Михаил Ведерников О политическом кризисе в Чехии

vedernikovProfile_136x185_012136164-(1)Михаил Ведерников:
О ПОЛИТИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ В ЧЕХИИ

Чем ближе парламентские выборы в Чехии, тем более обостряется политическая ситуация в стране. 3 мая 2017 г. во время встречи премьер-министра Чехии Богуслава Соботки с президентом страны Милошем Земаном на стол последнего было положено прошение об отставке министра финансов Андрея Бабиша. Это событие стало началом нового политического кризиса, который поставил под вопрос существование нынешнего правительства в прежнем виде. Подобный решительный шаг Б.Соботка объяснил тем, что нахождение А.Бабиша в рядах чешского правительства стало недопустимым, поскольку открылись «неопровержимые доказательства» влияния министра на редакционную политику некоторых СМИ. В частности, достоянием общественности стали аудиозаписи, на которых человек с «голосом похожим на голос» А.Бабиша давал указания шеф-редактору MF Dnes М. Пршибилу о необходимости освещения деятельности министра финансов в выгодном для него свете. Помимо прочего, обвинения коснулись неуплаты компанией Бабиша Agrofert налоговых отчислений в бюджет Чешской Республики.

С самого начала президент страны весьма скептически отнесся к предложению премьер-министра Б.Соботки, указав на то, что отставка одного из министров противоречит коалиционному соглашению трех партий, составляющих правительство. В случае же неизбежности ухода А.Бабиша с поста министра финансов это должно было повлечь за собой отставку всего кабинета министров. Подобный шаг, по мнению президента, был бы необдуманным решением назревших проблем, поскольку нынешнее правительство зарекомендовало себя с хорошей стороны, и его деятельность была вполне успешной. М.Земан также выразил недовольство, что в предоставленном ему документе была указана точная дата к которой должна была произойти отставка А.Бабиша (9 мая 2017г.). Несмотря на критичность ситуации, президент повел себя достаточно спокойно и взвешенно, не прибегнув к скоропалительному решению возникшей проблемы. Так, ответ по поводу отставки Бабиша он отложил до 18 мая, т.е. дня своего возвращения из Китая, где он принимает участие в форуме нового Шелкового пути.

DWC02_CZECH-GOVERNMENT-_0504_11

На фото Президент Чехии Милош Земан и премьер-министр Богуслав Соботка.
фото из Hospodářské noviny

В свою очередь, А.Соботка, ссылаясь на 74 статью Конституции ЧР, в которой говорится, что президент должен удовлетворить прошение премьер-министра об отставке любого члена правительства, был раздосадован нежеланием М.Земана незамедлительно действовать согласно основному Закону республики. Как отмечают чешские правоведы, президент ограничен в своих действиях Конституцией, поэтому его отсылки к необходимости роспуска коалиционного правительства ничем не обоснованны. По их словам, коалиционное соглашение находится, прежде всего,  в зоне ответственности премьер-министра, но никак не президента, поскольку он не является участником этого договора и не может оказывать на него какое-либо довлеющее влияние.

Говоря о причинах возникшего кризиса, отметим два фактора, которые, по мнению бывшего президента ЧР В. Клауса, сыграли значительную роль в развитии этого процесса. Прежде всего, он связывает их с приближением осенних парламентских выборов. Ссора двух главных конкурентов – социал-демократов Б.Соботки и партии А.Бабиша ANO – в преддверии октября предполагает обострение их соперничества за голоса избирателей. Это позволит активизировать потенциал, скрывающийся в рамках существующего «добрососедства» в рамках коалиции. Вторая причина заключается в появлении института прямых выборов президента в 2013 г., который привел к образованию второго мощного политического центра помимо самого правительства. В. Клаус отметил, что «М.Земан настолько опытный политик, что, почуяв возможность использовать выгоды этих изменений, он не преминул ими воспользоваться».

Однако по мере того, как президент М. Земан откладывал решение об отставке А. Бабиша, активизировались другие политики. Так, 10 мая на чрезвычайном заседании Палаты депутатов была принята резолюция, в которой А.Бабиш был обвинен в «постоянной лжи и злоупотреблении использования СМИ». Наиболее активно разоблачением министра занимались социал-демократы и представители партии TOP-09. Последние предложили А.Бабишу вообще отказаться от занятий общественной деятельностью. Заместитель председателя социал-демократической партии Л.Заоралек выступил за созыв следственной комиссии, которая бы разобралась в деятельности якобы подчиненных А.Бабишу СМИ. В свою очередь М. Фихтнер, член партии АNO, предложил Б.Соботке уйти в отставку, отметив, что премьер-министр «занимается продвижением интересов своей партии, дестабилизируя обстановку внутри ЧР и является непосредственным инициатором политического кризиса». Как отмечают эксперты, это заседание ещё сильнее углубило противоречия между партиями.

CR_ZEMAN_VLADA_ANO_BABIS_833

На фото министр финансов Андрей Бабиш.
фото из Hospodářské noviny

Чувствуя нарастание опасных тенденций, А. Бабиш решил действовать на опережение и 12 мая выступил с заявлением, в котором сказал о своем нежелании быть «яблоком раздора между президентом и премьер-министром». В качестве нового министра финансов он предложил свою заместительницу Алену Шиллерову. Объясняя свой выбор, А.Бабиш отметил, что она не является представителем какой-либо партии. Кроме того, она имеет все возможности для обеспечения преемственности бюджетной политики и проведения необходимых мероприятий для составления государственного бюджета на следующий год.

Однако эксперты отмечают, что кандидатура А. Шиллеровой может не удовлетворить премьер-министра, поскольку она является креатурой А.Бабиша (как было сказано, «связана с ним пуповиной») и будет вторить курсу своего бывшего начальника. Тем самым попытка избавиться от влияния А.Бабиша на проводимую в рамках правительства политику не будет осуществлена. Мирослав Калоусек, лидер TOP-09, сказал: «АNO может предлагать любую кандидатуру, но в нашем представлении этот человек всегда будет связан с подозрительными махинациями А. Бабиша и будет постоянно отслеживать интересы Agrofert».


Выполнено в рамках проекта РФФИ № 17-07-00016 «Россия и Центральная Европа: проблемы и перспективы взаимоотношений в условиях мирового политического кризиса».