Габарта, Анджей: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛЬШИ ПОСЛЕ ЕЁ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.

 Опубликовано в журнале «Вишеградская Европа» №3, 2014г.

В  2014 г. Польша праздновала десятую годовщину вступления страны в Европейский Союз. 10 лет это достаточный период времени для подведения итогов социально-экономических преобразований в национальной экономике, источником которых стало вступление страны в ЕС. Необходимо отметить, что в анализируемом периоде 2004-2014 гг., в целом, как в мировой экономике, так и в экономиках стран ЕС наступили качественные изменения, причиной которых стал экономический кризис 2008 г., а также политическая нестабильность на Украине. В 2009 г. была отмечена рецессия в экономиках большинства развитых стран, в том числе в странах ЕС. Многие государства ЕС пока не сумели преодолеть негативные последствия кризиса и выйти на траекторию устойчивого экономического роста. На фоне тревожных экономических новостей, поступавших, прежде всего из еврозоны, в 2009-2013 гг., польская экономика демонстрировала положительные темпы роста ВВП, а в кризисный 2009 г. стала единственным «зеленым островом» на экономической карте Европы, который экономический кризис обошел стороной.

Важным событием для новых стран ЕС, в том числе для Польши, стало изменение классификации деления ЕС на подгруппы. В 2004-2008 гг. общепринятым было обособление ЕС на «старых» членов интеграционного объединения (ЕС-15) и «новых», вступивших в 2004 г. и 2007 г. членов. Начиная с 2009 г. все более распространенной становится новая классификация деления ЕС на страны центра, под которыми подразумеваются страны — основные локомотивы экономического развития еврозоны, и страны периферии, к которым, в основном, относятся страны Южной Европы, испытывающие серьезные экономические трудности. Изменение классификации деления ЕС на подгруппы, демонстрирует серьезные качественные изменения в социально-экономическом развитии стран Центрально-Восточной Европы, в том числе Польши.

В данной статье автор предпримет попытку проанализировать сущность экономического роста, внешние и внутренние факторы экономического роста, особенности монетарной и фискальной политики Польши в 2004-2013 гг.

Особенности социально-экономической модели Польши

 Отличительной особенностью социально-экономической модели Польши является ориентация на внешние источники экономического роста, переориентация промышленного производства с внутреннего рынка на внешний, высокий уровень открытости экономики и ее вовлеченность в мировое хозяйство, интеграция промышленного сектора в производственные звенья, прежде всего, европейских ТНК.

Другой особенной чертой социально-экономической модели является возрастающая зависимость социально-экономического развития Польши от конъюнктуры мировой экономики и экономических циклов партнеров по интеграционному объединению ЕС, что особенно заметно в периоды экономических кризисов и финансовой нестабильности стран еврозоны.

Вступление Польши в ЕС означало окончание процесса трансформации социально-экономической модели и установление рыночной экономики. Несмотря на формальное перемещение в группу развитых государств, экономике присущ ряд проблем, среди которых необходимо отметить низкий уровень доходов, относительно высокий уровень безработицы, а также наличие диспропорций в структуре занятости по сравнению со странами ЕС-15.

Социально-экономическое развитие Польши в 1991-2014 гг., несмотря на наличие общих черт с другими развивающимися странами, имеет целый ряд отличий, которые позволяют отнести Польшу в отдельную группу – к странам Центрально-Восточной Европы.

Структура формирования ВВП Польши отличается от показателей развитых стран. Доля сельского хозяйства больше, чем у развитых стран и составляет более 3%. Удельный вес сферы услуг в формирование ВВП также достаточно мал по сравнению со странами ЕС-15 – чуть более 64%. Высокая доля промышленности (более 31%) свидетельствует о незавершенности стадии перехода экономики к постиндустриальному обществу.[2]

Структура занятости также отличается от стран ЕС-15. Показатель занятости в сельском хозяйстве составляет более 12%, в промышленности — 30%. В сфере услуг занято менее 60% населения.[3]

Диспропорции  между вкладом отдельных отраслей экономики в создание ВВП и уровнем занятости в них говорит о недостаточной эффективности польской экономики.

В рейтинге легкости ведения бизнеса «Doing Business 2013», публикуемого Всемирным Банком, Польша находится в первой половине рейтинга, и занимает 55 место. Такое положение дел свидетельствует о высокой степени зрелости и конкурентоспособности экономики Польши.

Согласно методологии, изложенной в докладе «Глобальная конкурентоспособность», публикуемым Всемирным экономическим форумом, Польша находятся на этапе перехода от стадии экономики движимой эффективностью к стадии движимой инновациями. Это означает, что для увеличения конкурентоспособности национальной экономики уже недостаточно достигнутых ею высоких показателей в системе высшего образования, наличия эффективного товарного рынка, рынка труда, развитого финансового рынка. Дальнейший рост конкурентоспособности может быть достигнут только за счет развития инноваций и новых технологий и их внедрения в экономике Польши. В последние два десятилетия основой экономического роста было промышленное производство. Приток иностранного капитала в реальный сектор экономики в сочетании с дешевой и квалифицированной рабочей силой способствовал росту эффективности и производительности промышленных производств. Но в долгосрочной перспективе использование «ценовой конкуренции» в сочетании с низким налоговым бременем, как факторов экономического роста, не является возможным. Польская экономика уже достигла своего предельного уровня. Дальнейшее развитие национального хозяйства и ее рост представляется возможным только при условии перехода к экономике, основанной на знаниях, росте доли наукоемких производств в структуре промышленности.

По индексу экономики знаний (Knowledge Economy Index — KEI), который показывает эффективность использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития, Польша занимает 20-е место, а ее индексы составляет 8,4 пунктов. Слабой стороной экономики Польши является недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, в рамках которой происходит восприятие и адаптация глобальных знаний для нужд национального хозяйства, а также создание новых знаний и основанные на них новые технологии. Другим недостатком экономики Польши, который уменьшает величину ее  индекса экономики знаний, является не очень высокий уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, который способствует эффективному распространению и переработке информации.

Еще одной отличительной чертой национального хозяйства Польши является высокий уровень макроэкономической стабильности, предсказуемость экономической политики, развитый финансовый сектор, наличие квалифицированной рабочей силы, относительно большой и ёмкий внутренний рынок. К негативным явлениям стоит отнести увеличивающийся разрыв в социально-экономическом развитии регионов, а также недостаточно развитую транспортную инфраструктуру по сравнению со странами ЕС-15.

 Динамика экономического роста

 Польша — одна из немногочисленных стран в мировой экономике, у которой темпы экономического роста на протяжении последних 21 года (1992-2013 гг.) были положительными. Другим достижением польской экономики в период после присоединения к ЕС являются более высокие темпы экономического роста, чем в других экономиках. В 2004-2013 гг. ВВП вырос на 41%, в то время как у всех 28 стран, формирующих ЕС прирост данного показателя составил 8%, а у стран еврозоны – 6%.[4] Достижение столь положительных экономических результатов свидетельствует о высокой степени конкурентоспособности польской экономики, подтверждением чего стал ее рост в кризисный год на 1,6% ВВП. С 2010 г. Польша является одним из лидеров экономического роста среди стран ЕС, ВВП в 2010 г. увеличилось на 3,9%, 2011 – 4,3%, а в 2012 г. – 1,9% и 2013 – 1,6%.[5]

Одной из основных причин столь бурного экономического роста было вступление страны в ЕС. Это стало большим импульсом к ускоренному экономическому развитию страны. Приведение польского законодательства в соответствие с нормами законодательства ЕС, реформа системы государственной администрации, а также притока капитала из ЕС в форме средств из структурных фондов ЕС, притока ПЗИ, денежных трансфертов от граждан Польши, эмигрировавших в другие страны ЕС с целью заработка, способствовали ускорению темпов экономического роста. Особо следует отметить, что с каждым годом рост объемов экспорта страны становится одной из основных движущих сил роста польской экономики.

Внутренние факторы экономического роста

 Растущий внутренний спрос в Польше в последние годы был обусловлен  увеличением количества молодых специалистов с высоким уровнем доходов. Граждане, которые родились во время демографического взрыва 80-ых годов, в настоящее время находятся в возрасте 25-30 лет. Как раз они формируют повышенный спрос на внутреннем рынке. Положительным явлением, наблюдающимся уже на протяжении длительного периода времени, является рост благосостояния  домашних хозяйств.

В период подъема мировой экономики, Польша была лидером по темпам экономического роста (в 2007 г. прирост ВВП составил 6,6%, а в 2008 — 4,8% ВВП[6]). Благодаря стабильной экономике, последовательной налогово-бюджетной и кредитно-денежной политике, низкому уровню вовлеченности в кредитные операции sub-prime, а также более низкому уровню ипотечной задолженности среди польских домохозяйств, последствия мирового экономического кризиса принесли меньше вреда, чем это было в остальных странах. Данное положение дел позволило Польше быть одной из немногочисленных стран ЕС, в которой в 2009 г. наблюдался  рост экономики на 1,6% ВВП[7].

Рост занятости населения. Рост экономики способствовал улучшению ситуации с занятостью населения. Согласно польской статистической  службе (GUS) уровень безработицы в 2005-2013 уменьшился с 20% до 13,4%[8] активного населения. Сильной стороной польского рынка труда является большое количество молодых, образованных и опытных сотрудников. Движущей силой польской экономики являются малые и средние предприятия (МСП), которые создают более 70% ВВП страны.

Опыт трансформации польской экономики и экономический кризис 2008-2009 гг. продемонстрировали гибкость польской экономики. Польские предприниматели оказались гораздо лучше подготовлены к ухудшению экономической обстановки, чем их зарубежные конкуренты. Польские работники в период кризиса проявили большую эластичность, чем их коллеги в развитых странах, соглашаясь на снижение уровня заработной платы для сохранения рабочих мест. В отличие от других стран ЕС, уровень задолженности польских компаний и домашних хозяйств во второй половине 2000-х годов оставался на низком уровне. Это объясняется, с одной стороны,  консервативной политикой польских МСП, рост которых в основном финансировался за счет собственных средств. С другой стороны, польские банки проводили очень осторожную политику кредитования юридических и физических лиц. Вышеупомянутые факторы позволили избежать потрясений в финансовом и банковском секторе. Необходимо упомянуть, что в период кризиса многие транснациональные компании (ТНК) стремились минимизировать свои издержки производства, поэтому уровень загруженности польских предприятий вырос.

Одним из важных внутренних факторов экономического роста Польши в прошлые годы была подготовка к проведению Чемпионата Европы по Футболу в 2012 г. (Евро — 2012). В рамках подготовки Польши к проведению данного спортивного мероприятия, в течение 5 последних лет, суммарный объем реализованных инвестиций составил более 28 млрд. долл. США. Проведение ЕВРО 2012 до сих пор способствует ускорению работ по созданию и модернизации объектов инфраструктуры, возведение которых не было закончено к июню 2012 г. В период проведения ЕВРО 2012 Польшу посетило более 700 тыс. туристов, которые потратили более 1 млрд. евро.[9]

Внешние факторы экономического роста

 После вступления Польши в 2004 г. в ЕС  ускоренными темпами происходила интеграция страны в рамках интеграционного объединения, чему способствовало снятие ограничений на движение товаров, услуг, капитала, факторов производства и рабочей силы в рамках ЕС.[10] Результатом чего является рост польского экспорта, в том числе внутрирегионального, а также приток иностранного капитала в виде ПЗИ, средств из структурных фондов ЕС, денежных трансфертов от граждан Польши, выехавших на трудовую миграцию.

После присоединения к ЕС Польше удалось найти свое место в данном интеграционном объединении, что проявилось в усилении торговых отношений с партнерами по блоку. В 2004-2013 внешнеторговый оборот Польши почти утроился, объем польского экспорта увеличился в 2,8 раза, а импорта в 2,4[11]. В 2013 г. объем польского экспорта достиг самой высокой отметки в своей истории – 206,1 млрд. долл. США (рост на 11,6% по равнению с 2012 г.). Объем импорта в 2013 г. составлял 208,8 млрд. долл. США (рост на 5,2% по равнению с 2012 г.). Дефицит торгового баланса уменьшился до 2,6 млрд. долл. США.[12] В настоящий момент основными торговыми партнерами Польши являются страны ЕС, но их удельный вес в последние годы, в том числе из-за экономического кризиса, постепенно снижается. В 2004-2013 г. в географическом распределении польского экспорта, доля стран ЕС уменьшилась с 80% до 75%.[13] Что касается импорта из ЕС, то здесь тоже наблюдается похожая тенденция, их удельный вес в совокупном объеме польского импорта уменьшился с 68,9% до 58,5%.[14] Несмотря на присущие странам еврозоны кризисные явления, в 2012 г. они оставались основными торговыми партнерами, на которые приходилось 51,8% польского экспорта и 44,7% импорта в Польшу.[15] Польше удалось ликвидировать отрицательное сальдо торгового баланса в торговле со странами ЕС.

Несмотря на опасения ряда экономистов и экспертов, что после вступления стран ЦВЕ в ЕС, в том числе Польши, товарооборот данной группы государств со странами СНГ уменьшится, в случае с Польшей этого не произошло. В 2004-2013 гг. доля стран СНГ в польском экспорте возросла с 7% до 9,9%, а в импорте в Польшу увеличилась с 9,7% до 13,9%.[16] В 2013 г. дефицит сальдо торгового баланса в торговле со станами СНГ составил 6,5 млрд. евро. Необходимо заметить, что среди импорта из группы стран СНГ, более 87%[17] приходилось на российский экспорт в Польшу.

Основным торговым партнером Польши является Германия. В 2013 г. на нее приходилось около 23,4% всех торговых оборотов Польши (25,1% польского экспорта, и 21,7% импорта в Польшу поступало из Германии).[18] Благодаря экспортоориентированной направленности немецкой экономики, выполнение части ее заказов размещается в Польше. К основным внешнеторговым партнерам Польши, также относятся Великобритания (6,4%),  Чехия (6,2%), Франция (6,1%), Италия (5,3%).[19]

В 2013 г. товарную структуру экспорта Польши составляли: электрооборудование (39,3%),  химическая продукция (14,1%), продовольственные товары (13,2%), металлы и продукция из них (10,9%). В структуре импорта оборудование составляло — 36%, химическая продукция — 17,6%, минеральное сырье — 12,4%, продукты металлургической отрасли — 10,4%, продовольственные товары 9,1%.[20]

Необходимо также отметить возрастающую роль «восходящих гигантов» из Азии и Латинской Америки во внешней торговле Польши: Китая, Индии, Бразилии.

Одним из достижений Польши является уменьшение дефицита торгового баланса. В 2004-2012 гг. в отношении к ВВП отрицательное сальдо торгового баланса товарами и услугами уменьшилось с  2,4% ВВП до 0,5% ВВП.[21]

Согласно данным Национального Банка Республики Польша, объем накопленных прямых зарубежных инвестиции (ПЗИ) в 2009-2012 гг. вырос на 36% и по состоянию на конец 2012 г. в Польше составил 174,8 млрд. евро. Несмотря на сокращение нетто-притока ПЗИ в 2012 г. на 80% по сравнению с предыдущим годом, его величина составила 2,864 млрд. евро,[22] что свидетельствует о большом доверии со стороны инвесторов, которые считают Польшу выгодным местом для размещения своих капиталовложений. Это объясняется выгодным географическим положением страны, стабильной макроэкономической ситуацией, ускоренными темпами экономического роста на протяжении последних лет. Спад в мировой экономике побуждает транснациональные корпорации (ТНК) снижать свои издержки производства. Эта тенденция ярко выражена среди компаний, отдавших большую часть своих бизнес процессов на outsourcing. Для этих компаний Польша является очень привлекательной страной для ведения предпринимательской деятельности. Согласно данным Польского Агентства Информации и Иностранных Инвестиций, решающим фактором при выборе Польши как места для осуществления инвестиции является наличие относительно недорогой высококвалифицированной рабочей силы, знающей иностранные языки. Главными экспортером капитала в Польшу являются инвесторы из ЕС, доля которых в совокупном объеме привлеченных инвестиций составляет 80-90%. Основными инвесторами в польскую экономику в 2012 г. были: Франция 2,6 млрд. евро, Германия – 2,2 млрд. евро, Кипр – 0,9 млрд. евро.[23]

На конец  2012 г. объем польских накопленных инвестиций за рубежом составил 43,6 млрд. евро. Отток ПЗИ в 2010-2011 г. из Польши составил 10,8 млрд. евро.[24] Основными странами, куда осуществляются капиталовложения — это страны ЕС, на них приходится 83% всех польских ПЗИ за рубежом. Основными странами, в которые направлялись польские ПЗИ в 2012 г. это: Голландия – 0,5 млрд. евро, Франция – 0,4 млрд. евро, Кипр – 0,2 млрд. евро, Венгрия – 0,2 млрд. евро.[25]

Польский рынок капитала является одним из самых динамичных рынков стран Центрально-Восточной Европы. С каждым годом возрастает роль Варшавской биржи ценных бумаг, которая в 2012 г. очередной раз лидировала по количеству размещенных первичных публичных оферт (IPO) – 105. Общая стоимость которых достигла 731 млн. евро.[26]

По объему торгов фьючерсами в 2012 г. Варшавская фондовая биржа заняла первое место в Центрально-Восточной Европе и 4 в Европейском Союзе.[27]

Можно смело заявить, что значимость Варшавской фондовой биржи была признана со стороны основных финансовых организации. Подтверждением чего является их регистрация на варшавской бирже (Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch, JP Morgan, Credit Suisse, Societe Generale, UBS, BNP Paribas, HSBC).

Кредитный рейтинг Польши, присвоенный ведущими международными агентствами:  Fitch, Moody’s i Standard & Poor’s находится на высоком уровне. Они  оценивают состояние экономики Польши как «стабильное» (Moody’s Rating – «A2», Fitch Rating – «A-», Standard & Poor`s  Rating – «A»).

Одним из основных факторов роста польской экономики в 2004-2013 гг. был приток денежных средств из структурных фондов ЕС. В период с 1 мая 2004 г. по 31 марта 2013 г. из фондов ЕС Польше было выделено 79,255 млрд. евро. В анализируемом периоде Польша внесла в бюджет ЕС 28,33 млрд. евро.  2012 г. стал рекордным годом по объему полученных средств из бюджета ЕС – 11, 869 млрд. евро, что составляет 3,11% ВВП Польши.[28] В период с 1 мая 2004 г. по 31 марта 2013 г. ЕС выделил Польше в рамках проведения политики социально-экономического сплочения (Cohesion Policy) —  48,973 млрд. евро, а в рамках проведения общей сельскохозяйственной политики – 26,015 млрд. евро. Необходимо отметить, что Польше было выделено на реализацию проектов в рамках Европейского фонда регионального развития 25,267 млрд. евро, а в рамках  Европейского социального фонда — 7,791 млрд. евро.[29]

В настоящий момент Польша является самым большим нетто-бенефициаром по использованию бюджетных средств ЕС.

Открытие трудового рынка ЕС (за исключением рынков таких стран как Германия, Австрия и Дания, которые были закрыты до 1 мая 2011 г.) привело к значительному увеличению денежных переводов от польских трудовых мигрантов. В 2004-2012 их величина составила 32, 25 млрд. евро. Только в 2012 г. польские граждане, трудящиеся в ЕС, перевели в Польшу более 3,66 млрд. евро.[30]

В совокупности денежные суммы, полученные из бюджета ЕС и трансферты трудовых мигрантов в период с 1 мая 2004 г. по 31 марта 2013, составили 111,505 млрд. евро.[31]

Приоритетные направления развития в области кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики

 В условиях, когда многие страны ЕС сталкиваются с проблемой возросшей задолженности и роста дефицита их госбюджетов, одной из приоритетных задач для Польши является соблюдение финансовой дисциплины. Польше для экономического роста и привлечения инвестиций необходима стабильная и предсказуемая фискальная политика. Основными задачами в этой области являются сокращение дефицита государственного бюджета до 1% ВВП и  уровня государственной задолженности до 50% ВВП. Достичь эту цель правительство собирается через оптимизацию государственных расходов.

Величина госдолга страны, согласно методологии ЕС, снизилась с 56,2 % ВВП в 2011 г. до 49,5% ВВП в I кв. 2014 г.[32] В данный период дефицит госбюджета был снижен с 5% ВВП до 3,2% ВВП. В 2014 г. уровень инфляции удалось снизить с 4,6% в 2011 г. до 0,2%.[33]

Основным вызовом для правительства является балансирование между фискальной политикой и достижением экономического роста. Нельзя допустить ситуации, когда чересчур жесткая монетарная или фискальная политика «убьет» экономический рост.

 Прогнозы относительно вступления Польши в еврозону

Несмотря на все трудности, с которыми сталкивается ряд государств, входящих в еврозону, правительство Польши считает своей стратегической целью вступление страны в валютный союз, полагая, что такой шаг будет способствовать ускоренным  темпам социально-экономического развития государства, повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из обязательных условий перехода Польши от своей национальной валюты к евро, помимо внесения изменений в Конституцию Республики Польша, является соответствие Маастрихтским  критериям в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики:

  • Польша должна не менее двух лет участвовать в Европейском финансовом механизме обменного курса (ERM2);
  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% уровня гармонизированного индекса потребительских цен  (HICP) в 3 странах — участницах валютного союза с наиболее низким уровнем инфляции;
  • уровень государственного долга не должен превышать 60% ВВП, а дефицит госбюджета 3% ВВП;
  • долгосрочная процентная ставка по государственным облигациям государством сроком на 10 лет не должна превышать более чем на 2% уровня в 3 странах — участницах валютного союза, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен.

Период перехода к единой европейской валюте займет не менее трех лет от принятия этого политического решения. Одним из наглядных подтверждений стремления Польши перейти к общей валюте в обозримом будущем, стало создание отдельной должности при Министерстве Финансов — Правительственного уполномоченного по вопросам введения евро в Польше в январе 2009 г. Также в ноябре того же года, в рамках создания структур, ответственных за подготовку Польши к переходу к общей валюте, были созданы три дополнительные институциональные структуры: Национальный Координационный Комитет по вопросам европейской валюты (Narodowy Komitet Koordynacyjny do spraw euro), Координационный Совет (Rada Koordynacyjna), Межведомственные Рабочие Группы по вопросам подготовки к введению евро в Республике Польша (Międzyinstytucjonalne Zespoły Robocze do spraw Przygotowań do Wprowadzenia Euro przez Rzeczpospolitą Polską).

В виду сложной социально-экономической обстановки в ЕС и в Польше, правительство страны в настоящее время воздерживается от объявления конкретной даты перехода к евро, но, несмотря на это, прикладывает все усилия, чтобы польская экономика в обозримом будущем смогла выполнить эту цель.


[1] Габарта Анджей Артурович – кандидат экономическиъ наук, доцент кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД РФ, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.

[2]Согласно статистическим данным World Development Indicators (WDI), World Bank, URL:http://data.worldbank.org/indicator/

[3] там же.

[4] Согласно статистическим данным World Development Indicators (WDI), World Bank, URL:http://data.worldbank.org/indicator/

[5] там же.

[6] Согласно статистическим данным World Development Indicators (WDI), World Bank, URL:http://data.worldbank.org/indicator/

[7] там же

[8] Согласно данным польской статистической службы (Główny Urząd Statystyczny),  URL:  http://stat.gov.pl/

[9] «Euro 2012 i efekt polski», Rzeczpospolita, URL:  http://www.rp.pl/artykul/954151.html

[10] Германия, Австрия и Дания, открыли свой трудовой рынок для граждан Польши 1 мая 2011 г.

[11] Polska 2014 – Raport o stanie handlu zagranicznego., Ministerstwo Gospodarki RP, Departament Strategii i Analiz, Warszawa, 2014 r., стр. 29

[12] Ibid

[13] Ibid

[14] Ibid

[15] Ibid

[16] Polska 2014 – Raport o stanie handlu zagranicznego., Ministerstwo Gospodarki RP, Departament Strategii i Analiz, Warszawa, 2014 r., стр. 32

[17] Ibid

[18] Ibid

[19] Ibid

[20] Polska 2014 – Raport o stanie handlu zagranicznego., Ministerstwo Gospodarki RP, Departament Strategii i Analiz, Warszawa, 2014 r., стр. 33

[21] Polska 2014 – Raport o stanie handlu zagranicznego., Ministerstwo Gospodarki RP, Departament Strategii i Analiz, Warszawa, 2014 r., стр. 34

[22] «NBP: Saldo BIZ w Polsce wyniosło 2,26 mld euro w IV kw. 2012r.», электронный ресурс — Forsal, 28.03.2013, URL:  http://forsal.pl/artykuly/693526,nbp_saldo_biz_w_polsce_wynioslo_2_26_mld_euro_w_iv_kw_2012_r.html

[23] Согласно данным Национального Банка Республики Польша (NBP), URL: http://www.nbp.pl/

[24] там же

[25] там же

[26] там же

[27] Согласно данным Federation of European Securities Exchanges (FESE), URL:http://www.fese.eu/en/?inc=cat&id=5

[28] Zestawienia transferów finansowych środków unijnych w ciągu 107 miesięcy członkowstwa, luty 2013 r., Ministerstwo Finansów RP, Departament Unii Europejskiej, URL:  http://www.mf.gov.pl/ministerstwo-finansow/dzialalnosc/unia-europejska/transfery-finansowe-polska-ue

[29] Ibid

[30] Согласно данным Национального Банка Республики Польша (NBP), URL:  http://www.nbp.pl/

[31] там же

[32] Согласно данным польской статистической службы (Główny Urząd Statystyczny),  URL:  http://stat.gov.pl/

[33] там же