Международный круглый стол К 15-ЛЕТИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЕС Москва, 17 мая 2019 г. Институт Европы РАН

Международный круглый стол
К 15-ЛЕТИЮ ЧЛЕНСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН В ЕС 
Москва, 17 мая 2019 г. Институт Европы РАН

17 мая 2019 г. мы провели в Институте Европы международный круглый стол, посвященный 15-летию членства центральноевропейских стран в ЕС,  в котором приняли участие отечественные и зарубежные ученые, занимающиеся изучением центральноевропейского региона, послы и представители дипломатического корпуса вишеградских и балтийских стран, а именно Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Чехии, Эстонии; сотрудники МИД РФ и Представительства ЕС в России. В мероприятии также приняли участие ученые и эксперты из ведущих российских исследовательских центров – МГИМО МИД России, Института славяноведения РАН, ИМЭМО РАН.

Мы благодарим за помощь в подготовке мероприятия посольства Венгрии, Республики Польша, Чешской Республики и Словацкой Республики в Москве.

С приветственным словом к участникам научного симпозиума обратился директор Института Европы, член-корреспондент РАН Ал.А. Громыко. Он рассказал о работе Центра Вишеградских исследований, отметив сформировавшуюся в рамках него уникальную научную школу, основанную на глубоком и комплексном изучении Центральной Европы как особого культурно-исторического пространства.

Затем последовало выступление руководителя Центра Вишеградских исследований и заведующего Отделом изучения Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН, д.и.н. Л.Н. Шишелиной, которая оценила прошедший центральноевропейскими странами путь за 15 лет после вступления в Европейский союз как «историю успеха». Между тем, она отметила, что в некоторых сферах жизни, например в социальной, проблемы на сегодняшний день ощущаются сильнее нежели в странах Западной Европы, поскольку свежи еще воспоминания о прежней модели, существовавшей на социалистическом этапе развития этих государств. Она также обратила внимание на достижения в политической сфере (утвердившуюся многопартийность, открытые и свободные выборы) и одновременно отметила утрату политическими партиями программного идеологического начала, что привело к широкому распространению популизма. Остановилась она и на внутренних и внешних вызовах которые встали перед этими странами сегодня.

В официальном выступлении Чрезвычайного и Полномочного Посла Словацкой Республики в России Петера Припутена пристальное внимание было уделено председательству страны в Вишеградской группе (В4) в 2018-2019 гг. Он отметил, что в обстановке, когда Европа сталкивается с новыми вызовами, важно сотрудничество государств, которые близки не только географически, но и которые объединены общей историей и культурой. В этой связи он обозначил важность В4 для прагматического сотрудничества стран-участниц с целью защиты их интересов в рамках Европейского союза и внесения конструктивных предложений в дискуссии на общеевропейском уровне. П. Припутен обозначил три основные принципа словацкого председательства: 1) стремление к достижению согласия в тех областях, где существует больше шансов для их реализации; 2) предложение решений там, где они могут быть полезны; 3) уважение отличий и национальных интересов стран. Тем самым Словакия стремится доказать, что В4 является интегральной частью Европы и что у неё не стоит выбор между ЕС и В4. «ЕС делает нашу страну богаче и более привлекательной. После вступления в ЕС мы стали частью развитого общества, на развитие которого мы можем оказывать влияние», — сказал Господин Посол.

В приветственном слове Чрезвычайного и Полномочного Посла Чешской Республики в России Витезслава Пивоньки прозвучала оптимистическая оценка 15-летнего членства его страны в ЕС. Он подчеркнул, что единая позиция по возникающим вопросам способна разрешить любые кризисы.

Влодзимеж Марчиняк, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в России, рассказал об особенностях польского восприятия прошедшего 15 лет события. Прежде всего он уточнил, что в Польше внутриполитический консенсус относительно присоединения к ЕС сформировался в середине 90-х гг. XX в. не только в политической среде, но и среди населения. Современные показатели поддержки членства в ЕС подтверждают выбранный тогда путь развития. Господин Посол подчеркнул, что членство в ЕС, и произошедшее раньше вступление в НАТО, стало манифестацией политической позиции; установлением порядка, который поляки всегда считали естественным и который соответствовал ценностям польского народа. Он также добавил, что членство в ЕС привело к выравниванию диспропорций в социально-экономической сфере между Польшей и странами Западной Европы. В завершение он добавил, что расширение ЕС на Восток было в равной степени выгодно как новым участникам, так и старым.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгрии в России Норберт Конкой акцентировал внимание на экономических последствиях вступления его страны в ЕС, отметив, что оно стало историческим событием, изменившим судьбу как Венгрии, так и остальных 9 стран, ставших частью единой Европы в 2004 г. Он отметил, что средние темпы роста народного хозяйства Венгрии на 2% выше общеевропейских показателей; ВВП за 15 лет вырос с 10 до 22 тыс. евро; в стране практически отсутствует безработица. В этой связи он констатировал, что наряду с Венгрией остальные страны В4 являются двигателем экономического развития Европы. Он добавил, что Венгрия хочет видеть основой ЕС сильные национальные государства.

Помимо высоких представителей стран В4 в круглом столе принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвийской Республики в России Марис Риекстиньш, который сказал, что для того, чтобы очертить промежуточные итоги членства в ЕС необходимо назвать те цели, которые были поставлены перед вступлением. Для Латвии путь в ЕС стартовал в начале 90-х гг. после возобновления независимости, и он рассматривался как восстановление исторической справедливости, как возвращение в историческую семью. Он подчеркнул, что вступление в ЕС важно рассматривать в связке с присоединением к НАТО, поскольку два процесса решали вопрос обеспечения безопасности. По мнению Господина Посла, в 2004 г. произошло укрепление суверенитета стран Балтии и был гарантирован принцип «nothing about us without us», что должно было не допустить возникновение в будущем ситуации, когда «кто-то за нашей спиной решал нашу судьбу». Он также отметил, что присоединение к ЕС преследовало цель повышения конкурентоспособности и уровня жизни, ВВП, заработных плат и пенсий. Несмотря на существование определенных трудностей, этого удалось добиться, подтверждением чего стал самый высокий показатель уровня жизни за всю историю Латвии, зафиксированный на данный момент. Напоследок он указал на то, что членство балтийских стран в ЕС повысило уровень предсказуемости, но не стабильности в регионе.

Глава политического отдела Представительства Европейского союза в России Мирко Круппа одним из главных достижений присоединения стран Восточной Европы видит то, что на это пространство были распространены общеевропейские ценности, верховенство права. Впрочем, он сказал, что сейчас ЕС находится в состоянии «страха успеха», когда объединение достигло таких свершений, сформировало такой раньше никогда не существовавший в истории человечества проект с высокими стандартами и нормами, что его дальнейшее развитие наталкивается на вопрос – а как дальше? В этой связи он задался вопросом каким образом страны Восточной Европы смогут оказать влияние на процесс трансформации ЕС в ближайшие 15 лет.

После выступлений представителей дипломатического корпуса последовала экспертная сессия, которую открыл заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков. Он обозначил тему круглого стола как актуальную, поскольку расширение ЕС ещё не закончено и будет продолжаться на Балканах и, возможно, в Турции и в некоторых странах «Восточного партнерства». Как представитель российской стороны, он акцентировал внимание на восприятии Россией произошедших за 15 лет изменений. Он отметил, что картина выглядит очень противоречиво, поскольку, с одной стороны, например, удалось улучшить отношения с Венгрией, но, с другой, ухудшить с Польшей. Спикер выделил неоптимистичные тенденции взаимоотношения России с этим регионом. Так, доля России в торговле с этими странами сократилась в два раза (не в абсолютных показателях); уменьшилось количество инвестиций. Значение России было вытеснено в нишу энергетики, что, впрочем, отражает проблемы российской экономики, её низкую конкурентоспособность и реалии санкционных войн. Россия оказалась неспособной противостоять мощи немецкой экономики, объединенной с нормативной силой Брюсселя. М. Саморуков также указал на то, что позиции России на энергетическом рынке также ослабевают и вскоре может произойти её превращение во «второсортного партёра» для центральноевропейских государств, которые будут использовать её в своих конфликтах с Брюсселем. Он также отметил, что Россия должна осознавать, что эпоха исключительно двусторонних отношений с ЕС закончилась и какими бы не были пророссийски настроенными отдельные лидеры стран ЕС этого недостаточно, чтобы выстраивать с ними успешное сотрудничество. Без сотрудничества с ЕС невозможно будет обустроить контакт со странами по отдельности; необходимо работать с наднациональными органами; бороться с восприятием себя как угрозы.

Об особенностях экономической адаптации и последствиях вступления Польши в ЕС рассказал эксперт экономического департамента Европейского союза МИД Республики Польша Карол Чиенкус. Он обозначил особое значение единого рынка без барьеров, существование которого позволило создать ситуацию, когда все страны-участницы ЕС оказались в положении бенефициаров от вступления центральноевропейских государств в ЕС (ситуация win-win). Также было ограничено формирование большого неравенства в доходах.

С более критической позицией по отношению к последствиям евроинтеграции выступил заведующий Отделом экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан. Он отметил, что опыт европейской интеграции показывает, что от нее не выигрывают поголовно все страны периферии, как, впрочем, и все страны Центра. Отдельные страны добиваются успеха, другие теряют возможность к интенсивному росту. Несмотря на озвученные преимущества свободного рынка, необходимо помнить, что он всегда является зоной ожесточенной конкуренции, где многие несут потери. Что касается стран В4, то А. Бажан отметил, что они имеют более высокие темпы роста по сравнению со средними показателями по ЕС; они приближаются к уровню развития центра. Впрочем, он напомнил, что подобный успех основан прежде всего на иностранных инвестициях и отказе стран от перехода на евро и использовании национальной валюты. Также он предположил, что успех «четверки» ведет к появлению определенных дезинтеграционных явлений в ЕС.

Эксперт Института внешней политики и торговли МИД Венгрии Шандор Акерманн остановился на теме восприятия венгерским населением членства в ЕС. Основываясь на социологических исследования, он констатировал, что в Венгрии существует высокое доверие к этому институциональному образованию, которое в основном связывается с преимуществами свободного передвижения, беспрепятственного трудоустройства и обучения по программе ERASMUS +.

В.н.с. Отдела исследований Центральной и Восточной Европы Института Европы РАН, к.и.н. Владислав Воротников рассказал об особенностях политического и социально-экономического развития стран Балтии за последние 15 лет. Он отметил, что государства демонстрируют серьезные успехи в экономике. Однако в условиях процесса деиндустриализации странам важно повышать уровень высокотехнологического экспорта, что будет способствовать ликвидации технологического отставания от средних показателей ЕС. Менее позитивные итоги 15-летнего пребывания в ЕС продемонстрированы на уровне человеческого измерения в демографических показателях и политических правах отдельных категорий жителей стран. Прежде всего речь идет о высоком уровне эмиграции, сокращении количества населения. Также В. Воротников обратил внимание на проблему существования института неграждан, разрешение которой российской стороной во многом связывалось с вступлением стран Балтии в ЕС, организацию которая на передний план выставляет защиту прав человека и личностные свободы.

По завершении круглого стола, картину изложенного в основных выступлениях дополнили коллеги из московских научных центров. В целом были выявлены сходства в оценках процесса интеграции вишеградских и балтийских стран в ЕС и намечены сферы возможных дальнейших совместных исследований.

Научный сотрудник
Центра Вишеградских исследований Института Европы РАН
к.и.н. М.В.Ведерников