СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ. II квартал 2018 г.

СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.
II квартал 2018 г.
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)

Проблема «европейского бюджета», которая выражается в попытках ввести в ЕС новое распределение помощи его государствам-членам, стала  весной 2018 г. главной повесткой дня для глав государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Новый проект, предложенный Европейской комиссией (ЕК) относительно многолетней финансовой структуры (МФС/MFF) 2021-2027, пропорционально сокращает средства для финансирования Общей аграрной политики (CAP) и Политики сплочения. В большей степени, учитывая выход Великобритании из ЕС, он направлен на финансирование «новых» политических приоритетов (инновации, безопасность, миграция). Помимо этого, ЕК предложила создать механизм, увязывающий финансирование с соблюдением демократических ценностей и верховенства права в государствах-членах[1].

Так называемая новая Политика сплочения подразумевает, что средства общеевропейского бюджета будут выделяться, в первую очередь, странам, наиболее пострадавшим от финансового кризиса, таким как Португалия и Греция, а не странам Центральной Европы. Новая модель будет особенно невыгодной для Венгрии, Чехии, Болгарии и Румынии и обернется для них потерей миллионов евро. В дополнение к этому, Германия и Франция выступают за создание механизма, который будет способствовать помощи регионам, принявшим наибольшее число беженцев[2]. Данные предложения сразу же вызвали шквал критики со стороны стран ЦВЕ. Польша, Венгрия и Чехия выступили против положения, устанавливающего связь между финансированием и соблюдением верховенства закона, а также против сокращения бюджета на 7%. Как сказал польский министр по делам ЕС Конрад Шиманьский, новые приоритеты не должны оплачиваться за счет традиционной аграрной политики, добавив, что в реальном выражении сокращение составляет от 10% до 15%, а для ряда стран может достигать 30%[3].

На протяжении весны 2018 г. продолжалось противостояние ЕС и Польши по вопросу судебной реформы, противоречащей, по мнению ЕС, принципам верховенства закона и вылившейся в решение применить статью 7 договора о ЕС в виде наложения санкций. В апреле лидер правящей в Польше партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, объявил о внесении изменений в судебную реформу. Предлагаемые поправки включают установление одного пенсионного возраста для судей мужского и женского пола, а также сокращение полномочий министра юстиции в праве освобождать от должности председателей судов и их заместителей[4].  Однако, по мнению, первого вице-президента Еврокомиссии Франса Тиммерманса, Польша выполнила далеко не все рекомендации[5]. В декабре 2017 г. ей было дано три месяца на реализацию рекомендаций ЕК. На встрече Тиммерманса с европейскими министрами 14 мая в Брюсселе было отмечено, что, несмотря на достигнутый прогресс в переговорах по вопросу применения статьи 7 в отношении Польши, срок, данный на внесение поправок, подходит к концу. В результате встречи была обозначена окончательная дата для принятия решения — 26 июня, когда процедура либо будет закрыта, либо вопрос будет переведен в «более конкретный» санкционный формат[6]. На фоне напряженных отношений между Польшей и ЕС, польский президент Анджей Дуда выступил с заявлением, в котором сравнил присоединение страны к Евросоюзу с российской, прусской и австрийской «аннексией», когда «решения принимаются где-то в других столицах, на деньги, заработанные в Польше». Европарламент отреагировал на эти высказывания напоминанием, что «Польша является крупнейшим бенефициаром бюджета ЕС»[7].

Тем временем в Венгрии на парламентских выборах, прошедших 8 апреля, победу одержала национально-консервативная партия Фидес во главе с Виктором Орбаном (48,48%). Он построил свою избирательную кампанию на идее борьбы с массовой иммиграцией и противостояния с американо-венгерским деятелем Джорджем Соросом. Проект венгерского закона под названием «Стоп Сорос» был передан на экспертизу в Комиссию по правовым вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)[8]. Второе место на выборах в Венгрии — у праворадикальной партии «Йоббик», которая набрала около 20% голосов. Таким образом, в совокупности правые и националистические партии Венгрии получили на выборах почти 70% голосов избирателей, что является серьезнейшим индикатором настроений не только в Венгрии, но и всей Центральной Европе[9].

Представители группы христианско-демократических партий Европы, куда входит и Фидес, инициировали встречу с В. Орбаном, чтобы обозначить правила игры, которых должен придерживаться новый венгерский премьер-министр, и которые в целом сводятся к соблюдению верховенства закона и независимого правосудия. Одним из главных и спорных условий является то, что венгерскому лидеру придется прекратить препятствовать работе Центрально-европейского университета, который финансируется Соросом[10].

Кроме противоречий во взглядах с венгерским лидером, в мае Евросоюз  обозначил проблему дискриминационного налогообложения в Венгрии. 17 мая Еврокомиссия направила  Венгрии мотивированное заключение, в котором призвала прекратить предоставление налоговых привилегий производителям национального венгерского напитка «палинка», а также напитков растительного происхождения, на рынке которых доминирует национальное производство. По мнению ЕК, эта практика противоречит статье 110 Договора, запрещающей любому государству-члену прямо или косвенно устанавливать более высокие внутренние налоги, чем те, которые применяются к аналогичным товарам в других государствах-членах. Вопрос будет передан на рассмотрение в Европейский суд[11].

Весной 2018 г. разразился политический кризис в Словакии. 28 февраля  был убит журналист Ян Кучак, занимавшийся расследованием случаев налогового мошенничества и связей словацких бизнесменов с известными высокопоставленными политиками, а также с итальянской мафией. После того как десятки тысяч словаков вышли на улицы в знак протеста против коррупции и убийства журналиста, министр внутренних дел Словакии Роберт Калиняк объявил о своей отставке 12 марта. Следом за ним в отставку отправился и премьер-министр Роберт Фицо, на место которого был назначен Петер Пеллегрини[12]. В связи со случившимся было принято решение отправить в Словакию специальную делегацию Европарламента для расследования этого убийства. 29 мая в Европарламенте Яну Кучаку была посмертно присуждена премия Дафны Каруаны Гализии за вклад в борьбу за свободу информации[13].

Скандал разгорелся и вокруг дела о ликвидации латвийского банка ABLV, третьего по величине в стране, пострадавшего от обвинений в отмывании денег. 3 мая банк ABLV и его крупнейшие акционеры подали прошение в Суд ЕС, настаивая, чтобы тот дал оценку решениям Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Совета по санации банков (ССБ), которые вынудили акционеров принять решение о ликвидации. Как отмечает ABLV, в этом деле стоит вопрос о том, имели ли ЕЦБ и ССБ право решать, что банк должен быть ликвидирован согласно его национальному законодательству. Еще один важный вопрос, подлежащий оценке суда, состоит в том, предоставили ли ЕЦБ и ССБ обоснованную оценку финансового положения банка. В прошениях к суду перечислен ряд возможных нарушений, допущенных ЕЦБ и ССБ. Среди них названы превышение полномочий, несоблюдение принципа соизмеримости и одинакового отношения, а также другие нарушения[14]. ЕЦБ, в свою очередь, разъясняет, что данные меры были приняты в рамках сотрудничества с властями Латвии и направлены на борьбу с отмыванием денег, поэтому они находились в его непосредственной компетенции[15].

Весной также проявился и ряд разногласий по вопросу о европейских ценностях. Так, Стамбульскую конвенцию, направленную на защиту женщин и девушек от насилия, отказались ратифицировать Словакия (по причине несоответствия некоторых положений с ее внутренним законодательством), Болгария и Польша (ссылаясь на неприемлемые трактовки понятия «пол» в тексте Конвенции)[16]. Другим примером стало выступление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана 15 марта в 170-ю годовщину Венгерской революции, который возобновил нападки на миграционную политику ЕС. Он перечислил европейские страны (Польшу, Словакию, Чехию и Италию), присоединившиеся к нему в борьбе с иммиграцией, которую он ведет с момента своего прихода к власти в 2010 г. «Давайте гордиться тем, что мы являемся единственной страной в ЕС, которая публично ставит перед народом вопрос о массовой иммиграции», — сказал В. Орбан. Это была прямая ссылка на референдум о европейских квотах для мигрантов, который он организовал в 2016 году [17].

Миграционный вопрос продолжает быть актуальным в повестке дня стран ЦВЕ. Согласно докладу Группы экспертов по борьбе с торговлей людьми (ГРЕТА), ухудшилось положение мигрантов в Венгрии, где, по мнению экспертов, неудовлетворительно расследуются и выявляются жертвы торговли людьми, а мигранты плохо информируются об их правах и применимых процедурах[18]. Новый премьер-министр Словакии П. Пеллегрини на встрече с председателем Еврокомиссии Ж.-К. Юнкером 12 апреля еще раз напомнил о несогласии с политикой принудительного квотирования на предоставление убежища, однако выразил готовность пойти навстречу другим конструктивным предложениям. Также он высказался против чересчур жестких приоритетов в вопросе «европейского бюджета»[19].

Важным событием в процессе интеграции стран ЦВЕ и ЕС стала встреча европейских министров энергетики, члена ЕК по энергетике Мигеля Ариаса Каньете и представителей правительств стран Балтии и Польши в Софии 18 апреля для обсуждения проекта синхронизации энергосетей Прибалтики с европейской континентальной сетью через территорию Польши. В результате встречи было подписано соглашение о финансировании научных исследований по данному проекту в размере 125 тыс. евро. Реализация данного проекта позволит оптимизировать и унифицировать общеевропейскую систему электроснабжения[20]. Не отстают от интеграционного процесса и Вишеградские страны. 19 апреля Польша, Венгрия, Чехия и Словакия опубликовали общее заявление о будущем своего экономического сотрудничества. Они обязуются расширить его сферы в целях повышения конкурентоспособности, развития инноваций и перехода к цифровым технологиям. В документе предусмотрена активизация трансграничного сотрудничества и положено начало разработке общего документа о промышленной стратегии стран Вишеградской группы в долгосрочной перспективе в связи с более широкой промышленной стратегией Европы[21].

Подготовила  М. Русакова. 


Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».


[1] BQE. 2018. N 12016 8th May 2018

[2] BQE. 2018. N 12007 24th April 2018

[3] BQE. 2018. N 12019 15th May 2018

[4] BQE. 2018. N 11995 6th April 2018

[5] BQE. 2018. N 11997 10th April 2018

[6]BQE. 2018. N 12019 15th May 2018

[7] BQE. 2018. N 11982

[8] BQE. 2018. N 12001 14th April 2018

[9] BQE. 2018. N 11997 10th April 2018

[10] BQE. 2018. N 12000 13th April 2018

[11] BQE. 2018. N 12023 19th May 2018

[12] BQE. 2018. N 11987

[13] BQE. 2018. N 12030 31st May 2018

[14] BQE. 2018. N 12017 9th May 2018

[15] BQE. 2018. N 12015  5th May 2018

[16] BQE. 2018. N 11980

[17]BQE. 2018. N 11983

[18] BQE. 2018. N 12011 28th April 2018

[19] BQE. 2018. N 12001 14th April 2018

[20] BQE. 2018. N 12006 21st April 2018

[21] BQE. 2018. N 12007 24th April 2018