Михаил Ведерников: ОБ ИТОГАХ СЛОВАЦКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТЕ ЕС

vedernikovProfile_136x185_012136164-(1)Михаил Ведерников:
ОБ ИТОГАХ СЛОВАЦКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА В СОВЕТЕ ЕС

Председательство Словацкой республики в Совете ЕС проходило в обновленных условиях пост-брекзитовской Европы. Решение Великобритании о выходе из Союза не могло не поставить перед европейскими политиками вопрос о дальнейших путях и формах развития внутриевропейского сотрудничества. На этом тревожном фоне участники политических дискуссий говорили о необходимости вернуть европейцам уверенность в стабильность ЕС и обеспечить его надежное функционирование. В этой связи представители словацкой стороны на протяжении второго полугодия 2016 г. прикладывали значительные усилия для того, чтобы сформировать общую позитивную картину будущего существования Евросоюза. С самого начала их программа действий была озвучена в виде четырех приоритетных принципов: 1) экономически сильная Европа; 2) единый современный рынок; 3) устойчивая политика в вопросах миграции и политики предоставления убежища; 4) вовлеченность Европы в решение глобальных проблем.

В экономической сфере перед Братиславой, прежде всего, стояла задача принять бюджет ЕС на 2017 г. и  обсудить внесение изменений в программу многолетнего финансового развития ЕС 2014-2020. Если в первом случае в результате упорной борьбы, которая была вызвана разными представлениями стран о необходимых приоритетных направлениях финансирования, Словакии удалось найти компромисс, то принятие второго проекта было блокировано Италией. Это стало возможно, поскольку поправки в программу развития ЕС могут быть приняты только при единогласном положительном решении Совета.

Что касается самого бюджета, то он явно отражает вызванные массовой миграцией социально-экономические изменения в Европе. Так, по сравнению с 2016 г. на 11,3 % (750 млн. евро) была увеличена расходная часть бюджета, касающаяся миграции. Эти средства планировалось направить на расселение беженцев, создание мест для их размещения, формирование условий для их ускоренной интеграции в европейское общество и организацию процедуры возврата. Также предполагалось увеличить расходы по статье «меры безопасности» на 25% (3,8 млрд. евро). 21 млрд. евро (+12%), которые должны были быть направлены на стимулирование экономического роста и создание новых рабочих мест. В структуре главного финансового документа немалое место уделено поддержке учебной и трудовой деятельности молодежи и других незащищенных групп населения. Так, финансирование программы студенческого обмена Erasmus увеличилось на 19 % (стало 2.1 млрд. евро). 500 млн. евро выделялось на поддержку фермеров, попавших в затруднительное положение. Помимо прочего, всем учреждениям Евросоюза было направлено указание уменьшить штат организаций на 5%.

epa05399626 European Commission President Jean-Claude Juncker (L) and Slovakian Prime Minister Robert Fico give short speeches before a dinner hosted by the Slovakian prime minister at Bratislava Castle, Bratislava, Slovakia, 30 June 2016. Slovakia's Presidency of the Council of the European Union starts on 01 July. EPA/JAKUB GAVLAK

На втором месте в программе председательства Словакии в Совете ЕС фигурировало утверждение о необходимости использовать на максимум потенциал единого рынка ЕС, адаптировать его к реалиям современного мира. В этой связи словацкая сторона внесла предложение о важности дальнейшего развития такого проекта как Энергетический союз ЕС. Лейтмотивом заявлений стали слова об утверждении режима безопасности поставок энергоносителей посредством использования потенциала приграничного и регионального сотрудничества и применения принципа солидарности. Намекая на российскую сторону, словаки отмечали необходимость создания условий для честной конкуренции на этом рынке.

В начале декабря прошла встреча министров энергетики ЕС, в ходе которой на обсуждение были выдвинуты основные принципы безопасности поставок газа в ЕС. Предложение сторон базировалось вокруг идеи о снижении зависимости ЕС от любых сокращений поступления энергоресурсов путем расширения сотрудничества между государствами-членами. Проект содержал следующие положения: 1) необходимость укрепления сотрудничества на региональном уровне на основе предварительного определения зон ответственности; 2) обязательность составления региональных планов действий на случай чрезвычайной ситуации, региональная оценка рисков; 3) введение нового принципа солидарности на случай острого кризиса; 4) более тщательное изучение положений контрактов на поставку газа. Помимо прочего, значительное внимание уделялось задаче внедрения на европейский рынок экологичных источников энергии. Это должно было ускорить процесс перехода ЕС к децентрализованной энергетической системе и привести к реорганизации рынка электроэнергии. Министр экономического развития Словакии Петер Зига по этому поводу сказал: «Безопасность поставок газа остается Ахиллесовой пятой Европы. Если есть проблема, которая касается всех, то это как раз тот случай».  Также он выразил уверенность, что достигнутые во время этой встречи  договоренности получат свое оформление в виде четкого политического проекта, который в 2017 г. должен быть передан Мальтой для обсуждения в Парламент ЕС.

Кроме того, интегральной частью деятельности Словакии вокруг Энергетического союза стали мероприятия, касающиеся ратификации Парижского соглашения по климату. Словацкая сторона отмечала чрезвычайную важность этого события для европейской экономики. Так, правильное распределение системы торговли квотами на выброс, используемое как эффективный финансовый инструмент, впоследствии должно привести к существенному расширению инвестиций в экономику. Это в свою очередь сказалось бы на изменении структуры энергопотребления в ЕС. 4 октября Европарламент утвердил ратификацию Парижского соглашения. Между тем, уполномоченный правительства Словакии по вопросам председательства Иван Корчок отметил, что перед ЕС стоит напряженная задача, связанная с дальнейшим внедрением этого документа на местах.

Успехом словацкого председательства стало одобрительное заключение Комитета постоянных представителей проекта модернизации инструментов торговой защиты ЕС (Trade Defence Instruments EU). Как отметил П. Зига, подобный результат стал прорывом и  шагом в сторону твердого соглашения, которое позволит европейским производителям активнее сопротивляться нечестной игре на мировом рынке. Предложение вносит поправки в антидемпинговые и антисубсидиционные правила. Это должно исключить практику дискриминационной торговой политики, обезопасить предпринимателей Евросоюза от недобросовестной конкуренции, обеспечив им свободную и честную торговлю.

Позитивным событием стало заключение торгового соглашения между Канадой и ЕС (CETA). Процедура оформления договора сопровождалась значительными трудностями, связанными с отказом бельгийских федеральных органов дать одобрение этому документу.  П. Зига сказал, что «в условиях глобализации, соответствуя  европейским стандартам, CETA открывает новые горизонты для экономического сотрудничества. Это самое сбалансированное, самое амбициозное соглашение, которое мы когда-либо заключали».

Особое место в программе словацкого председательства заняли вопросы миграции и распределения беженцев на территории ЕС. В этой связи словацкая сторона выступила с собственным предложением, отражающим также позицию стран Вишеградской четверки, которое предполагало переход к практике «гибкой солидарности», подразумевающей  совместное решение проблем беженцев странами-участницами ЕС в зависимости от их возможностей и желания. Однако на своем пути Братислава столкнулась с сильным сопротивлением представителей Евросоюза, которые непреклонно отстаивали принцип квотированного распределения беженцев и незыблемость Дублинского соглашения.  Однако желая прийти к обоюдному согласию, 17 ноября на встрече министров внутренних дел ЕС словаки внесли изменения в свою программу, где заменили принцип «гибкости» на принцип «эффективности». Они представили на рассмотрение три сценария дальнейшего развития событий, каждый из которых предполагал особый комплекс мер. Оптимистичный вариант подразумевал распространение существующей Дублинской системы для вновь прибывающих мигрантов, но при условии установления строгих правил, препятствующих их дальнейшему перемещению по ЕС. Второй план базировался на использовании механизма солидарности в случае ухудшения обстановки и предполагал финансовые отчисления в пользу стран, которые наиболее сильно ощутили влияние притока мигрантов. Помимо прочего, необходимо было разработать схему перемещения беженцев между странами ЕС и обозначить условия операций возврата тех людей, кому было отказано в предоставлении убежища в Евросоюзе. Пессимистичный сценарий, третий вариант, должен был получить распространение в случае чрезвычайно высокого количества прибывающих мигрантов. Составители проекта точно не определили алгоритм его использования, но отметили, что каждое государство-член ЕС должно быть готово прийти на помощь стране, ощутившей наиболее серьезные последствия от миграционных потоков. В свою очередь Европейский совет должен будет определить дополнительные меры, под которыми на добровольной основе подписались бы все государства ЕС.

67e13585162e66e6b9fce8cfbf3a1bfe

Однако предложение Словакии было встречено достаточно прохладно. Так, министр внутренних дел Италии А. Альфано сказал, что его страна не будет поддерживать подобные инициативы, назвав их «смехотворными». Его недовольство, прежде всего,  основывалось на неготовности согласиться с фактом исключения некоторых государств из программы расселения беженцев в случае усугубления миграционного кризиса. Не произошло заметного прорыва по этому вопросу и 9 декабря в ходе встречи министров внутренних дел ЕС. Несмотря на это Роберт Калиняк оптимистично отметил: «Вопрос полностью не провален, был сделан определенный прогресс. Мы находимся на половине пути».  Между тем, комплекс нерешенных вопросов был передан на обсуждение Мальте.

Помимо прочего, в качестве одной из мер словацкого председательства, направленных на решение миграционного кризиса, стало укрепление внешних границ ЕС для предотвращения возможности свободного перемещения лиц на территорию ЕС. В этой связи Словакия активно содействовала Европейской Пограничной службе, эффективная деятельность которой должна была улучшить управление границами и способствовать возвращению нелегальных мигрантов на родину.

На фоне обострения террористической обстановки не остались без внимания Братиславы вопросы, касающиеся борьбы с международным терроризмом. 5 декабря Комитет по гражданским правам Европарламента одобрил предоставленное словацкой стороной постановление о контртеррористических мерах. Документ направлен на предотвращение возможных атак путем установления уголовного наказания за прохождение обучения в террористических лагерях, за путешествия с целью подобной подготовки или за соучастие в организации таких поездок. Кроме того, директива призвана дополнить действующее законодательство о правах жертв терроризма. В этой связи министр внутренних дел Р. Калиняк призвал проверять граждан ЕС после их возвращения из заграницы, в особенности после посещения ими мест проведения террористических операций.

Говоря об успехах Словакии в сфере миграции, отметим, что при её непосредственном участии в Совете  было достигнуто политическое соглашение о создании Европейского фонда устойчивого развития  (European Fund for Sustainable Development). Постоянный представитель Словакии при ЕС Петер Яворчик сказал: «Непосредственной задачей фонда является искоренение причин незаконной миграции из Африки и других стран при помощи создания там новых рабочих мест, привлечения капитала и стимулирования устойчивого развития в государствах-партнерах». Планируется, что к 2020 г. Фонд сможет привлечь около 44 млрд. евро инвестиций. Помимо финансовой помощи предполагается техническое сопровождение и развитие программ сотрудничества, нацеленных на выстраивание политического диалога для последующего улучшения инвестиционного климата.

Четвертой, завершающей целью программы словацкого председательства стал принцип вовлеченности Европы в решение глобальных проблем. Прежде всего, перед Братиславой стояла задача эффективного развития и продвижения политики соседства ЕС. Словаки акцентировали внимание на расширении партнерских отношений между странами на основе общих интересов и задач. Что касается Восточного партнерства, то в этом вопросе упор делался на мерах по поддержке политической и экономической стабилизации стран объединения. Говорилось о необходимости внедрения Соглашения об ассоциации с ЕС, шагах в сторону упрощения визового режима.

Сначала 8 декабря, а затем 13 декабря Комитет постоянных представителей ЕС высказался в пользу либерализации визового режима для Украины и Грузии. Основная дискуссия по этому вопросу развернулась вокруг механизма его возможной отмены при возникновении экстренной ситуации. В итоге были выработаны следующие принципы приостанавливающие соглашение: 1) в случае значительного увеличения установленных эпизодов незаконного нахождения граждан этих стран на территории ЕС; 2) при повышении количества необоснованных ходатайств о предоставлении убежища; 3) при неоказании сотрудничества в области возвращения нелегальных мигрантов в страны происхождения.

Также при непосредственном участии словацкой стороны были открыты две новые главы переговоров о вступлении Сербии в ЕС. По этому поводу министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак сказал, что «европейская интеграция для Сербии является самым лучшим объединительным механизмом». Также он высказал уверенность, что в 2017 г. переговорный процесс будет ещё более насыщенным, что проявится в большем количестве открытых переговорных глав[1]. Словацкая сторона призвала Белград активизировать свои усилия по проведению реформ в сфере законодательства, прав человека, демократических институтов и государственного управления; обратить внимание на развитие рыночной экономики и улучшить деловой климат в стране.

По этому вопросу помимо Сербии Братислава активно взаимодействовала с Албанией, Македонией и Черногорией. Если последняя достаточно уверенно двигается по пути присоединения к ЕС, открыв уже 26 из 35 глав переговоров, то две другие страны находятся на этапе обсуждения их кандидатур в качестве возможных членов. В этой связи Словакия активно способствовала тому, чтобы их голос был услышан. Также в рамках процесса присоединения Боснии и Герцеговины к странам-кандидатам 15 декабря между Сараево и ЕС было подписано Соглашение о стабилизации и ассоциации (Stabilisation and Association Agreement). Согласно нему были внесены технические поправки в предыдущее соглашение между БиГ и ЕС, которые потребовались в связи с вступлением Хорватии в Евросоюз.

Список достижений словацкого председательства дает право говорить о том, что страна успешно справилась с поставленной перед ней задачей. Прежде всего, как отметил Иван Корчок, Словакии удалось пропустить через себя основные проблемы ЕС, на собственном опыте испытать превратности судьбы.


[1] Между тем из 6 открытых Сербией глав в 2016 г. переговорный процесс был запущен по 4 статьям. Весь же процесс включает 35 глав.