Третий номер журнала «Вишеградская Европа»


  Приложение к журналу «Современная Европа» – «Вишеградская Европа» издается в рамках проекта РГНФ 12‑03‑00650 «Восточно‑Центральная Европа: проблемы адаптации в рамках ЕС и формирование новых отношений с Россией».

Главный редактор Л.Н.Шишелина
Редколлегия: А.В.Дрыночкин, Л.С.Лыкошина, Ю.А.Щербакова
© Институт Европы РАН
© Шишелина Л.Н.


СОДЕРЖАНИЕ

ВИШЕГРАДСКИЕ ЮБИЛЕИ:
25 ЛЕТ КРУГЛЫМ СТОЛАМ ВЛАСТИ И ОППОЗИЦИИ
Шишелина Л.Н. Рождение новой Венгрии
Лыкошина Л.С. Европейский вектор развития Польши. Возвращение
к истокам или поиск новой идентичности?
Щербакова Ю.А. Двадцать пять лет политического развития
в Чешской Республике
Ксенофонтов А.О., Апашкин Д.В. Эволюция словацкого
политического дискурса

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дрыночкин А.В. Эволюция социально‑экономической
модели Венгрии
Габарта А.А. Социально‑экономические развитие Польши
после ее вступления в Европейский Союз

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Русакова М.Ю. Конференция «Обстановка на Украине
и позиция стран Вишеградской Группы»

РЕЦЕНЗИИ
Кем являются поляки
Почитание и критика Центральной Европы
Европа на глобальной шахматной доске
Польша, европейская или национальная?

КАЛЕНДАРЬ ВИШЕГРАДСКИХ СОБЫТИЙ
События 2014 года


Дорогие читатели!

Третий выпуск журнала Вишеградская Европа мы решили посвятить не просто знаковому юбилею, который отметили в 2014 году страны Вишеградской Европы — 25‑летию круглых столов власти и оппозиции, ставших прологом перехода от одной общественной системы к другой в стиле «бархатных революций». Стремясь не быть банальными, мы выбрали — или постарались выбрать — очень интересный, с нашей точки зрения, и мало изученный аспект этих преобразований — изменение политико-идеологических основ,
исторической памяти и эволюцию национальной мемориальной символики в этих странах. Образно говоря, уделить внимание всему тому, что не поддается сухим измерениям в цифрах, хотя и не избежали этого в экономической части представляемого журнала.

Так вот, мы попробовали проследить не просто движение политического маятника в этих странах, а проанализировать, как его колебания способствовали формированию новой центральноевропейской ментальности, национальной идентичности, региональных связей, отношений с новыми союзниками по интеграции и с Россией. Было интересно узнать, что лежало в основе этого процесса. Нам также хотелось увидеть как венгры, поляки, чехи и словаки принимали «новые европейские ценности», демократические и право‑
вые установки Евросоюза, лояльность евроатлантическому процессу и т. п. Словом — как эта часть Европы выходила из одной системы и постепенно становилась другой. Это исследование показалось нам важным для того, чтобы понять самим и помочь почувствовать это нашим коллегам, и всем интересующимся, и на практике занимающимся проблемой, что необходим перелом и в нашем собственном подходе к региону, адекватное понимание новых реальностей и, заодно, новых возможностей.

Мы не стали развивать в этом номере начатую в нашем втором выпуске тему политики Восточного партнерства, как детища — главным образом — Польши и Вишеградской четверки в целом. Достаточно того, что мы еще в прошлом году предугадали, увы, трагический исход событий, показали реальные взаимозависимости и конфликтогенный потенциал этой программы.
Но это не значит, что мы полностью оставили эту тему. В октябре 2014 года мы провели конференцию на тему «Обстановка на Украине и позиция стран Вишеградской группы» на которой обсудили состояние отношений Россия — Вишеградская группа на фоне усиливающегося силового противостояния, санкционного давления и реакции на эти события правительств и граждан
Вишеградских стран. В данном номере мы предлагаем краткий обзор основных направлений дискуссии, развернувшейся на конференции.

Политический кризис на Украине отразился на отношениях внутри Вишеградской группы, подорвав устойчивость окрепшего после вступления в Европейский союз квартета. После поражения политики Восточного партнерства, которую они, не без оснований, считали своей сферой ответственности в ЕС, страны В4 попытались вернуть ситуацию на Украине в переговорное русло, но Соглашение между властью и оппозицией, подписанное 21 февраля по инициативе польского министра Сикорского, было сорвано. Кризис на Украине, спровоцированный Литвой, по большому счету, сто ил «четверке» европейского имиджа. Европа разочаровалась в возможностях вишеградского ансамбля, что не преминуло сказаться и на взаимоотношениях между партнерами. Будут ли различия в оценках ситуации на Украине и подходах к требованиям Брюсселя о введении антироссийских санкций углублять обнаружившийся разлад — покажет время. Скорее всего, пауза продлится недолго, поскольку ни одна из стран не заинтересована в региональной нестабильности, а значит, они неизбежно будут искать пути к возобновлению согласованности в подходах в период бушующих страстей в отношениях Восток-Запад. Время еще оставило странам «четверки» возможность сказать свое слово в деле урегулирования конфликта и хочется надеяться, что они ее используют. Ведь если диалог Россия — ЕС будет продолжаться, Вишеградская четвёрка останется в центре трансконтинентального движения, способного обеспечить ей больше возможностей роста, если нет — на периферии европейской интеграции с несомненными — на сегодняшний день — плюсами, но и с неизбежными в перспективе минусами такого положения.

Любовь Шишелина,
доктор исторических наук,
главный редактор приложения
«Вишеградская Европа»


Скачать Выпуск №3 →