 1990-х гг. В свою очередь это стало стимулирующим фактором, способствовавшим активизации деятельности Чехословакии, Польши и Венгрии в направлении создания координирующего центра совместной деятельности. Я. Балла отметил, что «прошедшее время показало, что это решение было исключительно правильным». Он добавил, что удачное сотрудничество помогает развитию общих позиций, способствует защите совместных интересов,  ведет к налаженной координации программы и дает возможность не только подчеркнуть позицию региона, но и, при необходимости, «поднять голос». Он отметил, что успехи экономического развития региона придают авторитет предложениям, продвигаемым от имени группы.

Касаясь повестки предстоящего председательства Венгрии, Посол обозначил основные его направления. Прежде всего, он выделил важность усиления «вишеградского сотрудничества для более позитивного будущего ЕС». В этой связи он отметил намерение венгерской стороны придать значение развитию положительных отношений В4 с ЕС по вопросам общества, культуры, образования, спорта. Во-вторых, Будапешт акцентирует внимание на «политике безопасности». Этот блок вопросов, напрямую или косвенно касается сотрудничества с балканскими государствами, странами Восточного партнерства, взаимодействия ЕС и В4 в сфере миграционной проблематики, политики защиты окружающей среды и транспорта. Третье направление – развитие конкурентоспособности производимой продукции стран объединения и дигитализация. В заключение посол отметил, что Венгрия придает большое значение расширению сотрудничества в международных делах. Новым направлением в этом вопросе должна стать организация различных бизнес-форумов.

Говоря о санкционном режиме, установившемся между Россией и ЕС, Янош Балла в противовес польскому коллеге заявил о неэффективности его существования. Это обстоятельство он связал с несоответствием их назначения и производимым эффектом, который они оказывают на российское государство.

Заместитель Главы дипломатической миссии Словацкой Республики в РФ Павол Затлкай, начиная свое выступление, указал на широкую общественную поддержку Вишеградского сотрудничества в Словакии, где 63% граждан воспринимают этот механизм взаимодействия как полезный для Словакии и также выгодный для государств-членов четверки. Его страна рассматривает В4 как «естественную коалицию общих интересов и эффективную форму регионального сотрудничества», где несмотря на случающееся расхождение взглядов, удается формулировать общую позицию по многим вопросам.

Дипломат подчеркнул, что, несмотря на то, что «четверка» воспринимается в ЕС как проблемный регион, её участники стараются сосредоточиться на позитивной повестке дня. Это стремление обосновывается тем, что Евросоюз является наиболее комфортной формой местообитания для венгров, поляков, словаков и чехов. В подобных обстоятельствах четыре страны заинтересованы находить общий язык. В этом направлении правительства В4 прикладывают большие усилия для прямого общения с гражданами, чтобы понятным образом демонстрировать им преимущества союза.

В своем докладе П. Затлкай особое место отвел экономическому сотрудничеству в рамках В4. Он подчеркнул чрезвычайную важность развития кооперации между странами, интенсификации транспортных контактов. Существующая между государствами конкуренция, не приобретая антагонистичный характер, является двигателем их экономического роста. Помимо прочего, он указал на важность притока новых инвестиций в регион, которые, несмотря на место их изначальной имплементации, оказывают положительное влияние на всех, без исключения, членов группы. Также дипломат обозначил необходимость выведения экономик В4 на качественно новый уровень развития на основе применения новых технологий в области производительного труда. Важное место в этой сфере отводится усовершенствованию энергетической и транспортной инфраструктуры

Заместитель Посла Чешской Республики в РФ Петр Кроужек попытался обобщить сказанное ранее коллегами, обозначив основные особенности 25-летнего сотрудничества в рамках В4. Прежде всего, он выделил сформировавшийся уникальный формат сотрудничества, который характеризуется отсутствием бюрократических структур. Этот фактор предлагает широкие возможности позитивного взаимодействия, который не могут предоставить другие формы международного сотрудничества. П. Кроужек отметил, что при формулировании приоритетов председательств страны В4 выделяют те направления, где имеется возможность получения ощутимых действенных результатов и которые находятся «в области быстрого реагирования».

Определяя место В4 на международной арене, дипломат подчеркнул её исключительное желание оставаться частью европейских интеграционных структур. Так, ЕС и НАТО – главные партнеры и союзники объединения. Вследствие этого Венгрия, Польша, Словакия и Чехия постоянно консультируются друг с другом и координируют между собой общую деятельность по насущным вопросам для того, чтобы «во всеуслышание озвучивать свою позицию» в Брюсселе. Совокупный авторитет четырех государств позволяет им это успешно делать.

Функционирование структуры также принесло странам понимание их центральноевропейской идентичности. Тем самым появилось более глубокое, нежели в начале интеграционного процесса, осознание принадлежности к общим историческим корням.

Чешская сторона отводит важное место развитию доверительных отношений между соседями. Так, девизом чешского председательства стало выражение «Trust 4». Что касается сфер сотрудничества, то П. Кроужек отметил важность совместной работы в сфере безопасности. Вместе с тем, он сказал и о необходимости оставаться реалистами и понимать, что потенциал объединения имеет свои лимиты.

Анализируя пройденный путь за 25 лет, дипломат отметил, что его можно разделить на три этапа, каждый из которых символически вбирает в себя по десятилетию. На первом этапе основной упор был сделан на достижение договоренностей о путях дальнейшего развития. Во время второго – вырабатывались механизмы взаимного сотрудничества; последние 10 лет помогли сосредоточиться на действительно важных для стран Вишеграда вещах.

Редактор вишеградского выпуска журнала «Современная Европа» Л.Н. Шишелина рассказала об истории появления Центра Вишеградских исследований в стенах Института Европы РАН и вишеградского номера журнала «Современная Европа». Она отметила, что за 10 лет существования Центра и 5-летия журнала были сделаны значительные шаги по пути популяризации этого направления региональных исследований у нас в стране, введен в оборот термин «Вишеградская Европа», разработан курс, который читается в ряде высших учебных заведений Москвы. Она высказала надежду, что вишеградский феномен и в дальнейшем будет предметом анализа и изучения  коллег. Говоря о представляемом выпуске, Л.Шишелина отметила, что одним из его достоинств является посвящение, написанное одним из основателей Вишеградской группы – министром иностранных дел Венгрии с 1990 по 1994 г.  Гезой Есенским. Кому как не ему известны все обстоятельства формирования первого регионального объединения в пост-СЭВ-овской Европе. Со статьей Г.Есенского перекликается статья бывшего директора Вишеградского фонда Петра Вагнера, акцентирующая причины устойчивой солидарности в четвертьвековой истории Вишеградской группы. В своей статье Л.Шишелина поставила целью проанализировать не только взаимосвязь программ стран В4 во главе Совета ЕС, но и влияние этого процесса на формирование единой внешней политики Вишеградской группы. Новаторский подход демонстрирует статья молодого ученого Е.Сергеева, написанная в партнерстве с маститым ученым А.Дрыночкиным сравнивающая принципы функционирования Бенилюкса и В4. Особо следует выделить раздел, посвященный политике Восточного партнерства, анализируемый с российской и с польской стороны в статьях И.Болговой и К.Котулевич-Вишинской. Эта тема может, по мнению Л.Шишелиной стать одной из наиболее важных на ближайшую перспективу.

Тема экономического взаимодействия в рамках Вишеградской группы была развита в выступлении д.э.н. главного научного сотрудника ИЕ РАН А.Дрыночкина. Также на презентации выступили Е.Сергеев из МГИМО РАН, А.Бажан, П.Кандель, Д.Данилов, В.Швейцер, С.Фёдоров из Института Европы и другие.


Обзор подготовил  Михаил Ведерников
Научный сотрудник Вишеградского Центра
Института Европы РАН