Анджей Габарта:
ПОСЛЕДСТВИЯ BREXIT-А ДЛЯ ПОЛЬШИ
В последнее время наблюдается рост популяризации института референдума при принятии важных решений в рамках Европейского Союза. Только в 2016 г. прошел референдум в Голландии, на котором жителям этой страны необходимо было высказаться относительно соглашения ЕС с Украиной, в конце июня граждане Великобритании решали вопрос о членстве их государства в ЕС.Осенью пройдет референдум в Венгрии о согласии или несогласии венгров с механизмом распределения квот на расселение мигрантов в рамках ЕС.
Из трех вышеупомянутых народных волеизъявлений самым впечатляющим на сегодняшний день стал референдум по вопросу дальнейшего членстваВеликобритании в ЕС. Его результаты повергли в шок не только жителей туманного Альбиона, но и большинство граждан в других странах ЕС. Мы являемся свидетелями начала процессов децентрализации в рамках ЕС, роста национализма.
Большинство аналитиков, говоря о референдуме, концентрируют свое внимание на экономических и социальных проблемах, которые могут последовать после выхода Великобритании из ЕС. Однако референдум породил еще одну, не менее значимую проблему, повлияв на настроения европейцев.До недавнего времени никто в Европе не воспринимал всерьез предсказания о возможной децентрализации европейского континента. То, что раньше воспринималось как фантастический вымысел, сегоднястало реальностью.
Результаты британского референдума имеют далеко идущие последствия, как для самого проекта ЕС, так и для отдельно взятой страны, входящей в это интеграционное объединение. Польша не является исключением.
С приходом к власти нового правительства в Польше, которое сформировалось в результате победы на парламентских выборах 2015 г. партии «Право и Справедливость», изменился польский подход по многим ключевым вопросам в рамках ЕС.Если раньше точка зрения Варшавы была схожа с немецкой или французской, то сейчас правительство г-жи Беаты Шидло пытается проводить более независимый внешнеполитический курс, который в большей степени соответствует национальным интересам Польши. В последние месяцы Польша и Великобритания имели схожие точки зрения по ряду ключевых вопросов дальнейшего существования ЕС. Поэтому с политической точки зрения выход Великобритании из ЕС — это потеря ценного союзника Польши.
Президент Польши Анджей Дуда, комментируя результаты референдума, предположил, что жители Великобритании (и не только они) выступают против чрезмерного вмешательства институтов ЕС в дела национальных правительств, что у жителей стран ЕС возникло ощущение, что принятие решений в рамках ЕС происходит недемократическим способом, без достаточных консультаций с мнением населения этих стран.
Председатель правительства Польши Беата Шидло считает, что итог референдума это результат наличия в ЕС многочисленных проблем, которые европейские политики не смогли решить. Премьер Польши призвала задуматься над их причинами, а также пообещала выступить с предложением проекта реформ в ЕС.
Пока четкой и продуманной позиции по британскому референдуму среди польских политиков нет. Все ведущие политические партии выразили сожаление по поводу решения жителей Великобритании покинуть ЕС. Лидер правящей партии «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский считает, что Польша должна «динамично и с умом войти в европейскую политику». Он выступает с предложением начать работу над заключением нового европейского договора вместо ныне действующего лиссабонского. Качиньски категорически не согласен с мнением, что «когда в ЕС происходит что-то плохое, то ответом на этот вызов должна быть дальнейшая интеграция, больше полномочий, компетенций для Брюсселя, а де-факто для Парижа и Берлина». Он считает, что региональные проблемы должны решаться на местном уровне, общегосударственные на национальном, а общеевропейские на уровне ЕС.
Лидер самой крупной оппозиционной партии «Гражданская Платформа» Гжегож Схетына считает, что ответом Польши на референдум и начало дезинтеграционных процессов в ЕС должна быть солидарность с европейскими ценностям и поддержка дальнейшей интеграции. Необходимо минимизировать негативные последствия референдума. Схетына призывает к усилению сотрудничества с Германией и Францией в рамках «Веймарского треугольника». Он продолжает обвинять правящую партию в «попытке вывести Польшу из ЕС».
Лидер другой оппозиционной партии «Современная (Польша)» Рышард Петру идет в своих предложениях еще дальше. Он считает, что после «Brexit» ЕС разделится на Европу нескольких скоростей. Он опасается, что страны, входящие в валютный союз будут стремиться к дальнейшей интеграции в более узком составе, не обращая внимания на другие страны ЕС. Поэтому, по его мнению, Польша должна вступить в еврозону, чтобы не остаться за бортом будущих изменений.
В Польше звучат критические упреки и в адрес действующего ПредседателяЕвропейского советаДональдаТуска. Правящая партия ставит ему в вину нынешний кризис в ЕС, обвиняя его в том, что он слишком мало сделал, а точнее мало предложил Соединенному Королевству для того чтобы оно осталось в ЕС.
Самый большой вопрос, который интересует граждан Польши, особенно тех, которые проживают в Великобритании- что будет дальше? Что произойдет с английским рынком труда и доступом к нему граждан других стран. По разным подсчетам в Великобритании сейчас находится от 700 тыс. до 1 млн. поляков. С юридической точки зрения до тех пор, пока Соединенное Королевство остается в составе ЕС, их статус неизменится. После,лица, которые находятся более в Англии 5 лет, смогут при выполнении юридических формальностей оформить вид на жительство и остаться жить и работать в этой стране.
Согласно польским средствам массовой информации, вскоре после объявления результатов референдума в Великобритании, по стране прокатилась «волна расистских» актов, направленных против мигрантов, в том числе против поляков. Отмечены случаи оскорблений на национальной почве граждан Польши в публичных местах, распространения оскорбительных листовок, призывающих их незамедлительно покинуть Соединенное Королевство, а также акты хулиганства, насилия и даже поджогов имущества польских граждан. Если раньше польские граждане чувствовали себя на британских островах в полной безопасности и гордились своим происхождением, то теперь они находятся в замешательстве. Несмотря на это, только очень маленькая часть из них приняла решение вернуться в Польшу.
По мнению Радослава Сикорского бывшего министра иностранных дел Польши, будущее ЕС после Brexit стало более туманным и неопределенным. Британский референдум может побудить многих противников ЕС к действиям, за которыми начнется дезинтеграция. Результаты референдума являются триумфом волны популизма, который в настоящий момент прокатывается по всему миру и его последствия трудно предвидеть.
Яцек Ростовский бывший министр финансов Польши, считает, что приток иностранного капитала, за счет которого, в основном, проходил экономический рост Великобритании уменьшится. Он убежден, что в случае выхода из ЕС, эта страна может столкнуться с длительной рецессией. Большинство зарубежных инвесторов займут выжидательную позицию. Они будут воздерживаться от капиталовложений в британскую экономику до тех пор, пока не будут известны условия «развода» Соединенного Королевства с ЕС. Больше всего может пострадать банковский и финансовый сектор страны. Что качается вопроса польских трудовых мигрантов, находящихся в Великобритании, то г-н Ростовский считает, что в будущем из-за экономического спада, наступит рост безработицы на британских островах, что вынудит многих поляков вернуться к себе на родину. Экономические сложностив Великобритании, вызовут замедление экономического роста и в оставшихся 27 странах ЕС, что также будет иметь негативное влияние на польскую экономику.
Но есть среди экспертов оптимисты, которые видят в сложившейся ситуации положительные моменты. При благоприятном стечении обстоятельству Польши есть шанс стать региональным финансовым центром в Центрально-Восточной Европе. После выхода Великобритании из ЕС многие эксперты сходятся во мнении, что большая часть финансовых потоков перейдет с лондонской биржи на континентальные площадки и у Варшавской фондовой биржи есть шанс «урвать свой кусок пирога».