Вероника Юрчикова[*]
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СЛОВАКИИ В СОВЕТЕ ЕС
С первых дней словацкого председательства, которое заканчивается в конце декабря, можно говорить о значительных успехах самой молодой европейской дипломатии. Среди них заключение Соглашения по бюджету ЕС и подписание Парижской конвенции об изменении климата. В этой связи уполномоченный правительства Словакии по вопросам председательства Иван Крчок отметил, что обеспечение бесперебойного и эффективного сотрудничества с Европейским парламентом и его органами было и остается обязанностью каждой страны-председательницы.
В течение первых месяцев словацкого председательства в Совете ЕС состоялось более пятидесяти мероприятий, в которых приняли участие около 1600 политиков из 45 стран и 300 журналистов более чем из 20 стран.
В председательство Словакии были открыты две новые главы переговорного процесса по присоединению Сербии к ЕС. Словацкая сторона рассматривает вопрос усиления доверия к расширению ЕС в качестве одного из приоритетов своего председательства. В ходе заседания Межправительственной конференции во главе с Мирославом Лайчаком Совет ЕС запустил обсуждение некоторых важных вопросов по этой теме. Одним из них является вопрос о необходимости реформирования судебной системы стран-кандидатов. Мирослав Лайчак высказал мнение, что в случае успешного выполнения всех необходимых обязательств, Сербия имеет большие шансы продвинуться вперед на пути присоединения к Евросоюзу[1].
Председательство в Совете ЕС — очень важный политический вызов для самой Словакии. Это уникальный шанс для улучшения положения словацкой дипломатии и приобретения дополнительных навыков управления страной в рамках ЕС. В течение шести месяцев страна-председатель должна работать не только как «менеджер» и глашатай Совета, но и выполнять роль честного и нейтрального посредника, который пытается достичь консенсуса между всеми государствами-членами и остальными учреждениями ЕС.
Одним из успехов словацкого председательства можно считать одобрение Советом начала процедуры скрининга юрисдикций вне ЕС. Совет озвучил критерии и обозначил пошаговую инструкцию по составлению списка «не сотрудничающих юрисдикций», которые находятся вне зоны налогового обложения Евросоюза. Их скрининг должен быть завершен в сентябре 2017 г. В рамках Совета этим процессом будет заведовать Отделение по соблюдению кодекса поведения в сфере налогообложения, которое непосредственным образом будет отчитываться перед секретариатом Совета. При проведении необходимых подготовительных мероприятий будут задействованы и иные комиссии.
Петер Кажимир, министр финансов Словакии и председатель Совета, подчеркнул, что такое соглашение между государствами-членами является важной частью общей стратегии ЕС при решении глобальных проблем как эрозия налоговой базы и смещение источников получения прибыли. Он отмечает, что это является прямым доказательством того, что Словакия хочет быть новатором в этой области[2].
Одно из ключевых событий по вопросу о европейской интеграции прошло с 28 по 30 октября. В рамках дискуссионного форума были рассмотрены вопросы экономического и валютного союза, общего бюджета ЕС, энергетики и дигитализации.
11 ноября Совет принял исполнительное решение, устанавливающее рекомендацию о продлении временного внутреннего пограничного контроля на территории ЕС. Председатель Совета Роберт Калиняк сказал, что конечная цель заключается в том, чтобы «как можно быстрее вернуться к полноценному функционированию Шенгена».[3] Несмотря на то, что ЕС пока не удалось достичь конечной цели, ситуация улучшается. «…Будет иметь место расширение контрольных пунктов. Однако такие жесткие правила необходимо правильно обосновать»,- продолжил Р. Калиняк. Это должно затронуть внутренние границы: австрийско-венгерскую, австрийско-словенскую, немецко-австрийскую, датско-немецкую, (в том числе и датские портa). Помимо прочего, подвергнутся более серьезному контролю шведские территории, а именно южные и западные области с островом Эресунн, и норвежские порта с транспортными связями с Данией, Германией.
Также одним из ключевых моментов председательства Совета считается подписание соглашения о зоне свободной торговли между Европейским союзом и Канадой. Отмечается, что данное соглашение (СЕТА) предусматривает снятие 99% торговых пошлин между Канадой и Евросоюзом. По словам Роберта Фицо, премьер-министра Словакии, «CETA представляет собой современное и прогрессивное соглашение, которое открывает новые возможности и при этом сохраняет основные европейские интересы. Кроме того, его потенциал должен стать моделью для будущих торговых соглашений ЕС[4]».
15 ноября Совет министров сельского и рыбного хозяйств ЕС поддержал отчет Рабочей группы по сельскохозяйственным вопросам. Одобрение этого проекта подтверждает озвученные приоритеты Словацкого председательства в Совете ЕС. Они заключаются в важности расширения возможностей фермеров беспрепятственно участвовать во всей цепи поставки продуктов питания и при необходимости бороться с недобросовестной коммерческой практикой. Подчеркнем, что, по словам Г. Матечна[5], словацкая аграрная дипломатия достигла значительных успехов по внедрению мер в этом направлении. Доклад рабочей группы по сельскохозяйственным рынкам четко рекомендует введение общеевропейского законодательства на всей территории ЕС для осуществления поставок продуктов питания. В то же время было подчеркнуто, что добровольные инициативы в некоторых государствах-членах в этой сфере показали свою несостоятельность.
17 ноября после утомительного процесса переговоров, которые длились 18 часов, Совет (под управлением госсекретаря Министерства финансов СР Ивана Ласайа) и Европейский парламент договорились о приоритетах бюджета ЕС на следующий 2017 г. Прежде всего, он ориентирован на регулирование таких приоритетных областей как миграция, включая меры, направленные на устранение её коренных причин, и поддержку инвестиций в создание рабочих мест. При этом можно отметить тенденцию, наметившуюся среди стран-участниц к оздоровлению своих государственных бюджетов. Между тем, 5, 91 млрд. евро будет выделено на борьбу с миграционным кризисом и на укрепление безопасности (на 11, 3% больше по сравнению с 2016 г.) Что касается мер по усилению экономического роста и созданию новых рабочих мест, были утверждены финансовые обязательства в размере 21,3 млрд. евро на эти цели. По сравнению с прошлым годом можно говорить об увеличении расходов по этой статье на 12%. Также Совет и Парламент разослали напоминание всем институтам ЕС о необходимости в соответствии с соглашениями 2013 г. завершить процесс сокращения сотрудников на 5 % в 2017 году[6].
Сферы | Бюджет ЕС-2017 г. денежные обязательства (в млн. евро) | Бюджет ЕС — 2017 г. платежи (в млн. евро) |
1.Разумный и социально-ориентированный рост | 74,898 | 56,522 |
1a.Конкурентоспособность для решения проблем трудовой занятостью | 21,312 | 19,321 |
1b. Экономическая, социальная и территориальная компактность | 53,587 | 37,201 |
2. Устойчивое развитие | 58,584 | 54,914 |
3. Безопасность и гражданство | 4,284 | 3,787 |
4. Глобальная Европа | 10,187 | 9,483 |
5. Административное управление | 9,395 | 9,395 |
6. Иное | 534 | 390 |
ИТОГО | 157,883 | 134,490 |
Также 17 ноября Комитет постоянных представителей «COREPER» согласовал от имени Совета позицию по либерализации визового режима с Украиной. Этим актом подтвердилось предложение Комиссии, согласно которому гражданам ЕС и украинцам предоставляется право безвизового въезда на территорию ЕС и Украины при условии, что срок их пребывания не превысит 90 дней в течение полугода.
В конце ноября Совет по конкурентоспособности принял Братиславскую декларацию молодых исследователей по вопросам решения проблем в области научных исследований.
В ближайший, итоговый месяц председательства, ожидается еще несколько заседаний Совета ЕС в Брюсселе, пройдут встречи Совета по экономическим вопросам Совета «ECOFIN» и Совета по внутренним делам и вопросам юстиции.
[1] http://www.eu2016.sk/sk/tlacove-spravy/uspech-slovenskeho-predsednictva-eu-otvorila-dve-kapitoly-so-srbskom
[2] http://www.eu2016.sk/sk/tlacove-spravy/predsednicky-uspech-rada-sa-dohodla-na-kriteriach-pre-skrining-jurisdikcii-mimo-eu
[3] http://www.eu2016.sk/sk/tlacove-spravy/schengensky-priestor-rada-odporuca-predlzit-kontrolu-vnutornych-hranic
[4] http://www.eu2016.sk/sk/tlacove-spravy/premier-fico-pri-slavnostnom-podpise-ceta
[5] Габриела Матечна — министр сельского хозяйства и развития сельских районов Словакии :
[6] http://www.eu2016.sk/sk/tlacove-spravy/vyznamny-uspech-predsednictva-rada-a-parlament-sa-dohodli-na-rozpocte-eu-na-r-2017
[*] Вероника Юрчикова (Битча, Словакия) — магистрантка 2 курса Отделения международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ по специальности «Анализ и экспертное комментирование международных процессов»