Любовь Шишелина:
ОТНОШЕНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ВИШЕГРАДСКОЙ ЧЕТВЕРКИ ДО И ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА В БРИТАНИИ
Британский референдум о членстве страны в ЕС стал наиболее сильным отрезвляющим моментом для Евросоюза со времени принятия и введения в действие заменившего единую конституцию Лиссабонского договора. Вспомним, что принятие договора также тормозилось на Британских островах – но в Ирландии — и особенно настойчиво именно в Центральной Европе, где у него имелись, как минимум, два сильных и харизматичных оппонента – чешский президент Вацлав Клаус и польский – Лех Качиньский. Тогда под активным давлением Брюсселя, согласившегося на уступки несговорчивым новым членам, договор прошел.
Однако уже в первые дни после введения договора в силу, проявились несовершенства и недоработки, которые было решено преодолевать постепенно, в рабочем порядке. С частью из них так и было. В частности, продолжалась достаточно интенсивная работа в направлении совершенствования Европейской службы внешних действий. Однако многие параметры попросту продавливались Брюссельской бюрократией. Особенно досталось странам Центральной Европы не успевшим к моменту вступления не только достичь полного соответствия копенгагенским критериям, но и закрепить законодательно и экономически параметры своей новой государственности, которую они выстраивали с конца 1980-х годов. Достаточно вспомнить битву венгерского правительства за Конституцию и новые законы, некоторые вопросы внешнеэкономических связей стран Центральной Европы с Россией или нынешнее противостояние Варшавы и Брюсселя, которое не стоило бы упрощать до пресловутой битвы «консерваторов» и «либералов». Эти страны не стремятся к выходу из ЕС. Они желают самостоятельно, без давления извне завершить внутренние политические и экономические реформы, которые позволят им достичь стабильности, достаточной для того, чтобы стать предсказуемыми и равноправными членами европейской интеграции. То есть, иными словами – позволят им избавиться от ярлыка «вечно трансформирующихся».
После объявления итогов британского референдума, в ЕС начались совещания по группам и «весовым категориям». Первыми в субботу, 25 июня собралась шестерка стран – основателей. Естественным ответом амбициозной Варшавы стал созыв стран – «не основателей» ЕС, на который откликнулось девять государств Центральной и Балканской Европы (В4 + Греция, Австрия, Словения, Румыния, Болгария). Встреча прошла в присутствии Государственного секретаря Великобритании по вопросам отношений с ЕС Дэвида Лидингтона. Инициативой же Чехии, завершающей в эти дни председательство в Вишеградской группе, стала встреча в Праге министров иностранных дел В4 и глав внешнеполитических ведомств Франции и Германии. В ходе обеих собраний центральноевропейцев были высказаны опасения, озабоченности и пожелания, во многом схожие по оценкам и тональности.
В общих чертах, следует отметить, что мало кто в Центральной Европе верил в тот исход британского референдума, который случился. Тем более что Дэвид Кэмерон посетил Будапешт, Прагу и Варшаву с целью ознакомления со своей программой реформирования ЕС в январе и в феврале 2016 года. Темами его переговоров в центральноевропейских столицах помимо актуальнейшего миграционного кризиса, стали, таким образом, также перераспределение части общеевропейских полномочий в пользу национальных парламентов;[1] формирование пула стран, не вошедших в зону евро «за равенство» возможностей;[2] поддержка усиления восточного фланга НАТО (вопрос особенно актуальный для Польши) и стратегического партнерства. Особенно важным для стран региона стало обсуждение вопроса социальной поддержки центральноевропейцев, работающих в Британии.[3] В частности, польские граждане в Великобритании возглавляют список местных иностранцев, насчитывая 15% всех иностранных приехавших на заработки.[4] (Из стран Центральной Европы в первую десятку также входят румыны – 3,5%.)
В целом, визит и переговоры с британским премьером оставили в вишеградских странах хорошее впечатление, было констатировано совпадение многих позиций и мнений относительно путей реформирования ЕС. Словом, проголосуй британцы иначе, Дэвид Кэмерон мог бы возглавить оппозиционный лагерь внутри Евросоюза, похоже, уже традиционно складывающийся из жителей островной Европы и Вишеградской группы.
В принципе идеи Кэмерона, озвученные в вишеградских столицах зимой, чрезвычайно импонировали центральноевропейцам, подуставшим от бесконечных назиданий и диктата Брюссельской бюрократии. Негласно, и латентные, и явные оппозиционеры брюссельской линии, надеялись, что лидерство Британии – одного из тяжеловесов ЕС – станет важным подспорьем в их стремлении вынести на повестку дня высокой европейской политики понятные им, и соответствующие национальным интересам региона, коррективы во взаимоотношения с Брюсселем. Не станем, одновременно, преуменьшать заслуги самих вишеградцев в отстаивании своих интересов перед парламентом ЕС и Еврокомиссией, поскольку по наличию харизматичных руководителей, способных не только к привлечению внимания всей Европы, но и к действию, этой части ЕС принадлежит сегодня, пожалуй, одно из лидирующих мест. Слабость этого лидерства, заключавшуюся в финансово-зависимой позиции, в роли реципиента, и мог бы, в случае иного исхода референдума, компенсировать Кэмерон.
Тем не менее, руководство этих стран продолжает соблюдать спокойствие и демонстрировать адекватно – конструктивную позицию. Она заключается в частности в тех оценках и предложениях, которые уже прозвучали в столицах региона.
Общим местом является убежденность, что к выходу Британии из ЕС привел напор руководства ЕС и, в частности, Германии по-поводу миграционного кризиса.[5]
Другое — все страны понимают британцев, сделавших такой выбор, и призывают его уважать. Таким образом, они не рассматривают ни возможность переголосования, ни стремление следовать британскому примеру.
Лидеры Центральной Европы практически единодушны в том, что и сам ЕС отныне стоит на пороге неизбежных перемен,[6] и его руководство нуждается в замене.[7] Причем, если чешский министр иностранных дел главную вину возлагает на Председателя Европейской комиссии Жана Клода Юнкера, то Ярослав Качиньский на своего давнего политического оппонента, ныне Председателя Европейского совета Дональда Туска.[8] Видимо, частью перемен, которые ждут центральноевропейцы, должны стать пункты плана реформ Кэмерона. Вопрос однако – кто теперь возглавит эти реформы? Может, Польша, моментально среагировавшая на сбор «стран-основателей» ЕС созывом совещания «стран – не основателей»? Чешский министр иностранных дел Любомир Заоралек на встрече в Праге, подчеркнул, что «еще предстоит оценить влияние Brexit-a на ЕС, а также выяснить какой Евросоюз мы желаем видеть в будущем».[9]
Все единодушны и в том, что вне зависимости от направленности реформ, одна важная реформа уже содержится в самом британском референдуме. Т.е. создается прецедент, в результате которого европейская интеграция уже предстает как движение не только разных скоростей, но и разной направленности. На этом фоне угрозы исключения из ЕС (неоднократно адресованные то Будапешту, то Варшаве), уже теряют свою актуальность. Ведь на перспективу нельзя исключить и образование новой лиги «бывших членов ЕС», которая сможет сблизиться при определенных обстоятельствах и даже сформировать некое взаимовыгодное пространство по типу уже известного ЕАСТ.
Однако на этом затрагивающие интересы Вишеградской Европы моменты, связанные с итогами британского референдума не заканчиваются.
В чем проблемы, с которыми уже в ближайшей или годичной перспективе может столкнуться Центральная Европа помимо уже проявившейся на некоторых торговых и банковских площадках паники?
Главная проблема заключена в экономике. Великобритания – крупнейшая экономика ЕС и один из главных бюджетных доноров. А страны Центральной Европы, несмотря на 12 лет пребывания в Евросоюзе, остаются одними из главных реципиентов. Выход Великобритании неминуемо приведет к сокращению поступлений в казну этих стран из единого бюджета ЕС. То, что семилетний бюджет ЕС придется пересчитывать – уже практически не подлежит сомнению. По мнению известного венгерского экономиста Ласло Чабы, наибольшие потери понесут крупнейшие неттополучатели из бюджета ЕС – Литва и Венгрия.[10] Наиболее крупные урезания постигнут итак наиболее чувствительные отрасли в странах ЦЕ – сельское хозяйство и региональное развитие. Хотя и сама Британия столкнется с вопросом дотаций для своих фермеров…
Вторая проблема связана с миграционными процессами. В Британии устроились на работу или переехали туда с более длительным прицелом – с видом на жительство, сотни тысяч выходцев из стран, восточных волн расширения ЕС. Особенно много здесь поляков, румын, литовцев и латышей. Еще в ходе зимнего вояжа Кэмерона по столицам В4 обсуждались вопросы социального обеспечения поляков, венгров, чехов и словаков, проживающих в Британии. Тогда удалось договориться к удовлетворению последних. В случае же выхода Британии, все переговоры предстоит начинать снова. Хотя, здесь не все так трагично: выходцы из вишеградских стран, в отличие от остальных – это наиболее квалифицированные работники, к тому же востребованные в Англии: врачи, банкиры, индивидуальные предприниматели. Предстоит учитывать и то, что и в самой Центральной Европе за два последних десятилетия осело достаточно много британцев. Так что есть обоюдная заинтересованность в урегулировании этой проблемы.
По мнению чешских аналитиков, Brexit может на несколько лет замедлить едва наметившееся экономическое оживление Европы.[11] Это скажется не только на спаде экономических связей, торговли, инвестиций, но и на ослаблении местных валют. В этом случае наиболее пострадают страны, не перешедшие на евро, в частности Венгрия и Чехия. Какие-то британские и центральноевропейские фирмы вынуждены будут уйти с рынка либо сменить адрес. А как раз в Центральной Европе широко распространились такие британские сети как InterContinental, Tesco и т.п.
Однако самая крупная потеря для вишеградцев – политическая, это утрата старшего союзника, инициатора похода за реформы в ЕС. Свои реформы предлагают и другие страны – та же Франция, например. Но, именно Британии удалось согласовать тональность, совпасть в ключе с центральноевропейскими видениями тенденций развития ЕС. Совершенно очевидно, что тесная связь Вишеградской четверки с Великобританией, на фоне кризиса не ослабнет.
Все эти проблемы, связанные с новой «пост-брекситовской» европейской реальностью, выпадают на плечи Словакии, самой маленькой из вишеградских стран, заступающей с 1 июля 2016 года на пост председателя Совета ЕС. Столь же турбулентный период выпадал и на предшествовавшие председательства Чехии (кризис собственного правительства, кризис на Ближнем Востоке и проблемы газового транзита в Европу через Украину), а затем Венгрии (начало Арабской весны). Более или менее повезло разве Польше.
На сегодня еще много неопределенности относительно того, как пройдет Brexit. Решимость выказывает лишь Ангела Меркель, ведущая европейский корабль твердой рукой в одной ей, по-видимому, известном направлении, с которого начинают спрыгивать весьма важные пассажиры. Из всех предсказаний наиболее вероятно лишь одно – Европу ждут непростые времена, но она полна решимости их преодолевать. Непростые времена ожидали бы ее и в случае, если бы Британия осталась – о чем мог свидетельствовать формировавшийся зимой 2016 года британско-вишеградский альянс. Может, избавление от строптивого Кэмерона, как раз, сыграло на руку лидерам Франции и Германии? Безусловно, что Вишеградская четверка теперь также может попасть под более пристальное внимание оставшихся у руля Меркель и Олланда. Хотя она и раньше весьма активно опекалась германским канцлером. В самих странах уже идет достаточно оживленная дискуссия и попытка оценить новые европейские реальности. В любом случае, ситуация играет не только на приближение назревших решений в самом Брюсселе: кадровых, процессуальных, конституционных, но и на усиление роли региональных альянсов, одним из которых является недавно отметившая свой четвертьвековой юбилей – Вишеградская группа.
Также на сайте www.instituteofeurope.ru
[1] Cameron in Prague for talks over EU and migration / BBC NEWS, January 22, 2016. http://www.bbc.com/news/world-europe-35386197
[2] EU reform deal: What Cameron wanted and what he got / BBC NEWS, February 20, 2016. http://www.bbc.com/news/uk-politics-eu-referendum-35622105
[3] Poles `Satisfied’ With U.K. EU Plan After Cameron Warsaw Talks / Bloomberg, February 5, 2016. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-02-05/poles-satisfied-with-u-k-eu-plan-after-cameron-warsaw-talks
[4] Migrants in the UK: an Overview / The migration observatory at the University of Oxford. January 28, 2016. URL: http://www.migrationobservatory.ox.ac.uk/briefings/migrants-uk-overview
[5] Szijjártó szerint az EU migrációs politikája miatt lépnek ki a britek / MTI, 2016. június 27. URL: http://mno.hu/kulfold/szijjarto-szerint-az-eu-migracios-politikaja-miatt-lepnek-ki-a-britek-1349181
[6] Únia potrebuje zmenu / Hospodárske noviny. 28/06/2016. URL: http://komentare.hnonline.sk/dnes-pise/687240-unia-potrebuje-zmenu
[7] Szijjártó már brüsszeli fejeket követel a brexit miatt / MTI, 2016. június 27. URL: http://mno.hu/kulfold/szijjarto-mar-brusszeli-fejeket-kovetel-a-brexit-miatt-1349223
[8] Szef MSZ sam sobie rzucił dyplomatyczną rękawicę. Dlaczego «goście» nie dopisali?/ Wyborcza. 27.06.2016 URL: http://wyborcza.pl/10,82983,20314471,szef-msz-sam-sobie-rzucil-dyplomatyczna-rekawice-dlaczego-goscie.html
[9] Zaorálek: Nem áll le az unió fejlődése / MTI, 2016. június 27/ URL: http://mno.hu/kulfold/zaoralek-nem-all-le-az-unio-fejlodese-1349189
[10] Kevesebb pénzhez juthatunk a közös uniós kasszából / Magyar Hirláp, 2016.06.28. / URL: http://magyarhirlap.hu/cikk/59458/Kevesebb_penzhez_juthatunk_a_kozos_unios_kasszabol
[11] Odchod Britů z EU může zpomalit ekonomické oživení Evropy. Vzájemné smlouvy budou vznikat roky / Hospodářské noviny. 27. 6. 2016. URL: http://archiv.ihned.cz/c1-65347680-odchod-britu-z-eu-vzbuzuje-obavy-ze-se-ekonomicke-oziveni-evropy-zpomali