СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Конец 2018 г. – начало 2019 г.
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)
В конце 2018 года Евросоюз продолжил свое жесткое противостояние с Венгрией, против которой в сентябре была начата процедура по статье 7 Лиссабонского договора. 17 декабря в Будапеште прошли антиправительственные манифестации, поводом для которых стало принятие парламентом двух новых законов, касающихся трудового законодательства и судебной системы. Это закон, разрешающий работодателям использовать наемных работников сверхурочно до 400 часов в год. Другой закон касался введения специальных (административных) судов для рассмотрения споров, связанных с государственными закупками и избирательными процессами[1]. Демонстрации в Будапеште дали Европейской комиссии очередной повод выразить свою озабоченность проблемой правоприменения в стране. Ситуация в Венгрии была вынесена на повестку дня Совета по общим вопросам ЕС, который состоялся 19 февраля, в тот же день, когда в Венгрии стартовала плакатная кампания против Жан-Клода Юнкера и его, как заявляет венгерская сторона, «проиммиграционной политики». Первый вице-президент Франс Тиммерманс выступил с обзором уже имевших место судебных разбирательств в отношении Венгрии, связанных в частности с ситуацией, сложившейся вокруг Центрально-Европейского университета. Он также упомянул кампанию против президента Юнкера, которую он назвал чистой «дезинформацией»[2]. Сразу несколько стран подняли вопрос о том, как лучше следовать процедуре принятия статьи 7, запущенной в отношении Венгрии. Они обсудили возможность проведения слушаний в Будапеште в ближайшем будущем и возможность привлечения различных внешних экспертов, в том числе из Совета Европы и Венецианской комиссии. Однако привлечение экспертов, которые не входят в Совет, ставит под вопрос юридическую правомерность данного процесса, что сразу же использовали представители Венгрии.
Европарламент, в свою очередь, также не перестает подвергать венгерское правительство резкой критике. Так, на заседании 30 января 2019 г. большинство депутатов призвали Совет ЕС серьезно отнестись к правовой ситуации и проблеме верховенства закона в Венгрии. В отсутствие представителей венгерского правительства эти прения, начатые группой зеленых/ЕСА еще в декабре, дали возможность депутатам Европарламента констатировать общее ухудшение судебной, особенно политической ситуации в стране, которую они назвали «путинизацией власти».[3] Австрийский депутат Йозеф Вайденхольцер выразил сожаление в связи с тем, что Венгрия должным образом не отреагировала на сентябрьские предупреждения, а сам Совет «разочаровывал» тем, что все еще не принял никакого «серьезного решения».[4] Докладчик Европарламента Джудит Саргентини, которая инициировала процедуру по статье 7, также заявила, что ситуация в стране ухудшилась с сентября, и раскритиковала тот факт, что Венгрия, наводняя Совет документами, пытается выиграть время и задерживает работу. Она утверждает, что стала объектом нападок и ложных новостей в венгерских СМИ: некоторые связывали ее с Джорджем Соросом, которого она «никогда не встречала»[5]. В ответ венгерский представитель ЕНП Тамаш Дойч, заявил, что вся эта кампания против Венгрии носит чисто избирательный характер и возглавляется «левым большинством, которое хочет войны против Венгрии и поддерживает иммиграцию». Это большинство, по его мнению, не хочет ограничить Венгрию в самостоятельных действиях и возможности защищать свои границы[6].
Комиссар Совета Европы по правам человека, Дуня Миятович, 11 февраля 2019 г. опубликовала свои первые выводы, после недавней миссии в Венгрию. Она осудила негативное влияние недавних законодательных мер, которые жестко ограничили пространство, отведенное для работы НПО, правозащитников и журналистов, критикующих правительство. «Лица, ищущие убежища, не могут реализовать в Венгрии свое право на защиту беженцев, гарантированное национальным и европейским законодательством», — заявила г-жа Миятович[7]. Проблема насилия в отношении женщин и гендерного равенства в Венгрии также вызывает обеспокоенность у комиссара, она просит Будапешт ратифицировать Стамбульскую конвенцию — правовой инструмент Совета Европы. Комиссар обнаружила еще одну проблемную область — новую систему административных судов. [8]
Эксперты по правовым вопросам Венецианской комиссии Совета Европы также продолжают держать Венгрию под пристальным вниманием. 14 декабря 2018 г. они призвали отменить иммиграционный налог, который был принят в Венгрии в августе. Отныне венгерское законодательство требует, чтобы НПО, работающие в сфере иммиграции, отдавали 25% своего бюджета, полученного за любую деятельность по поддержке иммиграции из иностранных или внутренних источников в уплату данного налога. Правительство Орбана хочет выделить собранные деньги на защиту венгерских границ и расходы по приему беженцев. По мнению Венецианской комиссии, иммиграционный налог не только финансирует деятельность правительства, но и препятствует законной ассоциативной деятельности, поддерживающей миграцию. В сочетании с последствиями закона «Стоп Сорос», который криминализирует помощь нелегальным мигрантам, введение нового налога де-факто окажет «сдерживающий эффект на осуществление основных прав в Венгрии»[9] — говорится в донесении Комиссии.
А вот ситуация вокруг Польши, которая, как и Венгрия, на протяжении всего 2018г. также выступала в роли основного бунтовщика и нарушителя закона ЕС, несколько разрядилась в последнее время. 17 декабря 2018 г. Европейский суд подтвердил прекращение производства по делу о польском законе о Верховном суде и снижении пенсионного возраста для судей[10], которое инициировала Еврокомиссия. Спикер Еврокомиссии, Мина Андреева, заявила, что президент Анджей Дуда 17 декабря 2018 г. наконец-то подписал закон, предусматривающий возвращение на работу судей, которые досрочно ушли на пенсию. Комиссия «удовлетворена этими изменениями, которые идут в правильном направлении», хотя все еще настаивает на «публикации данного закона»[11]. Пока что на этом прогресс в ситуации с противостоянием Польши и Еврокомиссии остановился. Уже в феврале Франс Тиммерманс, выступая после заседания Совета по общим вопросам, заключил, что ситуация верховенства закона в Польше не улучшилась с декабря 2018 г. и даже ухудшилась в некоторых аспектах. Представители Германии и Франции считают поправки, внесенные польским правительством, «недостаточными» и хотели бы провести новое слушание по стране. Еврокомиссия выразила готовность продолжать диалог с Варшавой направленный на решение остающихся вопросов[12].
В конце года Комитет по гражданским свободам и правам Европарламента объявил о результатах миссии делегатов, направленной в Польшу с 19 по 21 сентября 2018 г., которую возглавил председатель Комитета Клод Мораес. Комитет пришел к выводу, что в стране все еще существует проблема верховенства закона и поддержал действия Еврокомиссии относительно ситуации. Целью делегации было разобраться в сути юридических реформ, проведенных в Польше, однако делегации не удалось встретиться ни с министром юстиции, ни с премьер-министром, ни с другими представителями правящей партии «Право и Справедливость». А вот встреча с сенаторами, гражданами и представителями ОБСЕ все-таки состоялась. Клод Мораес заявил, что доклад, который должен быть представлен Комиссии и государствам-членам в связи с началом процедуры по 7 статье относительно Польши, подтверждает ряд опасений, касающихся как Верховного суда, так и Закона о пенсионном возрасте; а также того, как заполняются должности в министерствах и как на этот процесс влияет министр юстиции. Что касается свободы СМИ, то и здесь — по мнению миссии ситуация ухудшается, однако польские СМИ все еще имеют некоторую свободу. Этот отчет был одобрен всеми группами Европарламента, кроме фракций «Европейские консерваторы и реформисты» и «Европа наций и свобод»[13].
Однако Венгрия и Польша, все же, не стали главным объектом обсуждения на Совете по общим вопросам ЕС, проходившем 19 февраля. Основная дискуссия развернулась вокруг переговоров по Многолетней финансовой рамочной программе (MFF). Прошедшие дебаты вновь подтвердили отсутствие единого мнения у государств-членов в отношении того, как должен выглядеть многолетний бюджет ЕС. Несколько государств (Италия, Испания, Чешская Республика, Латвия) попросили сохранить ассигнования на политику сплочения на текущих уровнях в период 2021-2027 гг. Ирландия, Польша и Венгрия выступили резко против предложенного Комиссией снижения планки финансирования региональной политики ЕС (-40% в случае Венгрии). Словакия считает, что при реализации политики сплоченности требуется больше гибкости[14]. При обсуждении финансирования сельскохозяйственной отрасли Литва, Латвия и Эстония призвали к прямым выплатам фермерам из Балтии, чтобы они как можно скорее достигли среднего показателя по ЕС. Дело в том, что со времени вступления в ЕС, страны Балтии всегда получали значительно меньше сельскохозяйственного финансирования, чем другие государства-члены. Балтийские фермеры получают только от 54 до 60% среднего европейского уровня пособий, а их производственные затраты составляют 129% (Эстония), 112% (Литва) и 113% (Латвия)[15]. До сих пор ЕС не стремится выполнять свое обязательство от 2013 года, по которому прямые платежи должны достигнуть 196 евро за гектар к 2020 году. Однако предложения по финансированию единой сельскохозяйственной политики ЕС после 2020 года предусматривают, что к 2027 году балтийские фермеры получат только 77% от среднего по ЕС. В связи с этим около 100 фермеров из стран Балтии провели демонстрацию в Брюсселе с требованием справедливости при прямых платежах. В целом за сохранение нынешнего уровня выделяемых средств на финансирование сельскохозяйственных регионов в период 2021-2027 гг. выступили Словения, Финляндия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия и еще ряд стран. По словам представителей этих государств, снижение финансирования, предложенного Комиссией, поставит под угрозу многие проекты развития сельскохозяйственных районов и положительные результаты, уже достигнутые во многих государствах-членах ЕС[16].
Продолжаются разбирательства по делам о банковских скандалах в Эстонии и в Латвии. 18 февраля Европейская служба банковского надзора решила начать расследование, чтобы определить, выполнили ли органы финансового надзора Дании и Эстонии свои обязательства по законодательству ЕС в отношения случая с Danske Bank, чье дочернее предприятие в Эстонии участвует в скандале с отмыванием денег[17]. Что касается дела с Банком Латвии, то страна не представила надлежащие документы, подтверждающие коррупционные связи президента Банка, Илмара Римшевича, — это подтвердил Европейский Суд в своем решении от 26 февраля 2019 г.. Г-н Римшевич и Европейский центральный банк подали иск в Европейский суд после того, как банкир был отстранен от должности латвийским Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК). По их заявлению, он подозревается в коррупционных связях с ликвидируемым банком ABLV. Суд отменил оспариваемое решение, запрещающее Илмару Римшевичу выполнять свои функции президента Банка Латвии[18].
В январе также получил продолжение конфликт, возникший между Европейским центральным банком и властями Словении, когда в июле 2016 г. в рамках национального расследования в отношении должностных лиц полиция вторглась в здание Банка Словении в Любляне, требуя получить доступ к данным о нарушениях, предположительно, совершенных в 2013 году. Изъятая информация включала в себя не только сведения по Банку Словении, но и документы ЕЦБ, напрямую защищенные законом ЕС. Последующие попытки решить проблему мирным путем оказались безуспешными, и 24 января 2019 г. Европейская комиссия вызвала Словению в Суд ЕС за нарушение неприкосновенности архивов Европейского центрального банка[19].
24 января 2019 г. Европейская комиссия вызвала в суд сразу несколько государств ЦВЕ. Среди них оказались Эстония, Венгрия, Чехия и снова Словения. Эстония предстала перед судом в связи с тем, что она накладывает дополнительные обязательства на путешественников, пересекающих внешнюю границу ЕС, вопреки Шенгенскому пограничному кодексу 2016 г.. Страна просит путешественников, желающих покинуть ЕС, зарезервировать место в очереди, чтобы пересечь границу и оплатить бронирование и использование зоны ожидания[20]. Венгрия провинилась в том, что ее национальные правила розничной торговли сельскохозяйственной и пищевой продукцией оказались – по мнению Комиссии — несовместимыми с законодательством ЕС. Согласно венгерскому законодательству, розничные продавцы обязаны применять одинаковую норму прибыли к сельскохозяйственной и пищевой продукции независимо от страны их происхождения. Еврокомиссия считает, что венгерские положения не соответствуют принципам свободного перемещения товаров, а также Положению Союза об общей организации рынка сельскохозяйственной продукции[21]. Чехия и Словения, в свою очередь, были направлены в Суд ЕС из-за несоблюдения Директивы по энергоэффективности зданий[22]. Помимо этого, в тот же день, Европейская комиссия раскритиковала еще 10 стран, в число которых вошли Польша и Словакия, за неполное включение Директивы по борьбе с отмыванием денег в их национальные законодательства[23].
В начале года Еврокомиссия также пристально следила за ситуацией, связанной с польской зараженной говядиной, в результате чего пострадали 15 стран. После обнаружения 800 кг зараженного мяса во Франции выяснилось, что на польской скотобойне забивали больных коров, после чего мясо поступало в продажу. По запросу Комиссии 29 января 2019 г. польские власти запустили систему быстрого оповещения о качестве продуктов питания и кормов в ЕС (RASFF). Европейский комиссар по здоровью и безопасности пищевых продуктов, Витянис Андрюкайтис, призвал польские власти как можно скорее завершить свои расследования, приняв все необходимые меры для обеспечения соблюдения законодательства ЕС, включая эффективные, быстрые и сдерживающие штрафы против лиц, совершивших преступление, представляющее риск для общественного здоровья. Инспекторы, отправленные в Польшу Европейской комиссией 4 февраля 2019 г., начали ревизию официального контроля на местах совместно с польскими следственными органами[24]. Позже, в конце февраля, Чехия обнаружила сальмонеллу в партии 700 кг польской говядины, что немедленно повлекло решение Европейской комиссии проводить систематические проверки всей импортируемой польской говядины.
Сложная ситуация может сложиться в скором времени и в европейской рыбной промышленности. 21 февраля 2019 г. несколько НПО обратились к Еврокомиссии с просьбой срочно ввести шестимесячный мораторий на вылов трески в Восточной Балтике. Они бьют тревогу, так как согласно последним научным данным, запас трески в водах Восточной Балтики находится на опасном минимуме[25].
Согласно новому отчету о совместных проверках, проведенному национальными институтами финансового контроля и Счетной палатой ЕС, опубликованному 31 января 2019 г., качество воздуха во многих странах ЕС и его окрестностей не соответствуют международным и европейским стандартам и угрожает здоровью людей. Проверка проводилась в 15 странах (Болгария, Эстония, Венгрия, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия, Албания, Грузия, Израиль, Косово, Македония, Молдова, Испания и Швейцария) и координировалась соответствующими учреждениями Нидерландов и Польши. Эстония – единственное государство, соблюдающее все стандарты. Болгария и Польша — страны с наихудшими показателями и постоянно являются объектами разбирательств по вопросам качества воздуха в Европейском суде[26].
Согласно еще одним результатам исследований, опубликованных 20 февраля 2019 г. и проведенных экспертной сетью «OpenEXP», куда входят представители Вуппертальского института и многих других европейский исследовательских институтов, в 17 странах ЕС домохозяйства в значительной степени страдают от недостатка энергообеспеченности. Порядка 26 миллионов европейцев не могут поддерживать достаточно теплую температуру в своих домах зимой. К странам с высоким индексом энергетонедостаточности относятся, в том числе, Венгрия, Словакия и Латвия[27].
В Литве продолжается процесс постепенного вывода из эксплуатации Игналинской АЭС. 17 января 2019 г. Европейский парламент проголосовал за увеличение бюджета программы помощи Литве на 2021-2027 годы на 30% (до 780 млн. евро). Общая цель данной программы — помочь Литве в безопасном выводе из эксплуатации Игналинской АЭС, уделяя особое внимание решению проблем, связанных с радиационной безопасностью (включая временное хранение отработанного топлива).[28] Помимо этого Европейская комиссия утвердила меру поддержки производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии и меру поддержки пользователей с высокой энергоемкостью в Литве. Комиссия одобрила бюджетный план в размере около 1,24 млрд. евро, разработанный правительством Литвы в 2012 году, который будет действовать до 2029 г. Малые электростанции получат поддержку в виде фиксированного льготного тарифа (т.е. гарантированной цены на произведенную электроэнергию) на период 10 лет. Данная схема поддержки производителей электроэнергии из возобновляемых источников финансируется за счет сбора, выплачиваемого конечными потребителями энергии. С 1 января 2019 г. Вильнюс намерен предоставить льготы по этому налогу энергоемким промышленным пользователям[29].
Венгрия, Словакия, Словения и Хорватия создадут новое региональное командование сил специальных операций НАТО. 13 февраля 2019 г. министры обороны этих стран подписали Письмо о намерениях по созданию Регионального командования специальными операциями (R-SOCC). R-SOCC, возглавляемый Венгрией, будет использоваться для небольших совместных операций и значительно повысит способность этих пяти стран эффективно использовать свои специальные силы. Созданное в соответствии со стандартами НАТО командование будет главным образом участвовать в операциях Альянса и ЕС, но может также принимать участие и в других многосторонних миссиях или учениях[30].
В ходе продолжительного обсуждения за круглым столом, состоявшегося в Совете ЕС по конкурентоспособности 19 февраля 2019 г., министры по вопросам научных исследований государств-членов согласовали списки партнерских организаций и миссий, предложенных Румынией, председательствующей в Совете ЕС, в отношении реализации Девятой Рамочной программы ЕС «Горизонт Европа». Она сменит в 2021 году программу ЕС «Горизонт 2020». Основной «Горизонта Европы» станут три раздела: открытая наука, глобальные вызовы и открытые инновации. В новой программе также будет сделан акцент на поддержку менее развитых стран ЕС в направлении «Spreading excellence» для ликвидации разрыва между странами Западной и Восточной Европы[31].
Мария Русакова
[1] Europe Daily Bulletin No. 12161 18th December 2018
[2] Europe Daily Bulletin No. 12197 20th February 2019
[3] Europe Daily Bulletin No. 12184 1st February 2019
[4] Ibid.
[5]Ibid.
[6] Europe Daily Bulletin No. 12184 1st February 2019
[7] Europe Daily Bulletin No. 12192 13th February 2019
[8] Ibid.
[9] Europe Daily Bulletin No. 12161 18th December 2018
[10] Europe Daily Bulletin No. 12161 18th December 2018
[11] Europe Daily Bulletin No. 12162 19th December 2018
[12] Europe Daily Bulletin No. 12197 20th February 2019
[13] Europe Daily Bulletin No. 12151 4th December 2018
[14] Europe Daily Bulletin No. 12197 20th February 2019
[15] Europe Daily Bulletin No. 12155 8th December 2018
[16] Europe Daily Bulletin No. 12181 29th January 2019
[17] Europe Daily Bulletin No. 12197 20th February 2019
[18] Europe Daily Bulletin No. 12202 27 February 2019
[19] Europe Daily Bulletin No. 12179 25th January 2019
[20] Europe Daily Bulletin No. 12180 26th January 2019
[21] Europe Daily Bulletin No. 12179 25th January 2019
[22] Europe Daily Bulletin No. 12179 25th January 2019
[23] Europe Daily Bulletin No. 12180 26th January 2019
[24] Europe Daily Bulletin No. 12185 2nd February 2019
[25] Europe Daily Bulletin No. 12199 22nd February 2019
[26] Europe Daily Bulletin No. 12184 1st February 2019
[27] Europe Daily Bulletin No. 12198 21st February 2019
[28] Europe Daily Bulletin No. 12174 18th January 2019
[29] Europe Daily Bulletin No. 12167 9th January 2019
[30] Europe Daily Bulletin No. 12194 15th February 2019
[31] Europe Daily Bulletin No. 12197 20th February 2019