Любовь Шишелина:
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ
15 февраля 2016 года Вишеградская четверка – региональное сообщество Венгрии, Польши, Словакии и Чехии отметит свое 25-летие. На празднование юбилея премьер-министры четырех стран соберутся в Праге – столице председательствующей сейчас в В4 Чехии. Среди тем обсуждения будут как итоги четвертьвекового взаимодействия, так и современный политический кризис, связанный с ситуацией на соседней Украине и волной беженцев из стран Ближнего Востока и Африки.
Главной задачей Вишеградской группы во время ее становления в 1991 году было поддержание регионального диалога после прекращения полномочий СЭВ и ОВД, когда к востоку от региона с порой тяжелыми конфликтами распадался СССР, а новый путь Европейского союза не был очерчен до конца. Т.е. была непонятна перспектива государств, вышедших из одного блока и к тому времени не вступивших в другой.
Первая встреча Вишеградской группы в феврале 1991г.:
Йожеф Анталл, Вацлав Гавел и Лех Валенса.
Фото Петера Анталла из семейного архива.
На протяжении 1990-х годов и в первое пятилетие 21 века основные внешнеполитические усилия ВГ были направлены на вступление в Европейский союз и НАТО. И хотя в рамках этих организаций самостоятельные внешнеполитические инициативы вишеградцев были существенно ограничены необходимостью согласований своих шагов с Брюсселем, тем не менее, они проводили достаточно активную политику соседства по всему своему периметру, развивая активные контакты и связи как с Германией и Австрией, так и с конструировавшими свою государственность бывшими республиками СССР, включенными позже в политику Восточного партнерства ЕС: Украиной, Грузией, Молдавией, Арменией, Азербайджаном и Белоруссией. Польша даже стала соавтором этой программы, а позже – ее самым активным проводником. Именно поэтому со времени обострения гражданского противостояния на Украине, министры иностранных дел четырех стран и премьер-министры предпринимали ряд усилий по его разрешению, хотя постепенно и уходили в тень лидеров ЕС, вышедших в итоге на формат Минских соглашений.
Между странами В4 возникли серьезные трения по-поводу антироссийских санкций, утвержденных Брюсселем и горячо поддержанных руководством Польши, однако необходимость отстаивать свои национальные интересы перед угрозой программы приема беженцев, вновь сплотила эти страны, даже не смотря на формирующееся политическое перекрестье консервативных Венгрии и Польши в противовес социал-демократическим Чехии и Словакии.
В декабре 2014 года страны ВГ распределили между собой зоны ответственности в содействии украинским реформам. Так, Словакия отвечает за общую и энергетическую безопасность; Чехия – за реформу в строительстве на Украине гражданского общества, реформирование образования и средств массовой информации; Польша – за децентрализацию регионального и муниципального управления и реформу финансового сектора; Венгрия – за поддержку малых и средних предприятий. В этом русле Вишеградская группа и действовала на протяжении всего 2015 года.
Вишеградская четверка достаточно активно выступает на обеих площадках – и НАТО, и ЕС, продолжает через посредство Вишеградского фонда осуществлять т.н. «политику мягкой силы» по соседству: и в направлении бывших республик СССР и в направлении Балкан, финансируя ряд образовательных проектов и программ поддержки гражданских обществ, средств массовой информации в этих странах.
Российское направление в коллективной внешнеполитической активности «четверки» отсутствует. Как показал кризис вокруг Украины, оно полностью делегировано Брюсселю. Возможно, по этой причине российский МИД не включает В4 в число партнеров по сотрудничеству, хотя и считает двусторонние отношения с Венгрией, Словакией и Чехией более чем успешными. Отношения с Польшей уже много лет остаются заложниками комплекса исторической политики, предложенного этой страной.
Три из четырех стран ВГ — Чехия, Венгрия и Польша уже побывали во главе Совета ЕС. Словакия станет председателем во второй половине 2016 года. И хотя эта функция после принятия Лиссабонского документа носит все более формальный характер (после введения постов Председателя Евросоюза и Верховного представителя по внешней политике), тем не менее, каждая страна стремится реализовать свои амбиции в предоставленные ей полгода. За Словакией сейчас очередной шаг, в том числе и в продвижении интересов Вишеградской группы. Возможно, мы услышим и новые предложения по программе Восточного партнерства. От того, какие решения будут приняты в столице Словакии, реально зависит и престиж Вишеградской группы, и признание ее особого стиля – «вишеградского стиля» – во внешней политике, что может стать сюрпризом и для Брюсселя.
Из всего этого следует, что в наших отношениях пришла пора развенчания мифов о Центральной/Вишеградской — Европе и отход от стереотипов. За 25 лет реформ и четверть века нового регионального взаимодействия Венгрия, Польша, Словакия и Чехия существенно преобразились. Нет, они не стали совершенно похожи на страны Западной Европы, с которыми находятся в альянсе ныне, как и не стали радикально отличны от тех, с которыми были в прошлом союзе. Да, их представления рубежа 1990-х годов о своем будущем во многом не совпали с реальностью, но с другой стороны, нет и ничего, что мешало бы им корректировать свой путь, что, как видится, они и делают ныне, оспаривая некоторые спонтанные решения Европейского союза. При этом их вес в европейской и мировой политике неуклонно повышается. Если в канун приема этих стран в ЕС президент Франции Жак Ширак мог позволить себе уничижительно высказаться по поводу международных заявлений польских и других региональных политиков в духе: “Вы упустили великолепную возможность держать язык за зубами!” То сейчас, анализируя демарши ЕС в отношении внутреннего законодательства стран четверки, они отвечают Западу, что это «Европейская Комиссия упустила хороший шанс помолчать». Сегодня в регионе совершенно очевидно формируется некая новая европейская реальность, потенциал которой еще не до конца раскрыт.
Со стороны России – продолжать не замечать набирающего авторитет и вес в Европе регионального игрока и практически соседа – Вишеградскую четверку – более чем неосмотрительно. И не только потому, что России, пора тоже на 25-ом году своего собственного суверенного существования возвращаться к себе и к свойственной ей континентальной геополитике и формировать, прежде всего, дружеское окружение.
Мы так и не выработали новой формулы отношений, ни двусторонних, ни интеграционных. Все это на сегодняшний день привело к печальному результату, когда Россия и страны региона принимают решения по обходным транспортным потокам углеводородов и грузов, более дорогим, но зато позволяющим игнорировать дипломатию и гуманитарную плоскость наших отношений, заводя наши отношения не иначе, как в тупик. А между тем не только лидеры Евроатлантического проекта уделяют региону возрастающее внимание, но и Китай вот уже несколько лет как создал отдельную программу для развития отношений со странами Центральной, Юго-Восточной Европы и Прибалтики по формуле 16+1.
25 лет и для Центральной Европы, и для России – время подведения итогов и время корректировки старых и принятия новых решений. Одним из таких решений – должно стать построение новых — прежде всего – добрососедских отношений между Россией и Вишеградской четверкой – как неоспоримым лидером новой Центральной Европы.