Щербакова, Юлия: «ОТ ЭЙФОРИИ К ЦИНИЗМУ»? ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

 Опубликовано в журнале «Вишеградская Европа» №3, 2014г.

Время юбилеев — прекрасный повод обратиться к анализу предыдущего политического развития, попытаться критически осмыслить его основные моменты. Двадцать пять лет прошло с ноября 1989 г., когда «Бархатная революция» в Чехословакии, как и подобные ей события в других европейских странах, положила конец руководящей роли коммунистической партии в обществе, государственному социализму и  геополитической гегемонии СССР.

«Острый» на язык чешский президент Милош Земан, выступая перед студентами факультета права Карлова Университета (г. Прага) в 2012 г., выделил в развитии чешской политики с ноября 1989 г. три фазы: эйфорию, идеализм и цинизм.[2] Фазу эйфории он связал с существованием в Чехословакии Гражданского форума. Период 90-ых гг. по Земану – это период идеализма. По его мнению, хотя в эти годы и существовали свои проблемы, и политическая жизнь не обходилась без скандалов, но партии были верны своим ценностям и принципам, правые были правыми, а левые – левыми.  Они отстаивали свою идеологию. Нынешний этап политического развития страны он определяет как фазу цинизма, которую он не счел нужным подробно описывать, отметив, что весь современный спектр политических партий пронизан коррупционными нитями.

Многое из того, что подмечено М. Земаном, представляется вполне справедливым. В памяти сохранились майские митинги 1990 г., на которых сотни тысяч пражан, собиравшихся на Вацлавской площади, выступали в поддержку Гражданского форума на предстоящих впервые за сорок лет многопартийных выборах в чехословацкий парламент. На этих митингах, отражая атмосферу, охватившую общество, царил дух энтузиазма и приподнятости. Выразителем интересов чешского общества и борцом за осуществление его требований стал образованный 19 ноября 1989 г. в Праге Гражданский форум (ГФ).

ГФ – это своего рода национальная гордость современной чешской истории, движение сумевшее возглавить революцию и вывести страну из тоталитаризма без крови. Гражданский форум — организация без четких структур, но спаянная принципом «этика выше политики». Гражданский форум являлся воплощением идеи чешской диссидентской оппозиции о широком политическом движении с горизонтальной структурой.

Используя метод узкого кабинетного руководства, единственно возможный на тот период (ноябрь-декабрь 1989 г.), ГФ добился осуществления кардинальных политических преобразований в стране, привел В. Гавела, диссидентского лидера, на пост Президента ЧСФР, обеспечил проведение первых после нормализации ситуации свободных парламентских выборов (08.06.1990), участие и победу в них ГФ.

Такие движения, однако, не имели традиций в Европе, — развитие демократии в которой было для реформаторов образцом, — и не являлись, по их мнению, частью европейской политической культуры. В самой Чехословакии количество сторонников ГФ стремительно падало. В январе 1991 г. 80% его членов приняло решение о превращении ГФ в правую политическую партию. Гражданский форум прекратил свое существование и на его месте образовались две партии – Гражданская демократическая партия (ГДП) и Гражданское движение (ГД), а также самостоятельным политическим субъектом стал существовавший в рамках ГФ Гражданский Демократический Альянс. Гражданская демократическая партия представляла собой право-либеральную политическую силу, и возглавил ее Вацлав Клаус, а Гражданское движение, во главе с Иржи Динстбиром, разместилось в левом секторе политического ландшафта.

В течение 1990-1992 г. в чехословацком обществе шел процесс обвальной перегруппировки и дробления сил. Эволюция посттоталитарной политической системы Чехословакии от первого этапа, на котором произошло объединение общественно-политических сил, позволившее положить конец господству коммунистического режима, перешла к следующему этапу, который характеризовался развитием прямо противоположных процессов, связанных с «раздроблением» политической жизни и возникновением множества мелких союзов и группировок.

Не прошла испытание на прочность в условиях демократии и политического плюрализма идея единого чехословацкого государства.  В ходе «Бархатной революции» 1989 г. чехи и словаки проявили единодушие и синхронность действий в борьбе против коммунистического режима. Можно было предположить, что они и далее объединят свои усилия в создании общего демократического государства. Однако этого не произошло. Углубление кризиса чехословацкой государственности явилось прямым следствием результатов выборов в Федеральное собрание ЧСФР в июне 1992 г.

В выборах в парламенты Чехословакии, Чехии и Словакии в 1992 г. приняли участие более 40 политических партий, движений и коалиций. Бесспорным политическим победителем в Чехии стала Гражданская демократическая партия, выступавшая за создание рыночной экономики, основанной на частной собственности и отвергавшая вмешательство государства. Словацкие избиратели отдали  предпочтение Движению за демократическую Словакию (ДЗДС). Возникнув весной 1991 г. как самостоятельный политический субъект, ДЗДС сознательно избегало политического профилирования и заявляло о себе как о широком социал-демократическом движении с ярко выраженным национальным аспектом.  Ни та, ни другая политическая сила не обладали в Федеральном собрании ЧСФР достаточным числом мандатов, для того, чтобы принимать принципиальные решения.  Разница в уровне экономического развития Чехии и Словакии, различная  готовность чешского и словацкого обществ принимать радикальные экономические реформы, несхожесть систем политических партий, сложившихся в Чехии и Словакии к 1992 г., – все это, а также многое другое, — не способствовало сохранению единого государства.

Мы  никогда не узнаем, можно ли было при переходе от тоталитаризма к демократии в 1989 – 1992 гг. сохранить государство в прежнем виде как Чешскую и Словацкую Федеративную Республику. Об остроте борьбы по вопросу о будущем государства можно судить по тому факту, что федеральный закон о разделе страны был принят при повторном голосовании и с перевесом всего лишь в три голоса.  Одно, несомненно: чехи и  словаки разошлись цивилизованно, в рамках существовавшего законодательства, являя пример другим странам, переживающим схожие проблемы.

Парламентские выборы 1992 г. определили политического лидера Чехии: им стала Гражданская демократическая партия (ГДП) Вацлава Клауса, сторонница масштабной приватизации и монетаристского акцента в рыночном реформировании страны. На выборах ГДП выступала в коалиции с Христианско-демократической партией (ХДП), а после выборов заключила коалиционное соглашение с Гражданским демократическим альянсом (ГДА) и партийной парой, которую составляли Христианско-демократическое движение (ХДУ) и Чехословацкая народная партия (ЧНП).

В чешском парламенте места также получили праворадикальная Республиканская партия Сладека, Движение за самоопределение Моравии, — партии, вскоре прекратившие свое существование. А вот позиции Чешской социал-демократической партии (ЧСДП), попавшей в парламент  с чуть более чем 6% голосов избирателей (при «проходном балле» в 5%) постоянно укреплялись. После февральского (1993 г.) съезда ЧСДП во главе партии стал М. Земан, известный широкой общественности как человек действия.

В состав парламента вошли чешские коммунисты, получившие около 14% голосов. Наличие в составе парламента аутентичной коммунистической партии – уникальное явление в среде европейских постсоциалистических стран. Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ) была официально зарегистрирована 28 ноября 1990 г. Партия позиционирует себя как легитимная продолжательница Коммунистической партии Чехословакии, ее духовная наследница. Её программной целью является социализм, демократическое общество равноправных граждан. Идеологической основой – марксистская теория, организационными принципами – коллективность действий, принципы самоуправления, широкая внутрипартийная демократия. Избрав своим лозунгом «С людьми, для людей», партия выступает против капиталистического мироустройства, склоняясь к модели социального общества. КПЧМ является стабильной составляющей современной политической системы Чешской Республики, регулярно бывает представлена в парламенте, имеет устойчивую (от 11 до 18%) поддержку избирателей. Высшим партийным органом является съезд КПЧМ, который созывается Центральным Комитетом КПЧМ, как правило, один раз в четыре года. Членская база партии составляет на сегодняшний день около 70 000.  От КПЧМ откололись и создали свои организации как силы, стремившиеся реформировать ее в социал-демократическом духе, так и силы, олицетворяющие собой сталинистское толкование коммунистических принципов и идей. Современные чешские коммунисты, как минимум из тактических соображений, не упоминают о диктатуре пролетариата или о мировой революции. Они скорее  выступают как партия (на современном этапе развития), которая следует всем демократическим нормам и при этом одновременно отстаивает левые представления в экономической сфере. Однако и в сфере экономики сегодня КПЧМ не пропагандирует  тотальную  национализацию и полную ликвидацию частной собственности.  Риторика современных чешских коммунистов направлена на защиту социальной справедливости в рамках существующей политической системы.

1992-96 гг. в Чехии проходили при доминировании праволиберальных партий в политической жизни страны. В результате выборов в чешский парламент в мае 1996 г. ГДП сохранила лидирующее положение, ее кандидатов поддержало около 30%. Президент В. Гавел поручил В. Клаусу сформировать правительство. Однако в силу различных обстоятельств и не в последнюю очередь личностной неприязни, чешским правым не удалось сформировать коалиционное большинство. Они получили 99 мандатов из 200. Тогда как чешские социал-демократы под руководством М. Земана получили лишь на 3% голосов меньше, чем ГДП и получили 60 мест в парламенте. Чешским правым пришлось формировать правительство меньшинства, а пост председателя собрания отдать М. Земану. Выборы 1996 г. создали в политической жизни Чехии парадоксальную ситуацию: проигравшие социал-демократы оказались победителями, а выигравшие вынуждены были вести сложные и напряженные маневры для сохранения статуса победителей.

1996 г. стал поворотным в политическом развитии Чехии. С этого времени маятник политических преференций неуклонно двигался в левом направлении. Чешское общество познакомилось с такими явлениями как отставка правительства, досрочные выборы, скандалы по-поводу финансирования партий. Специфическим чешским явлением в рамках политического процесса стало так называемое оппозиционное соглашение между правящей, но находившейся в парламентском меньшинстве левой ЧСДП и оппозиционной правой ГДП вскоре после выборов в парламент в 1998 г.  Подписанное между этими партиями соглашение предусматривало отказ чешских гражданских демократов от выражения недоверия правящим социал-демократам. Сотрудничество этих двух партий, практически поделивших между собой власть, стало более тесным после подписания в 2000 г. пяти договоров, известных под названием «Патент о толерантности» и нанесло сильный вред чешской демократии.

Период 1996-2002 гг. можно назвать временем уравновешивания сил, когда голоса избирателей, отданные за левые партии, сравнялись по численности  с голосами тех, кто поддерживал правых. Выборы 2002 г. стали свидетельством роста симпатий к левым партиям. Серьезным фактором реструктуризации партийного ландшафта стал кризис либеральной политики, обусловленный трудностями в экономическом развитии в 1996-97 гг., который проявился  осенью 1997 г.  распадом правой правительственной коалиции, первой ласточкой, свидетельствующей о потере доверия политическими институтами.

Вопреки всем политическим прогнозам и опросам общественного мнения, отдававшим преимущество социал-демократам в выборах 2010 гг. и перебиравшим варианты левого коалиционного правительства, победу на парламентских выборах одержали правые партии. И хотя Чешская социал-демократическая партия набрала наибольшее количество (22,08 %) голосов избирателей, она не получила необходимого большинства для формирования правительственного кабинета. Находившаяся у власти либерально-консервативная Гражданская демократическая партия — традиционный идейный противник Чешской социал-демократической партии, набрала 20,22%.

Выборы 2010 г. стали ледяным душем для «старожилов» чешской политической сцены — Гражданской демократической партии (ГДП) и Чешской социал-демократической партии (ЧСДП), до этого безраздельно господствовавших на политической сцене. Ведущие «старые» чешские партии проиграли с огромным счетом: ГДП потеряла 834 тысячи избирателей, ЧСДП — 573 тысячи. Если на парламентских выборах 2006 г. политические соперники — ГДП и ЧСДП – вместе получили 67,7 % голосов, то на парламентских выборах 2010-го — всего 42,3 %. В выборах последнего времени неожиданный успех у избирателей получают новые партии, возникшие неосредственно накануне выборов и получающие места в парламенте. Это, к примеру «АНО» (Акция недовольных граждан), ТОП 09 (Толерантпость, ответственность, процвеание), Дела общественные.  Электоральное поведение чешских граждан свидетельствует об утрате ими доверия к традиционным чешским политическим партиям — гражданским демократам и социал-демократам. А также об отторжении общества от политического класса. И если вернуться к определению нынешнего состояния чешской демократии, данного М. Земаном (цинизм), то скорее его можно охарактеризовать как скептицизм. Выборы в парламент в октябре 2013 г., в которых приняли участие 8 млн. избирателей и 23 политических партии и движения, подтвердили утойчивость тенденции утраты чешским обществом интереса к демократическому процесу, который олицетворяют имеющиеся политические субъекты. Явка на выборы составиа 48% (меньще было только в 2002 г.). В состав парламента вошли 82 депутата предыдущего созыва. Состав обновился чуть больше, чем на 50 %. Семь партий преодолело 5% барьер. ЧСДП-20,45%- 50 мандатов, АНО – 18,65% — 47 мандатов, КПЧМ – 14,91% -33 мандата, ТОП09 10% -26 мандатов ГДП -7,72 % -16 мандатов Заря прямой демократии Томико Окамура – 6,88% — 14 мандатов, ХДД-ЧНП – 6,78 % — 14 мандатов. В настоящее время правительственная коалиция состоит из представителей ЧСДП, АНО и ХДД-ЧНП.

Сразу после «Бархатной революции» в обществе преобладали оптимистические взгляды на процессы европейской интеграции, и существовал консенсус,  который как нельзя лучше выражался в получившем широкую поддержку лозунге «Назад, в Европу!» Однако вскоре европейский энтузиазм в чешском обществе сменился риторикой, выдвигающей на первый план возможные угрозы национальному суверенитету. В 2003 г., в ходе референдума, в котором приняло участие 55% населения страны, 77% проголосовало за  вступление Чешской Республики в ЕС. Однако уже через несколько месяцев после этого 65% чехов сочло, что мероприятия Евросоюза не соответствуют  чешским национальным интересам. В настоящее время людей с подобными взглядами более 70%.[3]

Европейский интеграционный процесс, членство Чехии в ЕС всегда были в центре внимания президента В. Гавела. Эта тема неоднократно поднималась в его выступлениях, как дома, так и за рубежом. В своей новогодней речи (1995 г.) он подчеркнул, что лучшими чехами всегда были чешские европейцы.[4] В 1998 году Вацлав Гавел писал: «Неважно, сколько государств — 20, 30 или 50 — составляют Европу, неважно, разделяются эти государства или объединяются. Важно, на каких ценностях они основаны…»[5]

Сегодня мало кто в Чехии говорит о европейских ценностях. Споры о будущем европейской интеграции сузились до технократических разборов того, что могут сделать центробанки, или банковский надзор, или объединение контрольных и спасательных мер. Парадоксально, но факт: главными защитниками глобализации является чешская социал-демократическая  партия, которая выросла, основываясь на критике капитала. Именно нынешние социал-демократы — наиболее последовательные сторонники, как глобального капитала, так и других атрибутов глобализации, например, наднациональных организаций.

В отличие от Гавела, Вацлав Клаус, наоборот, в углублении наднационального европейского сотрудничества видел угрозу национальному суверенитету. В дискуссиях о европейской интеграции он призывал к охране чешской национальной идентичности и требовал оградить чешских граждан от неконтролируемого наплыва мигрантов. Сильное национальное государство представляет для него самую большую надежду для развития демократии. Критики праволиберальных взглядов В. Клауса задаются вопросом: как, будучи сторонником сильного национального государства, В. Клаус одновременно мог выступать за минимизацию его вмешательства в функционирование свободного рынка?

Защитницей идеологии ведущей роли национального государства в современном мире является чешская Гражданская демократическая партия (ГДП). На последних парламентских выборах в 2013 г. она выступила очень слабо, на грани провала, и получила всего 7,72% голосов (16 мандатов). Однако долгое время именно эта партия являлась одним из ведущих политических субъектов Чешской Республики. ГДП всегда рассматривала вступление Чешской Республики в ЕС как важный политический шаг. В новейшей чешской истории, в соответствии с ее представлениями, это самое масштабная добровольная передача международной организации значительной части государственного суверенитета. Послевоенное развитие в Европе ГДП характеризует как  «забюрократизированное», проходящее в рамках социального государства при ведущей роли коллективных прав. Эти особенности выдаются за специфические общеевропейские ценности. На самом деле, как считают идеологи ГДП, в современном глобальном экономическом соревновании эти феномены снижают конкурентоспособность европейских экономик и ограничивают экономический рост. У европейских институтов, по мнению чешских либералов, наблюдается дефицит демократии. Так, например, национальные правительства, объединенные в Совете Европы, присвоили себе функции законодателей, а Европейская комиссия, которую никто не выбирает, берет на себя функции исполнительной власти.

Если ранее правые партии поддерживали капитал как таковой, без каких-либо оговорок, то сегодня они повсеместно выступают против размывания роли национальных государств в процессе глобализации. Государство в их понимании должно  противостоять вненациональному экономическому давлению и наднациональным институтам.

В этом вопросе чешские правые смыкаются со своими идеологическими антагонистами. Для чешских коммунистов капиталистическое зло воплотилось в процессе глобализации. Национальное государство, которое согласно традиционной коммунистической идеологии должно было бы отмереть в соответствии с принципами интернационализма, стало оплотом, требующим защиты от нападок глобалистов. «Коммунистические партии за последние 20 лет сильно национализировались».[6] По данным опросов, на референдуме вступление в ЕС поддержали лишь 37% сторонников КПЧМ – при общем итоге более 77% “за”.[7]

Как свидетельствуют данные опроса общественного мнения, проведенные в марте 2013 г., 25% населения ЧР считают, что решения, принимаемые ЕС, соответствуют интересами ЧР, а две трети – не разделяют подобных убеждений. По наблюдениям чешских социологов за последние два года увеличилась доля тех, кто однозначно в это не верит. 59% населения в 2012 г. не были удовлетворены членством в ЕС.[8] Три четверти чехов (74%) также не верит в то, что ЕС принимает решения в их личных интересах.[9]

По мнению примерно половины чешского населения членство в ЕС положительно влияет на сферу товаров и услуг; неблагоприятные же его последствия, по мнению двух чехов из трех, сказываются на сельском хозяйстве. Соотношение положительных и отрицательных оценок влияния членства в Евросоюзе на отдельные стороны жизни чешского общества  в большинстве случаев складывается в пользу отрицательных. Это относится к экономическому уровню (20% и 34%), мелкому предпринимательству (15% и 38%), социальному обеспечению (7% и 34%), здравоохранению (15% и 23%). И только в сфере науки и научных исследований, а также в банковском секторе влияние ЕС оценивается больше как положительное. В первом случае 31% опрошенных оценили его позитивно, негативно — 10%, а во втором — 22% и соответственно 16%.[10] В Европе чехи имеют репутацию евроскептиков: 48 % опрошенных никогда не чувствовали себя европейцами (март 2012 г.).[11]

И, тем не менее, для Чешской Республики сильный, демократический и конкурентоспособный Европейский союз представляет жизненно важный интерес. Евросоюз, на чешский взгляд, должен обеспечивать политическую и экономическую стабильность, необходимую для дальнейшего развития всех своих членов. Функционирование европейского рынка и обеспечение энергетической безопасности в рамках ЕС относятся к ключевым интересам ЧР.

В концепции чешской внешней политики ЕС рассматривается одновременно и как площадка, и как инструмент для осуществления собственных целей и интересов. Это относится и к положению ЧР в ЕС, и к его влиянию на отношения ЧР с третьими странами.

Для ЧР ЕС является прагматическим политическим проектом, который обеспечил формирование общего экономического пространства и мирное развитие Европы. Европейский союз в чешском понимании это среда, частью которой исторически является ЧР. Она не видит альтернативы европейской интеграции, полностью ее поддерживает. Но в то же время будет стремиться к оптимизации ее политических и экономических сторон. Перспективы общеевропейского развития будут и далее определяться политикой ЕС, и прежде всего его способностью реагировать на экономическое развитие внутри Союза и адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. По мнению чешской стороны, которую в то время персонифицировали гражданские демократы, Лиссабонский договор осложнил процесс принятия решений в ЕС и создал дополнительные институциональные трудности.

В настоящее время в Чехии проживает 2,1 % от всего населения ЕС, а ее ВВП составляет 1,2% от совокупного ВВП Евросоюза.  Именно эти показатели и должны стать реальной основой для осуществления чешских амбиций в рамках ЕС. ЧР ставит перед собой цель активно влиять на принимаемые в ЕС решения и отстаивать при этом свои национальные интересы.[12]

Идеи европейской интеграции имеют в Чехии историческую базу. Интеграция в ЕС рассматривалась правящими кругами Чехии и большинством чешского общества как историческое возвращение в семью европейских демократических наций, к которой Чехия всегда принадлежала. Для Чехии членство в ЕС является безальтернативным принципом ее внешней политики. Тем не менее, там существует весьма широкий спектр взглядов на то, как именно должна протекать европейская интеграция, и какую роль призвана играть в новой Европе эта страна.

Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП) всегда выступала сторонницей интеграции в европейские структуры и поддерживала все шаги, предпринимаемые в этом направлении. Сильная Европа для ЧСДП означает сильную Чехию.[13] В своей программе  на выборах в Палату депутатов в 2010 г. чешская социал-демократическая партия призвала к скорейшему введению на практике основных положений Лиссабонского договора, что, по ее мнению, усилило бы влияние Европейского союза в мире. Отношение к Лиссабонскому договору является наглядным проявление разницы во взглядах на европейскую интеграцию между ними и чешскими гражданскими демократами. Чешское законодательство, считают социал-демократы, должно быть приведено в соответствие с европейским, особенно по таким вопросам, как иммиграция и проблемы беженцев, а ЕС рассматривается ими как источник финансов. Чешские социал-демократы также хотели бы усилить влияние Чешской Республики на выработку общеевропейской политики и на принятие решений в Евросоюзе.[14]

Европейская политика, проводимая Гражданской демократической партией (ГДП), характеризуется как умеренно евроскептическая или европессимистическая.[15] Ее члены с такими ярлыками не согласны и позиционируют себя как еврореалисты. Выражая принципиальную поддержку членству ЧР в ЕС, ГДП подвергает критике определенные аспекты европейской интеграции, особенно шаги, направленные на более тесную политическую интеграцию. На выборах 2010 г. гражданские демократы выступали против усиления европейского федерализма и регулирования. Они являлись сторонниками расширения ЕС за счет государств, образовавшихся на территории бывшей Югославии, при условии установления между ними добрососедских отношений, а также Турции. ГДП также заявила о необходимости преодолеть все имеющиеся между отдельными чешскими политическими акторами разногласия по внешнеполитическим вопросам, с тем, чтобы улучшить образ Чехии за рубежом.[16]

TOP 09, партия, возникшая в 2009 г. с целью участия в парламентских выборах, является консервативной правоцентристской партией  с проевропейской ориентацией.[17] Она принимает все принципы Лиссабонского договора и считает его прочной основой для дальнейшего развития интеграционных процессов, поддержала прием в ЕС балканских государств и поставила перед собой задачу добиваться отмены барьеров, которые мешают развивающимся странам импортировать свою продукцию на европейский рынок. TOP 09 рассматривает Европейский союз  в качестве гарантии существования чешского государства в Европе.[18]

Христианско-демократическая уния — Чешская народная партия (ХДУ-ЧНП) на чешской политической сцене является наиболее сильной и последовательной сторонницей членства ЧР в ЕС.[19] Ее позиции в этом вопросе схожи с ЧСДП. Она поддерживает федерализацию Евросоюза и дальнейшее углубление интеграции на принципах субсидиарности, пропорциональности и солидарности. Христианские демократы выступают против приема в ЕС Турции. Объединенная Европа, по их мнению, должна проводить единую энергетическую политику и оказывать влияние на Россию как на основного поставщика нефти и природного газа.[20]

С точки зрения чешских коммунистов (КПЧМ) Европейский союз представляет собой недемократичный, асоциальный капиталистический проект, который ослабляет национальные государства. В то же время КПЧМ рассматривает европейскую интеграцию как неизбежный исторический процесс, а Европейский союз как потенциальный инструмент международного сотрудничества левых политических партий. Не отрицая ЕС как таковой, чешские коммунисты критикуют его формат и наднациональный характер.[21]

Различные позиции занимают чешские политики относительно введения в ЧР евро. ГДП не исключает в отдаленной перспективе возможности введения в Чехии единой европейской денежной единицы, однако одновременно настаивает на том, чтобы евро было принято в наиболее благоприятный для чешской экономики момент. По мнению коммунистов, данный шаг приведет к значительному вмешательству в чешскую экономику и отрицательным социальным последствиям. Социал-демократы намерены содействовать быстрому введению евро. Партия представила план, согласно которому введение евро предполагается в 2015. Введение европейской валюты также поддерживает TOП 09.[22]

Против введения евро выступает все больший процент чешского населения. В 2010 г. впервые против евро выступило больше половины (55 %) граждан. Мелкие предприниматели и небольшие фирмы, ранее  бывшие сторонниками евро, изменили свои взгляды о выгодности введения в Чехии европейской валюты.

Каковы же перспективы чешского участия в европейской интеграции и  ЕС, и в чем состоит секрет успеха в отстаивании  чешских национальных интересов в рамках объединенной Европы? Чешская Республика, по мнению ряда чешских и зарубежных исследователей, до настоящего времени не смогла использовать свой значительный потенциал в этой области. Реализацию чешских интересов затрудняет «дымовая завеса», создаваемая чешскими политическими силами, которые критикуют развитие европейской интеграции, руководствуясь во многом своими внутриполитическими целями и интересами.

Примечательно, что в чешской литературе можно встретить определение «европейской политики» как продолжение внутренней политики и призывы к политическим партиям активнее использовать ее для достижения внутриполитических целей.[23]

На положение и репутацию Чешской Республики в Европе сильно повлияло ее председательство в ЕС. Оно началось 1 января 2009 г. и продолжалось 182 дня до 1 июля 2009 г. Хотелось бы отметить, что чешское председательство пришлось на непростое время мирового финансового кризиса, переросшего в кризис экономический. К тому же в начале января 2009 г. разразились кризис, вызванный нападением Израиля на сектор Газа, и газовый кризис в Европе, явившийся следствием неурегулированности российско-украинских отношений, повлекший за собой перебои в обеспечении газом европейских потребителей. Данная ситуация вызвала критические замечания некоторых наблюдателей, которые сочли, что Чехия как председатель ЕС недостаточно активно способствовала урегулированию этого кризиса. Чешский президент В. Клаус отказался вывесить над своей резиденцией флаг ЕС, как того требует протокол. Чешское председательство сопровождали и другие неприятные события. Однако самые большие проблемы назревали внутри страны.

В то время как чешское правительство готовилось к выполнению европейских задач, все яснее становилось, что внутренние политические разногласия будут препятствовать эффективности чешского председательства в ЕС. Коалиционное правительство М. Тополанека, сформированное на основе ГДП, ХДУ-ЧНП и ПЗ, имело в парламенте весьма незначительное большинство, обеспечиваемое поддержкой нескольких независимых депутатов. Четырежды оно вынуждено было пережить голосование о доверии. В октябре 2008 г. ГДП проиграла выборы в Сенат, после чего правительство лишилось большинства в Верхней палате. Имели место также и разногласия внутри правительственной коалиции. Так Партия зеленых угрожала выходом из коалиции. В условиях приближающегося председательства в ЕС премьер-министр М. Тополанек попытался заключить с представителями оппозиции (чешскими социал–демократами) перемирие. Однако дело не удалось сдвинуть с мертвой точки, и оппозиция не дала правительству обещание быть толерантной.

Политическая катастрофа разразилась весной 2009 г. 24 апреля в ходе голосования о доверии правительству, проводившегося по инициативе ЧСДП, четыре депутата от коалиции присоединились к оппозиции, и было принято решение о вынесении правительству недоверия, после чего оно вынуждено было уйти в отставку. Еще месяц потребовался для того, чтобы сформировать новое правительство.

Председательство ЧР в ЕС осложняли евроскептические взгляды президента страны В.Клауса. Свое «особое мнение» по поводу европейской интеграции в ее современном виде Клаус высказывал много раз, начиная с 90-х годов ХХ в. Его критика этого процесса опирается на несколько неизменных принципов, которые он сформулировал в эссе «Почему я не европеист».[24] Анализируя аргументы  экономического характера, он пришел к заключению, что все они могут быть в лучшем случае оправданием только экономической интеграции, основанной на открытости рынков, либерализации, устранении барьеров на пути перемещения товаров и денежных средств при установлении минимально необходимых «правил игры». Несмотря на ограниченные Конституцией компетенции чешского президента, он сумел не раз поставить правительство М. Тополанека  в неудобное положение.  14 февраля  Клаус вынудил европосланцев покинуть зал заседаний, после того как он сравнил ЕС с Советским Союзом, поддержал ирландских евроскептиков,  сыграл ключевую роль при вынесении вотума недоверия правительству.[25]

Политический крах чешской правящей коалиции во главе с Миреком Тополанеком произошел на фоне общего ухудшения экономической обстановки в Центральной и Восточной Европе, но основная причина даже не в этом, а в хронической слабости власти в Чехии, писала The Financial Times в редакционной статье. Падение коалиции нанесло серьезный удар по председательству этой страны в Евросоюзе и лишний раз доказало необходимость создания поста президента ЕС, как это предусмотрено Лиссабонским договором, отмечалось в статье. И до кризиса Прага не отличалась выдающимися лидерскими качествами, подчеркивала The Financial Times, а теперь уж точно можно сказать: ей не удалось возглавить европейский «супертанкер», как это сделали французы в прошлом полугодии.[26]

Символом переменчивой и неустойчивой политики ЧР во время ее председательства в ЕС стала процедура передачи полномочий председателя следующей за Чехией Швеции. 20 июня два чешских министра по европейским делам (бывший и действующий) на середине реки Влтавы под Карловым мостом передали шведам 42 килограммовую бочку с пивом. Пиво, как известно, представляет собой чешский национальный напиток, а Карлов мост был разрушен шведскими войсками в ходе Тридцатилетней войны в ХVII веке.[27]

Чешская европейская политика стала в последнее время более сбалансированной и менее критичной. В марте 2013 г. истек срок полномочий евроскептического чешского президента Вацлава Клауса. Его сменил избранный в январе 2013 г. на первых в истории ЧР общенародных президентских выборах  известный чешский политик Милош Земан. Милош Земан заявил, что он считает себя еврофедералистом. И этим, подчеркнул он, все сказано. Как следует из его выступлений, будущее Евросоюза лежит в плоскости федерализации, а чешская политика должна быть направлена на укрепление общеевропейских структур. Он поддерживает проведение единой европейской экономической политики, в том числе и единую налоговую политику. По его мнению, Чехия уже в 2017 г может присоединиться к зоне евро после того, как оздоровит свои финансы и пройдет двухлетний переходный период. Отвечая на вопрос о возможностях Европейского союза, он подчеркнул, что Европа должна иметь единую внешнюю и оборонную политику.[28] У власти в Чехии в настоящее время находится правительство, ведущую роль в котором играют чешские социал-демократы и другие активные сторонники Евросоюза.

С начала 90-х гг. Россия утратила для Чешской Республики значение стратегического партнера в международных отношениях, которым обладал Советский Союз для социалистической Чехословакии. Тяжелым бременем в налаживании между двумя государствами отношений нового типа лежали проблемы, коренящиеся в недавнем прошлом: оккупация Чехии войсками Варшавского Договора в августе 1968 г., в которой Советский Союз играл ключевую роль, пребывание на чешской территории советских войск и связанный с этим ущерб, задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в связи с переходом СЭВ к расчетам в конвертируемой валюте.

На протяжении последнего двадцатилетия чешская политика в отношении России претерпевала изменения. Современный этап отношений Чехии и России открылся с вступлением ЧР в НАТО (1999 г.) и ЕС (2004 г.). Именно с этого времени, выражаясь словами В. Клауса, чешскую жизнь определяет не Россия, а Европейский союз. Внешнеполитическая стратегия Чехии в значительной степени определялась развитием европейской интеграции, отношениями внутри ЕС. Для Праги, и это подчеркивается в Концепции чешской внешней политики (2011 г.), ключевое значение имеет усиление политического веса объединенной Европы. ЧР стремится играть активную роль в общеевропейском ансамбле. И хотя, согласно данной Концепции, отношения с Россией и не являются приоритетом внешней политики Чехии, Москва занимает второе место вслед за США в перечне государств, с которыми ЧР предполагает развивать двусторонние отношения. Чехи пытаются выстроить с Кремлем бесконфликтные отношения, но одновременно определенно высказываются против распространения российского геополитического влияния в Центральной Европе. Участие ЧР в реализации евроинтеграционных программ, рассчитанных на постсоветские республики, также можно рассматривать как один из инструментов противодействия усилению России. И, если говорить о многовекторности чешской внешней политики, то ведущим и ярко выраженным представляется ее европейская направленность. В Чехии отсутствуют политические силы, включая многочисленные политические партии, для которых отношения с Россией являлись бы приоритетными.

Одной из серьезных проблем чешской внешней политики последнего десятилетия являются возникающие время от времени разногласия во взглядах и оценках отдельных внешнеполитических ситуаций ответственными за ее проведение политических субъектов. Прежде всего, речь идет о президенте и правительстве страны. Отсутствие консенсуса по важным вопросам внутренней и внешней политики, как это, например, случилось во время председательства Чехии в Евросоюзе, ослабляет ее позиции на международной арене. Данная проблема обсуждается и чешскими аналитиками. Известный чешский политолог И. Пеге отмечает, что «какофония голосов, которая сопровождает чешскую внешнюю политику, к несчастью не ограничивается лишь тем, что две чешские политические партии (ГДП и ЧСДП – Ю.Щ.) делают свою внешнюю политику. Неспособность договориться об общей политической линии существовала и между правительством, возглавляемым ГДП и президентом В. Клаусом. Разногласия во внешнеполитической сфере существовали и во времена президентства В.Гавела. Позже, во времена оппозиционного соглашения в формировании внешней политики принимали участие президент, премьер – министр Милош Земан и министр иностранных дел его правительства Ян Каван, а также Вацлав Клаус как председатель Палаты депутатов чешского парламента. Не удивительно, что ее мало кто мог понять. С этой точки зрения Чешская Республика является уникальной среди остальных постткоммунистических стран. Например, польская или венгерская внутренняя политика поляризована не меньше чешской, однако политические элиты этих стран часто занимают общие позиции относительно национально-государственных интересов. Чешские политики на это неспособны».[29]

Оживление на восточном направлении чешской внешней политики, и, прежде всего в отношениях с Россией, связано с правительством, которое возглавлял Иржи Пароубек. Он стал чешским премьер-министром в апреле 2005 г., сменив на этом посту вынужденного уйти в отставку Станислава Гросса. В программном заявлении его правительства содержалась детально разработанная концепция чешской внешней политики, которая не ограничивалась продолжением интеграции в ЕС, но и декларировала находящееся до того времени в некотором забвении сотрудничество с Россией.[30]

В начале марта 2006 г. стало еще более очевидно, что взгляд на российско-чешские отношения изменился. Иржи Пароубек заявил, что между Россией и ЧР складываются исключительно добрые, самые лучшие во все времена отношения, у которых большие перспективы.[31] Это заявление было сделано по итогам первого за 13 лет визита российского президента в Чехию.

Позитивное развитие российского направления чешской внешней политики сменила в 2007 г. – 2009 гг. напряженность во взаимных отношениях. В программном заявлении чешского правительства (2007 г.) практически не упоминается проблематика российско-чешских отношений. И, тем не менее, в 2007 г вопрос о взаимных отношениях России и Чехии занял одно из центральных мест в политической жизни Чехии. Это было вызвано официальным обращением США с просьбой, о согласии Чешской на строительство на ее территории станции по слежению и обнаружению ракет.[32] Министр иностранных дел Карел Шварценберг открыто выступил в поддержку строительства радара. Он заявил, что не имеет возражений против того, чтобы этот радар проводил мониторинг также российской территории и не видит у российской стороны причин для беспокойства по этому поводу.[33]

Озабоченность по поводу того, что строительство радара  в ЧР вызовет негативную реакцию России и нарушит равновесие сил в Европе, выражали представители чешской политической оппозиции и особенно Чешской социал-демократической партии. Этот конфликт в российско-чешских отношениях разрешился в 2009 г в связи с отказом американской стороны от размещения в Чехии своей станции слежения.

Чешское правительство в лице  премьер-министра Мирека Тополанека и министра иностранных дел К. Шварценберга заняли антироссийскую позицию в российско-грузинском конфликте. Они выступили против присутствия российских войск в Грузии. Поддержав Грузию, Чешская Республика подтвердила свои атлантические приоритеты во внешней политике, как и в случае с радаром. «Мы должны однозначно заявить, что действия России нельзя ни оправдать, ни извинить. Для Чехии русское вторжение в Грузию представляет особое с исторической точки зрения событие. Сорок лет назад Москва напала на Чехословакию. Танки и войска вторглись в страну с целью подавить Пражскую весну, движение в поддержку свободы и либеральных реформ».[34] Аналогично высказывался и бывший президент В. Гавел. На его взгляд, Россия выступила в данном случае в роли агрессора и ее поведение должно быть осуждено европейским сообществом. Он отрицал правомерность сравнения данной ситуации с косовской проблемой и предлагал другие аналогии – с Чечней или с Мюнхеном 1938 г.[35]

Президент В. Клаус осудил грузинское нападение на Южную Осетию и убийство гражданских лиц в этой области. Одновременно с этим он критически отнесся и к «массированному использованию российской армии». В интервью пражской газете «Mlada fronta Dnes» 15 августа 2008 г. он высказал убеждение, что нынешнюю ситуацию в Грузии никоим образом нельзя сравнить с вводом советских войск в Чехословакию в 1968 г.: «Чехословакия тогда не нападала на Подкарпатскую Русь,[36] ввод войск не был ответом на наше нападение, Дубчек не был Саакашвили».[37] По мнению чешского президента, возникшую ситуацию скорее можно сравнивать с Косово: «С отторжением Косово Россия получила мощное оправдание для своей акции, и я опасаюсь, что с последствиями этого прецедента мы еще встретимся не раз. И не только на Кавказе» (там же).

Дальнейшее внешнеполитическое развитие проходило на фоне преодоления негативных черт в российско-чешских отношениях и перевода их на уровень развитого партнерства. Начиная с 2010 г. чешская внешняя политика в отношениях с Россией характеризовалась их улучшением. Наиболее горячим и последовательным сторонником этой линии в чешской внешней политике был президент Вацлав Клаус. Его позиция по этому вопросу значительно отличалась от политики и риторики чешского правительства, особенно Министерства иностранных дел, представители которого более критичные взгляды. В 2010 г. В. Клаус несколько раз встречался с представителями высшей российской власти, с В.В. Путиным и Д.А. Медведевым. В мае 2010 г. на праздновании Дня Победы в Москве состоялась его пятая встреча с руководством РФ. Чешские исследователи отмечают исключительную для международных отношений интенсивность встреч руководителей ЧР и РФ.

Можно говорить о существовании двух направлений, по которым развивались российско-чешские отношения. Речь идет о политической, дипломатической деятельности и об экономической деятельности. Экономические отношения между двумя странами не зависели от состояния отношений на «высшем уровне». На протяжении последних лет они становились все более интенсивными и дифференцированными.

Когда осенью 2013 г. Янукович отложил подписание договора об ассоциации с Украины с ЕС и украинский народ вышел с протестом на киевский Майдан, чешские политики первого ряда поддержали протестное движение. Украинский кризис, начавшийся в конце 2013 г., усилил антироссийские настроения чешских политических элит. 25 марта 2014 г. Палата депутатов чешского парламента приняла постановление, в котором осудила действия России в Крыму, признав их нарушением международного права.[38]

Член правительства Чешской Республики, министр иностранных дел Любомир Заоралек заявил: «Создается впечатление, что Путин хочет снова построить Россию как империю….Россия никогда не признает самостоятельность стран бывшего Советского Союза… В представлении о том, что мы будем проводить референдум о границах, исходя из существования национальных меньшинств, которые там живут, кроется дьявол, и не только для Европы, но и для других частей света».[39] Заместитель министра иностранных дел Чешской Республики Петер Друлак, выступая по телевидению в передаче «Вопросы Вацлава Моравца», заявил о приостановлении стандартных отношений с Россией. «Чешская Республика приостановила стандартные политические контакты с Россией из-за украинских событий». Как сообщил П. Друлак, отношения были заморожены на уровне членов правительства и фактически поддерживаются «на техническом, рабочем уровне».[40]

Чешский президент М. Земан на протяжении 2014 г неоднократно корректировал свою оценку роли России в украинском кризисе. Он заявлял, что не поддерживает проявления сепаратизма на востоке Украины, что «референдумы на востоке Украины не были легитимными». Однако, по его мнению, они свидетельствуют о наличии определенных настроений у русскоязычного населения. В интервью чешскому изданию Parlamentní Lísty он высказался против экономических санкций. С другой стороны, он выступал и против российского вторжения на восточную Украину, и считал, что ее не остановить экономическими санкциями, но только готовностью применения  войск НАТО.[41] В то же время, он является сторонником продолжения торговых отношений между Россией и Чешской Республикой, считает, что украинский кризис скоро закончится и характеризует его как гражданскую войну между двумя группами украинских граждан. Выступая на саммите НАТО в Уэльсе (октябрь 2014 г.), он заявил, что российское вторжение на Украину не было доказано, резко критиковал санкции против России. На 12-м Родосском форуме «Диалог цивилизаций», состоявшемся осенью 2014 г., М. Земан назвал ситуацию на Украине «всего лишь гриппом» и в очередной раз призвал отменить санкции против России. «Надо отменить санкции, которые не только бесполезны, но и вызывают обратный эффект и мешают диалогу… Надо развивать между цивилизованными государствами диалог, основанный на обмене в сферах религии, капитала, информации. Надо бороться с международным терроризмом», — сказал Земан.[42] Позиция чешского президента резко критикуется представителями оппозиционных партий и в чешских средствах массовой информации. В его адрес звучат нелицеприятные высказывания о том, что он лоббирует интересы своего окружения, имеющего тесные экономические связи с Россией.

В заключение необходимо подчеркнуть, что Чешская Республика, несмотря на некоторые отличия во взглядах от ведущих европейских государств и США на украинский кризис и санкции, является дисциплинированным и верным членом ЕС. Она видит свою задачу в отстаивании чешских интересов в общей политике Запада.


[1] Щербакова Юлия Александровна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН.

[2]Vývoj české demokracie podle Miloše Zemana: euforie, idealismus, cynismus. – Mode of access: http://www.ukacko.cz/vyvoj-ceske-demokracie-podle-milose-zemana-euforie-idealismus-cynismus

[3] Tuček F. Jak Češi vnímají EU. – Mode of access: https://www.euroskop.cz/9052/sekce/jak-cesi-vnimaji-eu

[4] Havel V Novoroční projev prezidenta republiky Václava Havla. – Mode of access:  http://www.darius.cz/ag_nikola/cl_havel_4.html.

[5] Tuček F. Jak Češi vnímají EU. – Mode of access: https://www.euroskop.cz/9052/sekce/jak-cesi-vnimaji-eu

[5] Havel V Novoroční projev prezidenta republiky Václava Havla. – Mode of access:  http://www.darius.cz/ag_nikola/cl_havel_4.html.

[5] Havel V Projev prezidenta republiky před poslanci Evropského parlamentu Štrasburk, 16. února 2000. – Mode of access:   mzv.czfile/441446/dokumenty_2000_02.doc

[6] Pehe J. Demokracie bez demokratu. – Pr., 2010. – S.174.

[7] Balík S. Referendum o přistoupení České republiky k Evropské unii // Fajmon H. (Ed.). Cesta České republiky do Evropské unie. – Pr., 2004. — S.97.

[8] Ďurďovič Martin  Hodnocení evropské integrace – duben 2013. – Mode of access:  http://cvvm.soc.cas.cz/mezinarodni-vztahy/hodnoceni-evropske-integrace-duben-2013

[9] Tuček F. Jak Češi vnímají EU. – Mode of access:  https://www.euroskop.cz/9052/sekce/jak-cesi-vnimaji-eu

[10] Vinopal J. Hodnoceni dopadu clenstvi v EU – duben 2013. – Mode of access:  http://cvvm.soc.cas.cz/mezinarodni-vztahy/hodnoceni-dopadu-clenstvi-v-eu-duben

[11] Vinopal J. Hodnoceni dopadu clenstvi v EU – duben 2013. – Mode of access:  http://cvvm.soc.cas.cz/mezinarodni-vztahy/hodnoceni-dopadu-clenstvi-v-eu-duben-

[12]Koncepce zahraniční politiky České republiky. – Mode of access: http://www.mzv.cz/jnp/cz/zahranicni_vztahy/vyrocni_zpravy_a_dokumenty/koncepce_zahranicni_politiky_ceske.html. — S. 10.

[13] Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S.59.

[14] Volební programy 2010 — Evropská unie. — Mode of access: http://wiki.aktualne.centrum.cz/volby-2010/programy/evropska-unie/

[15] Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S. 57.

[16] Volební programy 2010 — Evropská unie. — Mode of access: http://wiki.aktualne.centrum.cz/volby-2010/programy/evropska-unie/

[17] Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S. 64.

[18] Volební programy 2010 — Evropská unie. — Mode of access: http://wiki.aktualne.centrum.cz/volby-2010/programy/evropska-unie/

[19] Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S.61 .

[20]Volební programy 2010 — Evropská unie. — Mode of access: http://wiki.aktualne.centrum.cz/volby-2010/programy/evropska-unie/

[21] Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S.63 .

[22] Beneš V., Braun M. Evropský rozměr české zahraniční politiky. — Mode of access:  www.mezinarodnivztahy.com/…/benes/201…

[23] Tajemství českého úspěchu v eu?! — Mode of access: http://www.evropskehodnoty.cz/docs/Tajemstvi_ceskeho_uspechu_publikace_web.pdf . — S.273.

[24]Клаус В. Почему я не «европеист». – Режим доступа: http: //www.magazines. russ. ru/logos/2004/2/k17.html

[25] Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S. 159.

[26] Председательство Чехии в ЕС. — Mode of access: http://www.inopressa.ru/article/26Mar2009/ft/eu.html

[27]Marek D., Baun M. Česká republika a Evropská unie – Brno, 2010. – S. 162.

[28] Zeman M. Jsme eurofederalisté. Tím je řečeno vše. — Mode of access: http://www.euractiv.cz/cr-v-evropske-unii/clanek/milos-zeman-jsme-eurofederaliste-tim-je-receno-vse-007524

[29] Pehe J- České problémy se zahraniční politikou. — Mode of access: http://www.pehe.cz/zapisnik/ceske-problemy-se-zahranicni-politikou

[30] Programové prohlášení vlády, duben 2005. — Mode of access: http://www.vlada.cz/assets/clenove-vlady/historieminulych-vlad/prehled-vlad-cr/1993-2007-cr/jiri-paroubek/Programove-prohlaseni-vlady-Jiriho-Paroubka_1.pdf.

[31]Paroubek J. Česko-ruské vztahy mají perspektivu. — Mode of access:  http://domaci.ihned.cz/c1-17951200-paroubekcesko

[32]Chronologie vývoje projektu protiraketové obrany USA, — Mode of access: http://www.army.cz/scripts/detail.php?id=8781.

[33]Schwarzenberg K. Radar zaměřený na Rusko? Proč ne? . — Mode of access:  http://hn.ihned.cz/c1-22630310-

[34]Rusko nemůže omezovat svobodu svých sousedů. – Mode of access: http://www.vlada.cz/cz/media-centrum/aktualne/premier-m—topolanek-rusko-nemuze-omezovat-svobodu-svych-sousedu-40343/

[35]Havel o Gruzii: když medvěd přepadne trpaslíka, je třeba to říct. — Mode of access: http://www.novinky.cz/domaci/148511-havel-o-gruzii-kdyz-medved-prepadne-trpaslika-je-treba-to-rict.html

[36]Регион, входивший до второй мировой войны в состав Чехословакии, а после войны решением государств-победителей на встрече в Ялте включенный в состав СССР— Ю.Щ.

[37]Rozhovor prezidenta republiky pro denik Mlada Fronta Dnes o konfliktu v Gruzii. — http://www.klaus.cz.

[38] Usnesení ke Krymu. — Mode of access: http://www.psp.cz/sqw/c ms.sqw?z=6212

[39] Zaorálek L. Putin působí dojmem, že chce znovu Rusko budovat jako impérium. — Mode of access: http://www.cssd.cz/media/cssd-v-mediich/l-zaoralek-pro-pravo-putin-pusobi-dojmem-ze-chce-znovu-rusko-budovat-jako-imperium/

[40]www.ceskatelevize.cz/ct24/svet/286115-drulak- rusko-se-vydava-cestou-izolace-ktera-ho- zasadne-poskodi/

[41]Obcanska valka se priblizila. — Mode of access: http://www.parlamentnilisty.cz/ Zeman-ucinil-prohlaseni-k-Ukrajine-i-k-ceske-vlade-318336

[42] Президент Чехии по-русски призвал Европу отменить санкции против России. — Режим доступа: http://russian.rt.com/article/52218