Щербакова Ю. А. «ЕЩЁ ОДНО ПИВО!»

1_136x90Щербакова Ю. А.:
«ЕЩЁ ОДНО ПИВО!»

В жизни чешского общества существует не так уж много самобытных черт, которые воспринимаются как прочная составная часть всего образа жизни чешского общества и чешской культуры. Среди них пиво занимает особенное место. На пиво и на место его потребления – пивную – можно смотреть с не-скольких позиций. Например, с точки зрения литературы.

«Пивные» сюжеты нашли свое отражение не только в трудах известных чешских литераторов Яна Неруды, Ярослава Гашека, Карела Томана, Богумила Грабала и др., но и в произведения чешского фольклора. Или с точки зрения становления и развития чешского языка. Повлияло пиво на чешскую культуру и с музыкальной точки зрения. На тему «пития пива» существует большое количество народных и за-стольных песен. В своих произведениях известный чешский композитор Бед-ржих Сметана также не обошел тему пива стороной (хор из «Проданной невес-ты», арии Еника и Кецала из этой же оперы). Пиво нашло свое отражение в чешском изобразительном искусстве (в иллюстрациях Ладо, работах Л. Марол-да, К. Черного, Ф. Тихого и др.).

«Если в наше время космополитизма у нас и есть что-то типично чешское, что оказывало влияние и нас формировало, помогало осознать свою национальную идентичность, так это было и остается пиво» — отмечает Ян Веселый, председатель Чешского союза пивоваров (5).

Ярким примером восприятия пива чехами являются народные песни. В них употребление пива рассматривается как проявление патриотизма и чешской идентичности:

«Наши предки чехи были
И помногу пиво пили
Мы их память уважаем
И на пиво налегаем!»*

99% чехов, по данным социологических исследований, проведенных крупнейшим в Чехии в области маркетинговых исследований агентством TNS AISA, считают пиво естественной частью чешской культуры. Количество пива, потребляемого в Чехии, остается неизменным на протяжении последних 30 лет – 158 – 165 литров ежегодно на душу населения (6).

Культура употребления пива в последние десять лет растет значительными темпами. Число пивных и пивных ресторанов за этот период выросло на 75%, или примерно на 35 тысяч. По мнению исследователей, употребление пива все больше приобретает характер общественного ритуала, который отличал употребление пива в Чехии в предшествующие века (6).

Отношение чехов к пиву нельзя назвать обычным, пишет Иржи Винопал (12). В Чехии исторически сложился и существует до сегодняшних дней культ этого пенного напитка. Написана немалая специальная литература, в которой анализируется культурно — историческая и социально-экономическая роль пи-ва в Чехии. Тема эта достаточно широко обсуждается в чешской научной литературе и публицистике[1].

Два феномена (пиво и пивная) очень тесно связаны между собой и представляют элементы социокультурного жизненного мира чешского человека, самоочевидные условия его бытия. Эта проблема привлекла внимание чешских социологов. Центр по изучению общественного мнения Социологического института Академии наук Чешской Республики в октябре 2004 года провел научное исследование «Пивные и пиво в чешском обществе». Оно опиралось на оп-росы 1000 респондентов в возрасте старше 15 лет. И после 2004 года чешские социологи неоднократно обращались к данной теме.

Опираясь на данные исследований, можно сделать вывод, что, несмотря на все виражи исторического процесса, в чешском обществе до настоящего времени сохранился культ пива. О культе пенного напитка свидетельствуют также факты из реальной жизни и внимание, которое ему уделяют многие чехи, принадлежащие к самым различным общественным слоям. Обновляются старые пивные, возникают новые, в обществе заметен интерес к изготовлению пива на дому. Многочисленны образцы рекламы пива, часто образ пива используется также для рекламы других товаров. Золотистый напиток рекламируется не только с точки зрения его употребления, но и как объект, несущий в себе черты национальной гордости, истории, дружеских отношений. Культ виден в изображении пива в художественных произведениях, песнях, фольклоре. О нем свидетельствует потребность людей делиться с окружающими своими взглядами на вкус того или иного сорта пива, заполнение всякого рода анкет. Чехи убеждены в том, что пиво является чешским национальным напитком и в том, что чешское пиво – лучшее во всем мире (12).

В своей книге «Чешский человек в первом десятилетии 2000-х годов (анализ материалов ЦИОМ ИС АН ЧР)» Н.В. Коровицына приводит данные чешских социологов об уменьшении количества пива, выпиваемого за неделю в Чехии. Особенно в низших доходных категориях населения. Она пишет, что рост цен на пиво повлек изменение структуры его потребителей (1, с.166).

В то же время в материалах других социологических исследований указывается, что объем потребляемого в Чехии пива остается на протяжении последних десяти лет одинаковым (те самые упомянутые выше 160 литров еже-годно на каждого жителя страны). Более того количество выпитого пива не за-висит напрямую от экономического положения домохозяйства. По мнению И. Винопала существующая цена позволяет пить пиво в прежних объемах всем категориям населения. Он предполагает, что в случае роста цен, на чешском пивном рынке всегда можно будет найти продукт, доступный гражданам с низки-ми доходами (13).

Доля чешского населения старше 18 лет, употребляющих пиво, составляет около 90% мужчин и 50-60% женщин. Модели потребления пива универсальны и не зависят от возраста, образования или доходов. Данные за период 2004-2010 гг. рисуют следующую картину: чешские мужчины потребляют в среднем 4-4,5 литров в неделю, чешские женщины — примерно один. Наибольшее количество, примерно 5 литров еженедельно выпивают мужчины в возрастной категории 45-59 лет, в остальных возрастных группах — примерно 3,8 лит-ров в неделю. Мужчины с высшим образованием выпивают 2,75 литров пива, без образования – около 4,5. В среднем чешские мужчины пьют пиво четыре раза в неделю, а чешские женщины – 2 раза (14).

В последние годы в Чешской Республике наблюдаются изменения в потребительском поведении. Происходит незначительное снижение объема потребления разливного пива и некоторый рост продаж бутылочного пива. Од-новременно формируются ценовые ножницы – пиво в бутылках стоит дешевле, чем разливное. Данная тенденция, только более сильно выраженная, существу-ет во многих европейских странах. В Голландии, Германии, Дании, Бельгии, Австрии, Швеции доминирует потребление пива в бутылках. Исключение со-ставляют Великобритания и Ирландия, где население предпочитает разливное пиво. Население этих стран, равно как и Чехии, с сильно развитой культурой посещения пивных (пабов), традиционно тяготеет к потреблению бочкового разливного пива. Как предполагают эксперты, в ближайшей перспективе не следует ожидать коренных изменений в поведении чешских потребителей. Тем не менее, не следует исключать, что на них могут повлиять изменения в жиз-ненном стиле. Люди из-за напряженной работы и желания более активно проводить свободное время будут меньше времени проводить в пивных и использовать заведения общественного питания для того, чтобы покушать. Значи-мость пива в этом случае падает, а вместе с ней уменьшаются объемы потреб-ления разливного пива (15).

2

И все-таки перспективы положения пива как напитка № 1 не только собственно в Чехии, но и в Моравии представляются экспертам незыблемыми. И это несмотря на выявленное в последние годы снижение его потребления мужчинами в возрасте 18 – 29 лет, которое компенсируется увеличением объемов пива, выпиваемого поколением 45-59 летних (3).

Данные опросов общественного мнения позволяют говорить, что отношение у чешских граждан к такому феномену как пиво – двойственное. 67% респондентов убеждено, что употребление больших объемов этого напитка является негативной особенностью жителей Чехии, а 63% — что пиву придается слишком большое значение. С другой стороны, чехи пьют пиво больше всех в мире в расчете на душу населения, а чешское общественное сознание идеализирует стереотипы и культурные традиции, складывавшиеся в отношении пива и пивных на протяжении как минимум двух последних веков (4).

Состояние общественного мнения позволяет исследователям говорить о чешском пивном патриотизме. Пивной патриотизм, пишет И. Винопал, пред-ставляет собой сложное явление (12). Он выделяет два его типа: всечешский и локальный пивной патриотизм. Всечешский патриотизм касается пива как такового (точнее говоря пива типа «пилзнер», производимого в Чешской Республике). Локальный патриотизм имеет отношение к конкретному сорту пива, или к пиву, производимому в определенном регионе.

И. Винопал анализирует феномен всеобщего пивного патриотизма чехов, опираясь на психологическую трехкомпонентную концепцию отношения, в которой рассматриваются его эмоциональные, когнитивные и конативные составляющие. На эмоциональном уровне речь идет об оценках, сформированных на базе стереотипов и клише, согласно которым пиво является типичным для чешской среды напитком, а чешское пиво — лучшим в мире.

Таблица 1.

 Отношение к чешскому пиву в целом (% тех, кто выразил согласие с приведенными утверждениями) (12, с.7).

Пиво можно считать чешским национальным напитком 93
Пиво – это то, чем мы можем гордиться за рубежом 90
Пиво является частью современной чешской культуры 88
Чешское пиво – лучшее в мире 75

Данные таблицы свидетельствуют, что чехи являются пивными патриотами независимо от того, пьют они пиво или нет. Причины столь широкого распространения идеалистических представлений о чешском пиве автор усматривает в истории и традициях. Стереотипы, сложившиеся на их основе, весьма инерционны.

Когнитивная сторона выражается в оценке конкретных реальностей. Воспринимая в целом пиво как национальный напиток, примерно третья часть населения испытывает стыд за высокий уровень потребления пива жителями страны, и только меньше одной пятой – гордость, а 20% — стыдятся и гордятся одновременно. Около 30% равнодушно относятся к такому первенству. Две социо-демографические черты разделяют тех, кто гордится, от тех, кто стыдится. Гордятся в своем большинстве мужчины и люди с начальным образованием. Стыд чаще испытывают женщины. Респонденты с высшим и средним специальным образованием склоняются к ответу, что испытывают и стыд, и гордость одновременно (9).

Равнодушно чешские пивные патриоты относятся к проникновению на чешский рынок зарубежных марок пива (41%). Одобряют это явление 26%, вы-ступают против — немногим более трети. Декларируя пивной патриотизм, чешские граждане в торжественных случаях предпочитают употреблять шампанское и вино, оставляя за пивом роль повседневного напитка. А в Германии пиво употребляют и по случаю торжеств, например, спортивных побед (12).

Всеобщий и локальный пивной патриотизм не имеют между собой практически ничего общего. Известно, например, что двум пятым опрошенных все равно, какую марку пива пить, конкретный сорт пива выбирают трое из пяти потребителей. Это обстоятельство, по мнению Иржи Винопала, можно интерпретировать двумя различными способами. Во-первых, возможно чехи в реальной жизни не являются такими уж знатоками пива, какими себя называют, а во-вторых, вероятно вкус у различных сортов чешского пива примерно одинаков (12).

Пиво, сваренное в месте проживания, предпочитает четверть его потребителей. Еще одна четверть не имеет представления о том, где конкретно про-изведено выпитое ими пиво. Самую большую группу потребителей пива (28%) составляют те, кто выбирает конкретный сорт пива, независимо от того, где именно это пиво произведено.

Таблица 2.

Будущее чешского пивоварения. Согласие с утверждениями (в %).

Да Нет Не знаю
Чешское пиво будет вытеснено с рынка зарубежными марками 8 76 16
Некоторые чешские пивовары пробьются на внешний рынок 77 7 16
Большинство небольших пивных производств перестанет существовать 44 27 29

Автор приходит к выводу, что практически все чехи являются патриота-ми пива как такового, 50% потребителей пива ориентируются на выбор определенной марки, 25% — на пиво, произведенное в определенном регионе (12).

Четверть опрошенных чехов старше пятнадцати лет вообще не посещает никаких мест общественного питания, 25% посещают пивные, 20% — рестораны, 10% — пиццерии, 8% — рестораны китайской и других экзотических кухонь, 7% — кафе, 5% — кондитерские, 4% — винные бары[2]. 40% чешских мужчин и только 6% женщин выбирают для времяпровождения пивные. Это люди, как правило, ра-бочих профессий со средним образованием. Рестораны являются излюбленным местом экономически активных граждан, служащих, с высшим или средним специальным образованием, в возрасте 45-59 лет, преимущественно мужчин. Однако количество опрошенных мужчин и женщин, которые выбрали ресторан, не так различается как в случае с пивными (24% и 17% соответственно).

Среди тех, кто вообще не посещает мест общественного питания, большинство составляют женщины и неработающие пенсионеры. Последние отмечали при этом свой низкий жизненный уровень. Никуда не ходят также респонденты с начальным образованием и верующие католики.

3

При выборе места общественного питания чехи в первую очередь руководствуются критерием его чистоты, на втором месте стоит уровень цен, далее качество обслуживания и тип посетителей. 20% опрошенных выбирают заведение в зависимости от его месторасположения и качества еды. Примерно для 10% решающим фактором при выборе места общественного питания является разливаемый там сорт пива (3).

Потребление пива ассоциируется в чешском обществе с особым видом предприятия общественного питания – пивной[3]. Опросы, проведенные в рамках исследовательского проекта, посвященного проблемам пива и пивных, позволяют сделать вывод, что хотя бы раз в жизни пивную посещали три четверти чешских граждан. И практически во всех исследованиях, посвященных данной проблеме, указывается на очевидные различия в отношении к пиву и пивным у чешских мужчин и женщин. Хотя бы раз посетили пивные 89% мужчин и 66% женщин.

Развитие чешских пивных после 1989 г. чешские граждане оценивают позитивно. В пивных, по их мнению, стало значительно чище, выросло качество обслуживания, расширился ассортимент. Правда, более половины респондентов недовольны ростом цен на пиво. Мотивы посещения пивных до 1989 г. и сейчас не претерпели коренных изменении. Однако опрошенные отмечают, что до 1989 г. в пивные ходили, в основном потому, что проводить время было больше негде (1).

Что же такое чешская пивная для чехов?. «В пивной как в раю, там тебе пиво дают» — гласит чешская народная пословица. В целом же реальность, связанная с пивной, характеризуется следующим образом. С одной стороны, пивная расценивается как место отдыха, обретения душевного спокойствия и приятных развлечений. С другой — обращается внимание на то, что в ней накурено, шумно и не очень чисто, и ассоциируется она с алкоголизмом, аморальным по-ведением или денежными тратами. Пивная также рассматривается как куль-турный и исторический феномен. Подчеркивается типичность и неповторимость ее народной среды. Пивная – это центр всех событий, так считают три четверти опрошенных чехов (10).

4

Положительно, как это и следует ожидать, пивную оценивают мужчины. Чешские женщины, а также редкие посетители пивной относятся к ней более критично. Однако нельзя сказать, что межу критиками и сторонниками пивной существуют четко очерченные границы Реальность скорее такова, что у людей формируется двойственное отношение к пивной. Причем в различных жизненных ситуациях они склонны отдавать предпочтение диаметрально противоположным по своему значению определениям.

В чешской литературе существует мнение, что пиво и пивная имеют огромное историческое значение для формирования чешского народа. Лекгомысленное на первый взгляд утверждение, что чешский народ сформировался в пивных, ни у кого не вызывает принципиальных возражений. Данные социологических исследований свидетельствуют, что 76% населения Чешской Республики считают, что пивная представляет собой важную часть чешской куль-туры и традиций (10).

Для чешского общества пивная — это, прежде всего место, где продают в розлив пиво, народное заведение, которое не является фешенебельным. Для пивной типичны грязноватые скатерти, клубы табачного дыма под потолком, запах из туалетов. В качестве компенсации за некоторое несовершенство интерьера пивная предлагает неформальную и уютную обстановку, в которой приятели и друзья могут собраться и провести время, поговорить и договориться о взаимной помощи. Подобные заведения представляют собой в глазах общественности памятник культуры, своего рода «фамильное серебро».

С позиций научного анализа И. Винопал различает три уровня восприятия пивной: чешским обществом в целом, отдельными социальными группами и индивидуумом (13). Начало чешского Возрождения тесно связано с существованием обыкновенных питейных заведений – пивных. Тогда как фешенебельные рестораны, кофейни и винные погреба посещались в основном представителями немецкой элиты, чешский язык звучал в обыкновенных пивных. Именно здесь собирались патриоты, писались манифесты, обсуждались идеи национального возрождения, рождались книги на чешском языке. Другими словами, формировался современный чешский народ. Как писал Ян Неруда: если бы в пивной «У Белого Льва», где собирались чешские писатели – патриоты, рухнул потолок, то не было бы чешского народа. Историк литературы Владимир Мацура считал, что можно составить карту значимых для чешской культуры ХIХ века мест, основываясь на месторасположении пивных. И в Брно, и в Пардубицах, не говоря уже о Праге, существовала не одна пивная, где собирались выдающие представители чешской культуры. «У Красного Орла», что на Целетной улице в Праге встречались Челаковский[4] и Хмеленский[5]. Эрбен[6], Тыл[7] и другие облюбовали «Зеленого Орла» на Михальской. Неотъемлемой чертой чешского патриотизма становилось употребление пива – славянского национального напитка (5).

Завязка всемирно известного романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» происходит в излюбленной пивной Швейка «У Чаши». Чешская пивная служила для Гашека источником литературного вдохновения, здесь он находил прототипы своих литературных персонажей.

Для Яна Неруды, проводившего в пивных много времени, они стали главным информационным источником в его журналистской деятельности.

Выдающиеся представители чешского народа Франтишек Палацкий, Павел Йозеф Шафарик, Йозеф Юнгманн, Франтишек Ладислав Ригер собирались «У Пинкасов». Многие деятели чешского возрождения часто посещали пивные «У Флеков», «У Примасов», «У Шнеллов». На базе пивных создавались театральные кружки и другие союзы по интересам. Кружки и союзы не только создавались, но и какое-то время осуществляли свою деятельность в пивных, арендуя в них для этих целей помещения. Итак, чешская пивная играла роль центров распространения идей национального чешского Возрождения и самоорганизации формирующегося чешского общества. В начале ХХ в. формирование чешской идентичности достигло значительных успехов, и организации чешского народа вышли за рамки пивных (10).

Репутация чешских пивных как колыбели чешской идентичности начала складываться со середины ХIХ в. А в средние века пивные рассматривались, как место, где малообразованные бедные слои общества предавались порокам алкоголизма, где царила грубость нравов и господствовала криминальная атмосфера. К концу ХVIII в. территории Чехии и Моравии, входившие в состав Австро-Венгерской монархии, были в значительной мере онемечены. Обществен-ная, культурная и повседневная жизнь в этих регионах проходила в лоне не-мецкого языка. Разговаривать на чешском языке считалось некультурным, про-стонародным. Реформы Марии Терезии и Иосифа II сделали возможным национальное пробуждение населяющих монархию народов. Идеи национально-го возрождения нуждались в распространении. И чешская пивная стала местом, где это происходило. Почему же именно этот общественный институт взял на себя роль колыбели национального Возрождения? Это обстоятельство объясняется чешскими авторами низким экономическим уровнем развития чешского общества и привычкой, сложившейся в нем еще в XVI в., употребления пива как народного напитка. А также восприятием пивной как места, где можно говорить на чешском языке (4).

К концу ХIХ в. все громче стали раздаваться голоса тех, кто видел в восхвалении пива и пивных проявление чешской слабости, неразвитости и приземленности. Чехия стала восприниматься как страна, где «активность растворилась в пиве» (13).

В годы первой Чешской республики пивные, сыграв свою роль в становлении национальной государственности, стали обычным явлением в повседневной жизни населения. С обретением своего национального государства в 1918 году у чехов появилась возможность формирования собственной культурной, экономической и политической среды, в которой они могли свободно говорить по-чешски, не скрываясь объединяться в союзы и группы по интересам.

Период тоталитаризма с точки зрения степени политической свободы и прав гражданина в определенном смысле напоминал девятнадцатое столетие, и можно было бы предположить, что функции противостояния, которые пивные успешно выполняли сто лет тому назад, смогут возродиться. Однако все же эти два периода в чешской истории различаются коренным образом — точно так же различалась политическая роль питейных заведений (12). Если в ХIХ в. именно оттуда, из чешских пивных, исходил импульс борьбы с монархией и пробивались первые ростки чешского государственного самосознания, то при социализме они не стали почвой для формирования оппозиции существовавшему режиму. Демократические идеалы институционализировались вне чешских пивных, в диссидентских кружках и организациях. Пивные же, наоборот, стали в этот период средством «психической гигиены» и ухода от общественной дея-тельности. И многие их посетители свои оппозиционные взгляды и убеждения меняли на удобства спокойного «попивания пивка», предпочитая болтовню за кружкой дешевого при социализме пива активным действиям (12).

Восприятие современным чешским обществом роли и функций пивных нашло свое отражение в таблице № 3.

Таблица  3.

Функции пивных в оценках чешского населения (10, с.1).

До 1989 года После 1989 года
Место, где договариваются о соседской взаимопомощи, обмене, продаже, подработке и др. 98 93
Важное место для встреч друзей, знакомых, коллег 86 78
Важное место для коммуникаций, установления новых контактов 82 71
Место получение информации, новостей, которые другим способом не получали 90 81
Одно из немногих мест, чтобы поговорить о политике 71 49
Место проведения культурных акций – развлечений, танцевальных вечеринок, собраний, лекций и др. 88 72
Место, дающее единственное развлечение в жизни 55 36
Место, где можно напиться, чтобы забыть, что творится вокруг 59 52
Место отдыха от повседневных забот 90 90
Существование пивных — одна из главных причин алкоголизма 58 57
Пивные – причина дезинтеграции семейной среды 63 63

Данные таблицы свидетельствуют об ослаблении социальных функций пивной — как средства разного рода взаимопомощи и создания коммуникативной среды. Однако, как указывает И. Винопал, было бы преждевременно гово-рить о том, что чешская пивная окончательно утратила к настоящему времени свои социальные функции (13). Ее роль в этом качестве особенно незаменима в сельской местности. Жители небольших населенных пунктов по- прежнему рассматривают эти заведения и как место проведения культурных мероприятий (лекций, танцевальных вечеров, театральных постановок), и как информационный центр, и как «бюро добрых услуг». Другими словами пивная с точки зрения микросоциологии продолжает играть значимую роль на уровне локального сообщества, являясь одним из важнейших коммуникационных кана-лов. Заметно по сравнению с периодом до 1989 г. ослабление функции пивной как места обсуждения политики, ее роли в организации культурных акций и как единственного места проведения досуга.

5

Анализируя внутреннее пространство пивной с точки зрения микросоциологии, И. Винопал отмечает, что, хотя это не зразу заметно, оно структурировано, а ее посетители объединены в группы, подчиненные определенной иерархии. Как правило, постоянные посетители –«завсегдатаи» — располагаются на своей «территории» (12). Это может быть отдельное помещение, или группа столов, или просто один столик недалеко от стойки. У завсегдатаев бывает «свой» стул с вырезанным на спинке именем, фотография на стене. В некоторых пивных постоянные посетители садятся каждый раз на новые места, так как там существует поверье, что тот, кто все время садится на один и тот же стул, скоро умрет. В одну и ту же пивную могут постоянно ходить несколько групп, объединенных приятельскими отношениями. Влиятельность каждой из них не зависит от частоты посещения ими пивной. Самой влиятельной фигурой в пивной является бармен.

И. Винопал утверждает, что в чешских пивных сложилась определенная социальная среда, что коренным образом отличает их от других мест общественного питания, где посетители автономны, а состав случаен. Результаты многочисленных социологических исследований и опросов свидетельствуют, что до настоящего времени сохранился феномен заправских пивных завсегдатаев. Разумеется, постоянные гости есть у ресторанов, кафе, баров и других заведений. Однако среди тех, кто назвал своим излюбленным заведением пивную, трое из пяти посещают ее в среднем дважды в неделю, тогда те, кто предпочитает бары, кафе и рестораны ходят в них один раз в две недели.

6

Социальный состав посетителей пивной отличается тем, что примерно половина из них хорошо знакома между собой и с обслуживающим персоналом. И. Винопал описывает обобщенный и отчасти, как он сам замечает, идеа-лизированный образ истинного завсегдатая чешской пивной. Это пожилой мужчина, скорее всего пенсионер, с большой долей вероятности образован и имеет рабочую профессию. В эту самую пивную и на свое место в зале ходит примерно через день, со многими посетителями знаком, на «ты» с барменом и другим обслуживающим персоналом. Ему нравится расположение пивной рядом с домом и вкус подаваемого в ней пива. Он не обращает внимание на грязные скатерти и готов великодушно простить повару холодный суп. Его привлекает возможность поговорить с приятелями, сыграть в карты, короче говоря, повести время и выпить.

С точки зрения индивидуума, важнейшей функцией пивной является установление и поддержание отношений между людьми. Об этом наглядно свидетельствуют результаты социологического исследования, согласно которым более 70 % опрошенных согласилось с утверждением, что пивная – это место встречи приятелей, знакомых, коллег, а 63 % с тем, что она является важным местом для встреч, завязывания знакомств и установления социальных контактов. Являясь членом определенной социальной группы завсегдатаев конкрет-ной пивной, индивид испытывает чувства уверенности и принадлежности, ко-торые И. Винопал сравнивает с чувствами членов трудового коллектива или любительской волейбольной команды. Став членом группы завсегдатаев, индивид приобретает обширные необходимые знакомства и связи, установление которых в другом случае является весьма трудоемким и длительным процес-сом. Помимо социальной идентичности и чувства уверенности членство в группе завсегдатаев дает индивиду возможность в очередной раз убедиться в неизменности существующего порядка вещей. В своей повседневной жизни че-ловек постоянно ищет подтверждения правильности соблюдаемых им жизнен-ных правил. Это придает ему ощущение стабильности.

Для психической стабильности индивида, пишет И. Винопал, очень важно, как бы это ни выглядело парадоксально, временами «ломать» установленный порядок. Например, разнорабочий, занимающий низшую позицию на социальной лестнице в обществе, может быть членом группы наиболее уважаемых и авторитетных завсегдатаев пивной, находящейся вверху иерархии групп, составляющих ее социальное пространство.

Пивная является местом релаксации индивида, здесь в доверительной обстановке, среди хорошо знакомых людей он расслабляется, преодолевает социальные ограничения (имеющие не только негативный, но и, к сожалению, позитивный характер). За кружкой пива индивид имеет возможность «уйти» от проблем реальной жизни, ее высокого темпа. В процессе потребления пива возникает чувство автономного существования в особом времени и пространстве, в котором отсутствует жесткая дефинитивность бытия. Влияя, таким образом, на психику человека, пивная является не только инструментом психологической гигиены. В эпоху реального социализма эта ее функция использовалась режимом для манипуляции общественным сознанием с целью снижения про-тестного потенциала общества, пишет И. Винопал (12).

Чешские социологи, как правило, подчеркивают, что негативные явления, связанные с посещением пивных, имеют гендерный аспект. В пивные преимущественно ходят мужчины, отрывая время от семьи, что отрицательно сказывается на семейной жизни. Эти заведения также в немалой степени способствуют алкоголизации общества. Особое внимание гендерному аспекту уделяет Ленка Пршеворовска (Карлов Университет, Прага), критикуя работы (12, 13), в которых он, по ее мнению, не нашел достаточного осмысления. Она также как и другие авторы считает, что чешскую культуру без преувеличения можно на-звать пивной культурой (7). Ссылаясь на материалы сборника выступлений на литературоведческой и культурноисторической конференции, которую в 1994 г. провел Институт чешской литературы АН ЧР[8], она указывает, что пиво воспринимается как один из базисных элементов чешской культурной идентичности и является для представителей других наций одним из самых ярких символов чешского народа. Вместе с тем она считает, что роль пивной в становлении чешского народа несколько преувеличена.

Автор подчеркивает, что, учитывая именно эти обстоятельства, чешская социология должна уделять проблеме пива большее внимание. С точки зрения социологии, по мнению Пршеворовской, о пиве известно совсем немного. Многие аспекты данной проблемы не анализируются, а рассматриваются в научном сообществе как самоочевидные и не нуждающиеся в научном осмыслении. Одним из таких аспектов, по ее мнению, является гендерный. Ленка Пршеворовска задается вопросом о том, какое значение имеет пиво для чешских муж-чин и женщин.

В качестве гипотезы своего исследования Л. Пршеворовска высказывает предположение, что чехи являются пивным народом лишь наполовину и это относится лишь к мужчинам. Примеры, подтверждающие ее правоту, она черпает из области маркетинга, где культурные стереотипы представлены наиболее ярко. Оглядевшись вокруг, пишет она, можно увидеть множество рекламных продуктов, посвященных пиву. Они, как правило, изображают мужчину, который пьет пиво, и женщину, которая его обслуживает. Из этого следует, что пиво является мужским напитком. Данный тезис автор подкрепляет обраще-нием к истории. Упоминания об употреблении пива в Чешских землях можно найти в средневековых записках путешественников, в гуситских и крамаржских песнях XIY в. В них мужчины пьют пиво, а женщины кофе и ликеры. Женщины упоминаются в связи с пивом, только когда они ругают мужчин за пьянство. Женщины, которые посещали пивные, были или «дамами легкого поведения», или приходили за пивом для своих мужей, или были обслуживающим персоналом. Подобная ситуация сохранилась и в настоящее время.

Автор опросила шесть женщин, в возрасте от 30 до 51 года, своих знакомых. Форма исследования – интервью. Место проведения бесед – кафе, рестораны. Выяснилось, что женщины выделяют и противопоставляют две категории посетителей пивных — «завсегдатаев» и «нормальных парней». «Завсегдатаи», как правило, оцениваются женщинами критически. В их глазах они неоп-рятны, прокурены, ничего не едят, а только пьют пиво. Каждый день (или регулярно) ходят в пивную, сидят там долго и пива выпивают очень много. Кроме пива они еще курят сигареты и играют в карты. Цель посещения этими муж-чинами пивной состоит в «бегстве от ответственности» на «мужскую территорию». Только в пивной они способны подтвердить свою мужскую идентичность, которую в жизни «во вне» не в состоянии полноценно реализовать. В глазах женщин они предстают слабаками, убегающими от обязанностей, семьи, домашних дел, проблем и ответственности в пивные, к своим «дружкам», вместе с которыми они таким образом самоутверждаются. Они обсуждают пиво, женщин и футбол и не ведут откровенных разговоров о личном.

Что касается «нормальных парней», то они посещают пивные для того, чтобы выпить несколько кружек пива и поговорить с друзьями. Пивная в данном случае рассматривается как территория встреч и откровенных разговоров. От завсегдатаев они отличаются тем, что ходят «на пиво» иногда, проводят в пивной «нормальное количество» времени и выпивают «нормальное количество» пива[9].

Опрошенные автором женщины предполагали, что «парни» ходят в пивные только в обществе других «парней». В этом контексте пивная становится местом отдыха от ежедневных стереотипов и от «женщин», естественным оазисом маскулинности. Правда тематика разговоров пивных завсегдатаев и нормальных парней может совпадать. Однако если завсегдатаи только ругаются и бранятся, то нормальные парни откровенно обсуждают проблемы, анализируют их и пытаются найти приемлемое решение.

Вопрос о том, почему же «нормальные парни» пьют именно пиво, поначалу несколько озадачил респонденток. По мнению Л.Пршеворовской это обстоятельство свидетельствует о том, что пиво считается естественным напитком для чешских мужчин, которым нравится его вкус. Женщины также считают, что пиво выступает в качестве атрибута мужского взросления.

Как следует из результатов исследования, женщины пьют пиво в пивных, как правило, в обществе мужчин и очень редко в женской кампании. Основным смыслом посещения пивной является общение, обязательным атрибутом – еда.

7

Оригинал статьи в сборнике ИНИОН РАН «Повседневная жизнь в странах Восточной Европы» за 2011 год.


Список литературы

  1. Коровицына Н.В. Чешский человек в первом десятилетии 2000-х годов (анализ материалов ЦИОМ ИС АН ЧР). – М., 2011. – 200 c.
  2. Horakova N. Češi a hospody. — Mode of access: http://www.cvvm.cas.cz/upl/zpravy/100403s_or41025.pdf
  3. Horakova N. Kam si chodíme posedět? — Mode of access: http://www.cvvm.cas.cz/upl/zpravy/100400s_or41011a.pdf
  4. Hospoda je centrem všeho dění, myslí si tři čtvrtiny Čechů. — Mode of access: http://www.novinky.cz/ekonomika/214870-hospoda-je-centrem-vseho-deni-mysli-si-tri-ctvrtiny-cechu.html
  5. Pivo a česká kultura. — Mode of access: http://www.pratelepiva.cz/svet-piva/ceske-pivo-historie-a-soucasnost/pivo-a-ceska-kultura/
  6. Pivo v české kultuře. — Mode of access: http://www.best4man.cz/gastronomie/drinks/pivo-v-ceske-kulture/
  7. Převorovská L. Když se řekne „jít na pivo“ aneb „Poslední pivečko, pánové!“ — Mode of access: http://sociologickeuterky.fsv.cuni.cz/prace/2009/Prevorovska.pdf
  8. Rozkvět českých hospod v době národního obrození. — Mode of access: http://www.pivovary.info/view.php?cisloclanku=2011020011
  9. Šamanová G. Pivo jako součást české kultury. — Mode of access: http://www.cvvm.cas.cz/upl/zpravy/100398s_or41011b.pdf
  10. Vacl Ceska hospoda. — Mode of access: http://www.pivnidenik.cz/clanek/852-Ceska-hospoda/index.htm
  11. Večerníček N. Pivo, hospody a česká kultura. — Mode of access: http://www.pivnidenik.cz/clanek/88-Pivo-hospody-a-ceska-kultura/index.htm
  12. Vinopal J. Fenomén pivního patriotismu v české společnosti. — Mode of access: http://www.cvvm.cas.cz/upl/zpravy/100403s_or41025.pdf
  13. Vinopal J. Instituce hospod v české společnosti. — Mode of access: http://www.cvvm.cas.cz/upl/nase_spolecnost/100027s_Vinopal-hospody.pdf
  14. Vinopal J. Vzorce konzumace piva v Ceské republice v roce 2010. — Mode of access: http://www.cvvm.cas.cz/upl/zpravy/101074s_OR101215a.pdf
  15. Zuntych Z. Lahvové pivo dotahuje hospody. — Mode of access: http://www.GastroNews.cz/show.asp?id=1021

*Перевод автора.

[1] Sirůček P. Pivo, historie, české země a společensko-ekonomické souvislosti // http://valencik.cz/marathon/10/Mar1002.htm#_Toc254933510

[2] При ответе на вопрос можно было назвать несколько видов заведений общественного питания.

[3] В чешском языке существует несколько названий заведений подобного рода «hospoda», «hostinec».

[4] Франтишек Ладислав Челаковский (Čelakovský) (17991852) – чешский поэт, критик и переводчик; использовал псевдоним Марциан Громотлук (Marcian Hromotluk).

[5] Йозеф Красослав Хмеленский ( Chmelenský) (18001839) — чешский поэт, либреттист, литературный критик и просветитель.

[6] Карел Яромир Эрбен (Erben) ( 18111870,) — чешский писатель, поэт, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора, в первую очередь народных сказок и песен.

[7] Йозеф Каэтан Тыл (Tyl) (1808 -.1856) – чешский драматург, редактор, руководтель тетральной труппы, автор слов чешского гимна.

[8] Hospody a pivo české společnosti – Pr., 1997 – 207 s-

[9] Для чехов определение «нормальный» имеет много смыслов. Например, «приемлемый», «подходящий», «достаточный». Ещё в годы социалистической Чехословакии, приглашая меня на неофициальный просмотр запрещенного фильма, моя чешская приятельница представила меня своим друзьям как «вполне нормальную»- (Прим. авт.)