Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | 4 | |
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕХИИ | ||
1.1 | Общие сведения о Чехии | 7 |
1.2 | Эволюция социально-экономической модели Чехии | 9 |
1.3 | Развитие чешской экономики в трансформационный период (с 1993 г.) | 23 |
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ЧЕХИИ | ||
2.1 | Общая характеристика аграрного сектора | 35 |
2.2 | Общая характеристика промышленного сектора | 44 |
2.3 | Отрасли сферы услуг | 58 |
2.4 | Наука и образование | 63 |
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЧЕХИИ | ||
3.1 | Налогово-бюджетная система | 68 |
3.2 | Банковско-кредитная система | 72 |
ГЛАВА 4. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧЕХИИ | ||
4.1 | Внешняя торговля | 79 |
4.2 | Иностранные инвестиции | 85 |
4.3 | Российско-чешские экономические отношения | 91 |
ГЛАВА 5. ЭКОНОМИКА СЛОВАКИИ | ||
5.1 | Общие сведения о Словакии | 102 |
5.2 | Экономическое развитие Словакии в дотрансформационный период | 104 |
5.3 | Экономическое развитие Словакии с 1993 г. | 111 |
5.4 | Отраслевая структура экономики Словакии | 123 |
5.5 | Внешние факторы развития экономики Словакии | 129 |
Заключение | 144 | |
Список использованной литературы | 146 |
ВВЕДЕНИЕ
Чехия и Словакия — две страны, которые длительное время не воспринимались отдельно друг от друга. Нельзя было упоминать Чехию без упоминания Словакии, и наоборот. Нахождение их в рамках одного государства обусловили тесное взаимопереплетение культурных, политических, экономических связей. Можно даже говорить о существовании единого хозяйственного комплекса.
С конца 80-х годов XX века, а после цивилизованного распада Чехословакии и начала самостоятельного функционирования, обе страны прошли сложный путь политической и социально-экономической трансформации от социалистической централизованно-распределяемой системы к рыночной экономике. В настоящее время обе страны относятся к категории стран с развитой экономикой и демократического общественно-политического устройства.
Начиная с 90-х годов в экономике обеих стран происходят серьезные изменения: преодоление структурных диспропорций, сформировавшихся в социалистический период (в частности, избыточная милитаризованность и развитие тяжёлой промышленности), снижение завышенной энерго-, материало- и импортоёмкости выпускаемой продукции, переориентация внешнеэкономических связей на новых партнёров и т.п.
Положительные итоги социально-экономического развития в Чехии и Словакии обусловлены созданием благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса и притоком иностранного капитала, в первую очередь, из Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов. И Чехия, и Словакия включены в производственные цепочки европейских транснациональных компаний, результатом чего и явились инвестиционные потоки в них извне. Новые технологии и новые формы менеджмента, привносимые этими компаниями, способствуют росту производительности труда, снижению издержек производства, повышению конкурентоспособности производимых товаров.
Вместе с тем, рост издержек по содержанию рабочей силы в этих странах снижает их инвестиционную привлекательность, что усиливает неопределенность их развития в будущем.
Реформы в обеих странах имели (а по мнению многих исследователей, до сих пор имеют) нелинейный вектор развития, сопровождавшийся девиациями от абсолютизации либерально-монетаристских подходов до опоры на социал-демократические рецепты. Опыт прежнего сосуществования Чехии и Словакии также выдвинул проблему ревностного отношения к используемым моделям, инструментам, концепциям и т.п. Ни одна из стран не хотела оказаться хоть в чём-то хуже соседа, будь то сроки вступления в ЕС или степень похвалы со стороны западных инициаторов трансформации.
Безусловно, отправные точки рыночных реформ в Чехии и Словакии были различны: Чехия была несомненно более развитой в экономическом отношении нежели Словакия. Но опыт трансформации показал, что этот фактор не является определяющим при оценке итогов переходного периода. Формально считается, что переходный период завершился вступлением обеих стран в ЕС. Но функционирование экономик Чехии и Словакии в условиях членства в ЕС не было поступательным и безоблачным. Не наблюдается заметного сближения уровней жизни в Чехии и Словакии со средним по ЕС уровнем, причём вероятность это ничтожно мала. Проводимые в последнее время социологические опросы также показывают, что население обеих стран рассчитывало на значительно лучшие последствия трансформации.
Тем не менее, среди стран, которые начали трансформацию в конце 80-х годов XX веке, и Чехия, и Словакия не относятся к числу маргиналов. Более того, Словакию в середине 2000-х годов даже называли «татранским тигром» за показанные макроэкономические показатели. Чехия, хотя и не удостаивалась такого неформального титула, среди стран Восточной Европы постоянно находится на лидирующих местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цивилизованный «развод» Чехии и Словакии в 1993 г. начал новую главу в истории этих славянских стран. Самой большой опасностью было бы именовать последовавшие вслед за этим шагом события как необратимые. По крайней мере, неоднократные периоды совместного сосуществования чехов и словаков в рамках одной политической и экономической системы доказывают незавершённость раздельного развития обеих государств. Вполне возможно, что в будущем снова появится некое институциональное образование, объединившее бы эти два славянских народа. Впрочем, нам не дано видеть будущее, и потому возможные любые варианты развития событий.
Пока же можно с большей или меньшей степенью объективности оценивать итоги трансформационных процессов в Чехии и Словакии. Также напрашивается сравнительный анализ хода трансформации.
Следует констатировать, что и Чехия, и Словакия заметно приблизились к конечной цели переходного процесса — построению рыночной экономики и демократического общества. Автор не случайно говорит о неполной завершённости этого процесса, поскольку представления и о демократии, и о рыночной экономике постоянно эволюционируют, в результате чего поставленные в начале трансформационного процесса цели могут постоянно отдаляться, подобно тому, как это происходит при приближении к линии горизонта.
Также можно отметить, что в обеих странах была выбрана линия на т.н. «реформаторский эволюционизм», т.е. на неспешное, но последовательное продвижение к поставленной цели. Это позволило избежать некоторых ошибок и снизить градус социального недовольства при проведении реформ.
Дополнительные возможности для достаточно успешной трансформации в Чехии и Словакии были предоставлены высоким потенциалом индустриального развития, сформированным, однако, в период функционирования социалистической модели. Именно этот потенциал позволил обеим странам быстро перейти к стадии постиндустриального развития.
Вместе с тем, проблемность экономического развития в этих двух странах не исчезает. Это связано, как ни парадоксально, со вступлением в ЕС, а точнее с ориентацией на ту модель социально-экономического развития, которая проповедуется в Евросоюзе. Как показали события последнего времени либерально-рыночная модель хорошо работает в условиях постоянного возникновения новых рынков, но в случае замедления этого процесса начинаются определённые проблемы, тем серьёзнее, чем медленнее создаются новые рынки. Кризис 2008-2009 гг., и последовавшие за ним «волны» 2012, 2014-2015 гг. фактически формируют цепочку событий, крайне негативно воздействующих на европейскую экономику, и в том числе на экономику Чехии и Словакии. И здесь многое зависит от грамотных шагов властей обеих стран по определению приоритетов экономической политики и от горизонтов стратегического видения контуров будущего мировой экономики.