Михаил Ведерников: ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ЧЕХИИ НЕ ВЫЯВИЛИ ПОБЕДИТЕЛЯ

Михаил Ведерников:
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ЧЕХИИ НЕ ВЫЯВИЛИ ПОБЕДИТЕЛЯ

В первом туре президентских выборов, состоявшихся в Чехии 12 и 13 января 2018 г., не удалось выявить победителя. С существенным отрывом от своих преследователей первое место занял нынешний президент Республики Милош Земан, набрав 38,57% голосов избирателей, на втором месте расположился бывший президент Чешской академии наук Иржи Драгош, удостоившись 26,59%. Их конкуренты в президентской гонке остались далеко позади (М. Фишер – 10,23%; М. Горачек – 9,17%; М. Гилшер – 8,83%; М. Тополанек – 4,3%; И. Гинек – 1,23%; П. Ганиг – 0,56%; В. Кулганек – 0,47%). Однако, несмотря на значительный отрыв Земана для избрания президентом согласно Конституции требуется набрать более 50% голосов.

Кандидаты в президенты Чехии

Несмотря на наличие девяти кандидатов, стремившихся занять президентское кресло, с самого начала реальная борьба развернулась между двумя наиболее яркими политиками – Милошем Земаном и Иржи Драгошем. В этом отношении результаты выборов не стали потрясением и подтвердили прогнозы аналитиков. Как показывали опросы общественного мнения на протяжении всей предвыборной гонки, М. Земан был несомненным фаворитом в предпочтениях жителей Республики, получая от них, в зависимости от методики исследования и времени его проведения, от 45 до 41% голосов избирателей. Между тем, стоит отметить, что ни в одном из исследований социологи не говорили о возможности его победы в первом туре, что субботние итоги выборов и подтвердили. В свою очередь уровень поддержки И. Драгоша колебался на уровне 30-28%. Итоговые показатели засвидетельствовали снижение ожидаемых результатов как у первого, так и второго кандидата.

Действующий Президент Милош Земан и
 его главный соперник Иржи Драгаш

Принято считать, что роль президента в парламентских республиках номинальная и ограничивается представительскими функциями[1]. Между тем, ссылаясь на историческую традицию чешского парламентаризма, для которого было свойственно существование сильной президентской власти, наделенной особой морально-просветительской миссией (например, правление «президента-освободителя» Т.Г. Масарика, В. Гавела, В. Клауса) и обращаясь к опыту управления государством М. Земана за последние пять лет, эксперты начали говорить о заметном проявлении в политической жизни Чехии черт, которые можно отнести к смешанной (полупрезидентской) форме правления. Попытка Земана усилить влияние и роль президентских прерогатив, стать «действенной» силой чешской политики отчетливо прослеживалась в его поступках с самого начала срока его правления. Например, во время формирования правительственного кабинета летом 2013 г. Земану удалось «продавить» назначение на пост премьер-министра И. Руснока в обход возражений основных парламентских партий. В 2014 г. при обсуждении нового правительства во главе с социал-демократами он заблокировал назначение предложенных кандидатур. Более того, в октябре 2017 г. в интервью телеканалу TV Barrandov Земан выступил с предложением расширить президентские полномочия. По его мнению, президент должен иметь право предлагать на рассмотрение законопроекты, вмешиваться в выборы министров, отправлять их в отставку или отказываться от их назначений. Стоит отметить, что подобная позиция также уходит своими корнями в произошедший в 2015 г. конфликт между президентом и Правительством, в ходе которого в Конституцию ЧР были внесены правки, существенно ограничивавшие полномочия главы государства. Так, изменение основного закона страны предусматривало, что внутренняя и внешняя политика государства определялась исключительно Правительством без участия президента. Также президент лишался возможности вести переговоры по заключению международных договоров, за ним оставалось право только их ратифицировать. Таким образом, действия и высказывания Земана как внутри Чехии, так и в некоторых случаях за её пределами выглядели попыткой отыграть ситуацию назад, заявить о сохраняющейся важности президентского поста.

На международной арене особенно заметными стали его заявления по наиболее острым вопросам европейской и международной политики – миграция, терроризм, исламский вопрос и др. Из раза в раз, выступая с критикой Брюсселя, предлагая чехам провести референдум о выходе из ЕС (одновременно при этом оставаясь на позициях о необходимости сохранения присутствия в этом объединении), М. Земан играл на чувстве недовольства электората, обращался к разочарованности масс нынешним состоянием развития Республики, напоминал о неоправданности надежд, которые были связаны с  «бархатной революцией» и «возвращением в Европу» в конце 80-х гг. XX в.

Однако эта линия действующего президента, по сути направленная на подрыв установившегося баланса сил в отношениях между президентом и правительством, резкие выпады в отношении институтов, существование которых обеспечило поступательное развитие ЧР в последние десятилетия, породило значительную массу недовольных его политикой.

В этом смысле его главный оппонент на президентских выборах 2018 г. И. Драгош представляет собой полную противоположность. На политическую арену он пришел с идеей о необходимости проведения борьбы с любыми проявлениями «экстремизма и популизма», поддержке чешской демократии и недопущении нарушения и расширения установленных Конституцией президентских полномочий. Во внешней политике он призывает активизировать роль Республики в рамках Европейского союза и НАТО, видя в последней единственную возможность обеспечить гарантированную безопасность страны. В этой связи он выступает за увеличение расходов на оборону до 2% ВВП как этого требует членство в Северо-Атлантическом альянсе. В связи с тем, что Чешская республика наиболее сильно подвержена негативным экономическим последствиям роботизации и дигитализации производства (закрытие фабрик или сокращение рабочего персонала в связи с появлением более совершенных технологий, замещающих человеческий труд) Драгош предлагает уже сейчас обратить особо пристальное внимание на развитие чешской науки, в особенности её передовых направлений; озаботиться повышением образовательного уровня и творческих способностей граждан страны. В миграционном вопросе кандидат в президенты высказался в пользу превентивного решения причин массового притока нелегальных мигрантов, а именно расширения мер ЕС, направленных на улучшение жизненных условий в Африке, на Ближнем Востоке и других точках международной нестабильности. Также он призвал усилить контроль за внешними границами ЕС и строго контролировать миграционные потоки, с целью предотвращения возможности попадания в Европу террористов и экономических мигрантов. В то же самое время он выступает за размещение на территории Республики беженцев, которые оказались на территории ЕС в связи с глобальными бедствиями на территории их родных стран. Драгош также считает, что в ЧР созрели благоприятные условия для начала переговоров с центральными европейскими финансовыми институтами о вступлении Чехии в еврозону.

Что касается антироссийских санкций и взаимоотношений с Россией, тема которых на прошедших выборах затрагивалась лишь вскользь, то Драгош выступает последовательным сторонником курса, которому следует ЕС в отношении РФ с марта 2014 г. Он говорит об ошибке тех, кто рассматривает Чехию в качестве моста между Россией и ЕС, поскольку Чехия сама является частью Европейского союза. По его мнению, соединительную роль может играть только третья сторона, к которой он ни в коем случае не относит свою страну. Между тем, он соглашается, что за длительный исторический отрезок времени чехи сумели накопить богатый опыт взаимодействия с Россией, и теперь они «могут предостеречь своих европейских коллег от наивности, которую те иногда за неимением опыта проявляют по отношению к РФ».

Милош Земан выступает с иными взглядами на внешнюю политику Чехии, указывая на негативные стороны санкций как для России, так и ЕС, ратует за необходимость их снятия. В этой связи в западных СМИ его подчас воспринимают в качестве защитника российской позиции по наиболее дискуссионным вопросам, возникшим в последние четыре года между странами Запада и РФ (добровольное вступление Республики Крым и Севастополя в состав России, военные действия на территории Украины, санкции). Однако, анализируя политическое поведение президента по отношению к России, можно перенести и использовать политическую парадигму, предложенную известным российским богемистом З.С. Ненашевой касательно отношения чехов к Российской империи в начале XX в., которая характеризовалась как постоянное движение между «прагматичным русофильством» и «критическим западничеством». Таким образом, обращение к российскому фактору и реверансы в сторону политических решений российских элит происходят ситуативно при возникновении необходимых условий и исключительно в целях обеспечения интересов страны. Так, экономические интересы выступают наиболее отчетливо на передний план. В этой связи особенно показателен ноябрьский визит чешского президента в Россию с внушительной делегацией бизнесменов, в результате которого были заключены контракты на сумму около 800 млн долл.

Заявления Земана, которые существенно расходились с проводимым правительством курсом (особенно в области внешней политики), направленным на поступательное развитие Чехии в рамках ЕС, в котором, конечно, содержались значительные противоречия между Брюсселем и Прагой, порождали формирование негативного образа страны в глазах европейской и мировой общественности. Подчас его выступления рассматривались как выражение официальной позиции ЧР, что не соответствовало действительности. В свою очередь это привело к поляризации общества как внутри страны, так и за её пределами. Можно говорить, что вопрос поддержки Земана прибрел статус ценностного выбора избирателем дальнейшего пути развития государства. Вокруг него сгруппировались те категории населения, которые разочаровались в итогах прошедших за последние десятилетия преобразований и видящие причины их неудач в «чрезмерных» полномочиях ЕС. Избиратель Земана, как показали исследования, — это человек в возрасте от 30 и старше, который  проживает за пределами крупных городов, в чешской провинции, не имеет высшего образования и не проявляет активного участия в политической жизни за исключением времени, когда в стране проходят предвыборные кампании. Что касается сторонников Драгоша, то в своих взглядах они наоборот показали стремление продолжить дальнейшую евроинтеграцию в структурах ЕС; выступили за поддержание и распространение демократических ценностей западного мира в чешском обществе. Как правило, это заинтересованные в политике люди, придерживающиеся либеральных взглядов (от 18 и старше) и проживающие в крупных университетских городах.

Также необходимо отметить, что в отличие от парламентских выборов, где, как предполагается, избиратель основывает свое предпочтение, исходя из изучения предвыборных программ партий, выбор президента определяется больше эмоциональным восприятием кандидата, его близостью к потенциальному избирателю, нежели рациональными доводами. Так, например, житель Злинска на вопрос о том, почему он голосовал за Земана ответил: «Не думаю, что я во всем соглашусь с ним, в некоторых заявлениях он должен быть более умеренным и сдержанным. Но всё равно буду голосовать за него, потому что он «наш». Был у нас и понимает нас».

Между тем, необходимо отметить, что многообразие кандидатов на пост президента Республики предполагало существование разброса во мнениях по ключевым вопросам и исключало наличие единственно возможной «бинарной оппозиции Земан-Драгош». Однако избиратели, отдававшие голос за иных претендентов, скорей «голосовали сердцем», подспудно осознавая, что в этом поединке возможна борьба только двух равносильных соперников. Поэтому многие эксперты считают, что поддержка остальных участников кампании подразумевала под собой голосование «против Земана», против его политики. Это суждение также основывается на том факте, что среди них не было кандидатов близких по своим взглядам с Земаном.

Второй тур выборов станет очной ставкой двух кандидатов, двух взглядов на место Чехии в Европе и мире. Очевидно, что избиратели политиков, не прошедших далее, в большинстве отдадут предпочтение И. Драгошу, поскольку позиция их кандидатов по многим вопросам совпадала или незначительно отличалась от его программы. Драгош постоянно демонстрирует заметную гибкость в оценке тех или иных событий и говорит о возможности развития общественной дискуссии по ключевым вопросам чешской внутриполитической повестки дня. В этом отношении неуступчивый Земан, с выверенной и жесткой позицией предстает очень сложным и несговорчивым человеком, который не готов идти на компромиссы. Необходимо отметить, что, за исключением П. Ганига, получившего 0,56% голосов, все участники президентской гонки призвали своих сторонников во втором туре голосовать за Драгоша. В этой связи немаловажным фактором, который может сыграть значительную роль в победе того или иного кандидата, станет способность Земана и Драгоша мобилизовать потенциальных избирателей прийти на участки для повторного голосования. Можно предположить, что электорат Драгоша, рассматривая конечной целью данной президентской кампании смещение Земана с его поста,  более мотивирован и заинтересован в повторном участии в общенародном волеизъявлении, нежели сторонники нынешнего президента, которые в ходе кампании не были объединены лозунгом «защиты президентского кресла» от кого-либо, в том числе и Драгоша.

Решение чешского народа о новом хозяине Пражского Града станет известно уже 27 января.


[1] Так, в соответствии со ст. 62, 63 и 64 Основного закона ЧР президент во взаимоотношениях с Парламентом и Правительством имеет право: 1) назначать и отзывать премьер-министра и других членов Правительства, принимать их отставку; 2) ратифицировать международные договоры; 3) присутствовать на заседаниях Правительства, запрашивать отчеты у него и его членов по возникающим вопросам; 4) созывать заседания Палату депутатов; 5) возвращать на повторное рассмотрение принятые в Парламенте законы, за исключением Конституционных актов; 6) подписывать принятые законы; 7) назначать сроки проведения выборов; 8) присутствовать на заседаниях обоих палат Парламента, их комитетов и комиссий, выступать на этих встречах с заявлениями и предложениями.


Комментарий Михаила Ведерникова на сайте РСМД