СТРАНЫ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ.
Январь 2018
(По материалам Agence Europe и других изданий стран ЕС)
В январе Европейский союз объявил о готовности применить в отношении Польши 7-ю статью Договора ЕС. Вопрос был инициирован Европейской комиссией 20 декабря 2017 г. в связи с проведенной президентом Анджеем Дудой судебной реформой. По мнению европейских чиновников, данная реформа лишает судебную власть страны независимости и тем самым противоречит базовым принципам демократии. С целью урегулирования разногласий новый премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий прилетел 9 января в Брюссель, чтобы обсудить возможные пути решения данной проблемы с президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером. В повестке переговоров также стояли вопросы, связанные с миграцией, бюджетом и выплатами из Европейского структурного фонда. Представители ЕС оценили данную встречу положительно, отметив, что она прошла в позитивной атмосфере, однако, по их заявлению, ее целью не было обсуждение конкретных предложений, а всего лишь определение путей достижения положительного результата в решении данной проблемы[1].
Незадолго до поездки в Брюссель Матеуш Моравецкий, сменивший Беату Шидло на посту премьер-министра в декабре 2017 года, провел перестановки в правительстве. Он отправил в отставку министра иностранных дел, который выступал ярым противником уступок по конституционным вопросам. Таким образом премьер-министр надеялся подать сигнал Европейской комиссии о готовности к диалогу. Тем не менее, в ходе визита он говорил, что его цель состоит в том, чтобы отстоять правительственные решения по реформе судебной системы[2].
Однако, несмотря на визиты и переговоры (22 января Брюссель также посетил польский министр иностранных дел Яцек Чапутович), к середине месяца ситуация вокруг проблемы верховенства права в Польше продолжала обостряться. 12 января французская делегация в Европейском парламенте выступила с резкой критикой в адрес правительства страны, после того как польский Сейм отклонил проект закона, направленного на либерализацию абортов. «Мы не удивлены: каждый год ультраконсервативное правительство Польши предлагает ограничения прав на аборт», — заявила французская делегация S&D[3]. Она демонстративно приветствовала инициирование Еврокомиссией статьи 7-й договора Евросоюза против Польши, высказав при этом сомнения относительно твердости позиции нового болгарского председательства в Совете ЕС по данному вопросу[4]. Следует отметить, что за день до этого болгарский премьер-министр Бойко Борисов, выступая перед журналистами в Софии, выразил надежду на то, что дело все же не дойдет до голосования в Совете ЕС, заявив, что в противном случае «у нас будут бессонные ночи»[5]. К концу месяца стало окончательно понятно, что в вопросе о проблеме верховенства права в Польше ЕС останется непреклонным: 29 января комитет Европарламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам (LIBE) принял резолюцию о запуске санкций против Польши. За нее проголосовали 33 члена комитета, 9 высказались против. Комитет поддержал призыв Европейского парламента считать Польшу страной, посягающей на нарушение ценностей ЕС. В соответствии с положениями, изложенными в статье 7 (1), депутаты Европарламента призвали Совет министров ЕС незамедлительно вмешаться в ситуацию и просили, чтобы парламент был полностью информирован о достигнутом прогрессе и мерах, принятых на каждом этапе процедуры. Польша, в свою очередь, получила предписание до конца марта отреагировать на вынесенные ей рекомендации.
Примечательна ситуация, развернувшаяся в январе вокруг проблемы транснациональных избирательных списков. Страны Вишеградской группы единым фронтом выступили против принципов европейского избирательного округа, по которому депутаты Европарламента избираются на основе этих списков. «При обсуждении ключевых институциональных вопросов ЕС в феврале, в частности механизма определения главных кандидатов, следует помнить, что результаты наших дебатов должны полностью соответствовать договорам и не могут подрывать нынешний баланс между институтами ЕС и государствами-членами. С этой точки зрения мы не согласны с созданием транснационального списка», — говорится в пресс-релизе четырех лидеров[6]. Страны В4 также призвали сократить количество членов Европарламента после Брексита[7].
Вишеградские станы также высказали свое несогласие с решением Совета ЕС о создании механизма временного обязательного переселения для лиц, находящихся в Греции и Италии, и ищущих убежища с момента миграционного кризиса 2015 года. Руководители Вишеградских стран наставивают на том, что решение по реформированию Общеевропейской системы предоставления убежищ должно быть разработано не с целью перераспределения мигрантов в странах ЕС, а с целью сдерживания миграционного давления. Чтобы избежать применения обязательных квот, которые неэффективны и уже разделили Европу, первым приоритетом должно стать обеспечение эффективной и устойчивой защиты внешних границ ЕС, подчеркивают они[8].
Еще одной важной темой стала проблема ухудшения климата в Европе. Министры окружающей среды девяти стран-членов (включая Венгрию, Чехию и Словакию), в отношении которых в прошлом уже проводились расследования в связи с нарушениями норм загрязнения воздуха, установленных законодательством ЕС, были приглашены Еврокомиссией в Брюссель 30 января 2018 года. Планировалось побудить их как можно скорее найти решение этой серьезной проблемы. Министрам была дана неделя на то, чтобы сформировать и представить в письменном виде свои планы действий, которые, наконец, должны обеспечить соблюдение европейских стандартов качества воздуха.
26 января Чешская Республика стала 13-м государством-членом, присоединившимся к государственному сотрудничеству EuroHPC, направленным на создание цифровой инфраструктуры к 2022-2023 гг., способной обрабатывать информацию в 100 раз быстрее, чем в настоящее время. В связи с этим Европейская комиссия выделяет до 500 млн евро на развертывание данной инфраструктуры в Чехии. А вот Польша, напротив, будет вызвана в Европейский Суд, на этот раз из-за проблем с авторским правом. Комиссия обвинила Польшу в несоблюдении обязательств по полному включению директивы ЕС о коллективном управлении авторским правом в национальное законодательство, несмотря на то, что крайний срок истек еще 10 апреля 2016 года.
В начале года в рамках проекта «Восточное партнерство» ЕС отметил улучшение отношений с Беларусью. Комиссар по Европейской политике соседства Йоханнес Хан прилетел 30 января 2018 г. с официальным визитом в Минск, чтобы обсудить конкретные задачи, согласованные на предыдущем Саммите Восточного партнерства, а также развитие отношений между ЕС и Белоруссией в целом. Встретившись с президентом страны Александром Лукашенко, премьер-министром Андреем Кобяковым и министром иностранных дел Владимиром Макеем, Еврокомиссар приветствовал сближение ЕС и Минска, произошедшее за последние несколько лет. «После отмены ограничительных мер два года назад, наши отношения вновь стали развиваться. Мы стремимся укреплять связи между ЕС и Белоруссией, поддерживать реформы, которые оказывают непосредственное положительное влияние на жизнь белорусского народа», — сказал Й. Хан на совместной пресс-конференции с В. Макеем[9]. Министр иностранных дел Белоруссии, в свою очередь, отметил значительный рост торгово-экономических отношений, заявив, что за 11 месяцев 2017 года экспорт в ЕС вырос на 32%. Стороны обсудили текущее состояние переговоров по «приоритетам партнерства», которые, по словам В. Макея, должны стать дорожной картой отношений ЕС-Белоруссия к 2020 году в таких областях, как эффективное управление, экономическое развитие, транспорт, энергоэффективность, борьба с изменением климата, а также социальные связи. Он выразил надежду, что документ, закрепляющий эти «приоритеты партнерства» будет подписан уже в ближайшем будущем. Йоханнес Хан также остановился на вопросах миграции, предоставления убежища и пограничного контроля, охарактеризовал роль Белоруссии в Восточном партнерстве. Обе стороны работают в рамках совместного плана действий в таможенной сфере. Белоруссия решила направить в Брюссель представителя Национального таможенного комитета. Однако отношения не обходятся и без некоторых трудностей. Переговоры по либерализации визового режима, которые начались еще в 2014 году, идут очень медленно, а проблемы прав человека в Белоруссии все также остаются одной из самых сложных тем для обсуждения. «Наш диалог по правам человека подразумевает проведение реформ в этой ключевой области, где необходимы конкретные решения проблем, связанных с положением в области прав человека, верховенством права, основными свободами и, в частности, продолжающимся применением смертной казни в Белоруссии», — заключил Европейский комиссар[10].
Подготовила М. Русакова.
Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».
[1] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11936 — 11/1/2018
[2] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11936 — 11/1/2018
[3] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11938 — 13/1/2018
[4] Ibid.
[5] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11937 — 12/1/2018
[6] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11948 — 27/1/2018
[7] Ibid.
[8] Ibid.
[9] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11950 — 31/1/2018
[10] BULLETIN QUOTIDIEN EUROPE 11950 — 31/1/2018